Миллионы и миллиарды марок
Сто лет назад, в 1923 году, Германия переживала экономическую катастрофу. Инфляция быстро переросла в гиперинфляцию. Один из самых ярких памятников той эпохе — это почтовые марки, которые тщетно пытались успеть за фантастическими ценами.
Одна из первых сцен в «Чёрном обелиске» Ремарка — диалог между главным героем Людвигом и его другом Георгом Кролем.
«— Сколько же стоит доллар сейчас?
— Сегодня в полдень он стоил тридцать шесть тысяч марок! А утром всего тридцать тысяч!»
Затем Кроль жалуется, что взял с собой мало денег: «Только маленький чемоданчик с запасом на сегодня и завтра. Тысячные и стотысячные билеты и даже несколько пачек с милыми старыми сотенными. Около двух с половиной кило бумажных денег. Инфляция растёт такими темпами, что государственный банк не успевает печатать денежные знаки. Новые банкноты в сто тысяч выпущены всего две недели назад, а теперь скоро выпустят бумажки в миллион. Когда мы будем считать на миллиарды?» А потом вздыхает: «Где прекрасные спокойные дни 1922 года? Доллар поднялся в тот год с двухсот пятидесяти марок всего до десяти тысяч».
Падение немецкой марки (речь идёт о национальной валюте) началось ещё во время Первой мировой войны, а затем продолжилось с головокружительной скоростью. Нужно было восстанавливать экономику, но Веймарской республике приходилось ещё и выплачивать репарации за ущерб, нанесённый Франции и Бельгии. В первой половине 1921 года курс оставался