Правда земная и правда небесная
Ко мне в кабинет вошёл человек в полном облачении и широко перекрестил пространство моего обитания. С достоинством сел на предложенное кресло, а затем вкрадчивым голосом, но твёрдо предъявил ультиматум: «Моя дочь не будет посещать уроки литературы в тот период, пока там проходят роман Булгакова “Мастер и Маргарита”. Дочка священника не может изучать это евангелие от дьявола. Вы не возражаете?» Последняя фраза была высказана явно из вежливости...
С одной стороны, он родитель, ему и решать. С другой, сегодня не пришёлся ко двору Булгаков, завтра отвергнут Льва Николаевича, у которого, как помним, были проблемы с ортодоксией. Что останется тогда от русской культуры? Да и вообще, при чём здесь православие? Обскурантизм, иными словами, узость, мракобесие и крайне враждебное отношение к просвещению, не имеющие ничего общего с подлинной верой, возможны в рамках любой конфессии. Но об этом чуть позже.
Бог — один, провайдеры разные
А пока вспомним слова другого православного священника, убиенного Александра Меня. На вопрос, является ли роман Михаила Булгакова евангелием от Воланда, он заметил: «Роман имеет к Евангелию весьма отдалённое отношение. Это не трактовка, не интерпретация, а просто другое и о другом. Видимо, Булгаков сделал это сознательно. Его прежде всего интересовала тема человека, “умывающего руки”. Это огромная трагическая тема всего XX века».
Тем не менее вступать в философско-религиозный диспут со священнослужителем я не стал и дал согласие на временное непосещение его дочерью уроков литературы. (Впрочем, его молитвы были услышаны. И сегодня это произведение заменено в школьной программе на «Молодую гвардию» Александра Фадеева.)
Когда за батюшкой закрылась дверь, я крепко призадумался о том, что же с нами происходит. Да, существует серьёзная проблема восстановления утраченной идентичности. Нам всем приходится наращивать корни, искать опору в святынях, без которых не удерживается «ценностей незыблемая скала» (Осип Мандельштам). Но почему на этих путях мы чаще всего принимаем за веру отцов их вражду и ненависть друг к другу, а вместо духа вероучения держимся за букву? Так проще. Но простота хуже известно чего.
Всё по стихотворению Бродского:
Входит некто православный, говорит: «Теперь я — главный
У меня в душе Жар-птица и тоска по государю,
Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной.
Дайте мне перекреститься, а не то в лицо ударю,
Хуже порчи и лишая — мыслей западных зараза.
Пой, гармошка, заглушая саксофон исчадье джаза».
Постулаты той или иной веры здесь ни при чём. Об этом справедливо говорил отец Александр Мень: «Мы выступаем за общечеловеческое единство, но не за единообразие. Звездоносцы все одинаковы. Звездоносцы это те, кто считает себя истинными коммунистами или истинными христианами, истинными мусульманами». Пройдут годы, и молодой айтишник выразит ту же мысль в современном формате: Бог — один, провайдеры разные.
Форма, в которой высказано это здравое суждение, современна, но сама мысль не нова. Её впервые провозгласил Пико делла Мирандола в 1485 году, когда он предложил всем желающим философам выйти с ним в Риме на интеллектуальный поединок и обсудить «900 тезисов», в которых была сформулирована очень неожиданная для тогдашнего общества мысль: в каждой религии есть своя правда, в каждом взгляде на мир надо искать что-то полезное.
Затея обеспокоила папу римского Иннокентия VIII. Он назначил комиссию для проверки содержания тезисов на предмет ереси. В том же году комиссия объявила, что изучила все 900 тезисов и 13 из них сочла еретическими. Пико следовало, конечно, признать свои ошибки и сказать, что он обязательно исправит эти 13 тезисов. Но бесстрашный юный философ написал вскоре «Апологию» — текст в защиту своих тезисов. А это уже был вызов. В ответ папа объявил еретическими все 900 тезисов Пико делла Мирандолы.
Пальто наизнанку
Но вернёмся к важному вопросу о соотношении науки и религии. Итак, наука — это об одном, а вера совсем о другом. В поэтической форме это выразила замечательная религиозная поэтесса Зинаида Миркина: «Душа живёт иным законом, / Обратным всем законам тел». Прекрасная поэтическая формула. Никто не может бегать по потолку, игнорируя законы всемирного тяготения, а вера, она о другом — о жизни души.
Учитель, сталкиваясь с такой трактовкой истории, зафиксированной в учебниках, попадает в двусмысленное положение. Если начать опровергать эти мифопоэтические толкования истории, то мы рискуем не сформировать у детей национальную идентичность и тем самым породить цинизм и недоверие к истории в целом. В самом деле, если история состоит из сказок для взрослых, то занятие ею — дело бессмысленное.
С другой стороны, если транслировать на детей все эти мифы, учитель рискует тем, что, к примеру, в гимназическом классе встанет «ботаник» (так школьники именуют юных интеллектуалов), вхожий в интернет, и изобличит учителя во лжи. Как быть?
Спасительной формулой, выводящей современного педагога из тупика, примиряющей духовную реальность с правдой земного течения событий, является «предание гласит». При её применении напрочь отпадает необходимость как во лжи, так и в буквоедском разоблачении осветляющих душу мифов. Что страшного в том, что мы не находим документальных подтверждений благословения будущих героев Куликовской битвы Сергием Радонежским? Предание не случайно фиксирует духовный факт сопряжения современниками высочайшего морально-религиозного авторитета старца с судьбоносным событием российской истории. Само по себе это может стать предметом специального разговора с учащимися.