Хрущёвская либерализация подарила миру целую коллекцию шедевров

ДилетантИстория

Оттепель: поколение гениев

Сталинская диктатура подавляла любой неофициозный творческий порыв, но, к счастью, не смогла его полностью уничтожить. Хрущёвская либерализация подарила миру целую коллекцию шедевров.

Елена Роткевич

Не социалистический, но реализм. Сюжет фильма «Летят журавли» многих шокировал. Во-первых, главный герой, которого играл Алексей Баталов, погиб на фронте от случайной пули, а не совершая какой-нибудь героический поступок. То есть его смерть оказалась бессмысленной. Во-вторых, в одном из эпизодов героиня картины, которую играет Татьяна Самойлова, попадает на вечеринку. Показано пьяное веселье группы людей в тылу в самый разгар войны. Неудивительно, что столь «безыдейный» фильм, в котором военные годы демонстрируются без прикрас и ура-патриотических лозунгов, встретил резкое неприятие у многих высших партийных чинов. Кадр из фильма «Летят журавли». СССР, 1957 год

Первая «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах. Первый «Оскар» за художественный фильм. Первая для СССР Нобелевская премия по литературе. Расцвет кинематографа, поэзии, живописи. Едва ли не всё, чем мы гордимся сегодня в новейшей культуре, создано поколением шестидесятников во время эпохи оттепели конца 1950-х — начала 1960-х годов.

Буржуазная зараза в массах

Имя эпохе дало название повести Ильи Эренбурга «Оттепель», вышедшей в 1954 году. На творческую интеллигенцию огромное воздействие оказало ослабление цензуры в конце 1950-х: писатели, художники, кинематографисты, музыканты почувствовали запах свободы и поверили, что «теперь можно». Результаты стали ошеломляющими. Советское искусство буквально ворвалось на международную арену, явив миру яркое поколение гениев.

Особенно заметно это проявилось в кинематографе. Фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова в 1958 году стал единственным за всю историю отечественного кино (!), удостоенным «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. В 1962-м «Золотого льва» в Венеции получило «Иваново детство» Андрея Тарковского. Последним отголоском оттепели стал триумф картины «Война и мир» Сергея Бондарчука. В 1969-м эта экранизация завоевала первый в истории СССР «Оскар». 1960-е подарили нам целую плеяду выдающихся кинорежиссёров — Хуциева, Ромма, Данелию, Рязанова, Гайдая.

Самое удивительное, что Никита Хрущёв не скрывал своего неприятия многих фильмов, получивших мировое признание. Он искренне считал их идеологически неправильными. Героиню шедевра «Летят журавли» вообще назвал «шлюхой». Главная заcлуга лидера СССР — отказ от тотального контроля за творчеством. Хрущёв мог злиться, мог инициировать разгромные рецензии в «Правде». Но не более. Идеологически «неправильным» художникам или музыкантам больше не угрожали кровавой расправой за «уклонизм».

Стали появляться молодёжные театры. «Современник», Театр на Таганке не могли бы родиться в СССР, если бы не оттепель.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении