«Чего не сделали готы, то сделали скόты»
Мраморы Элджина — жемчужина коллекции Британского музея. Под этим названием скрываются скульптуры и орнаменты, украшавшие Парфенон. В начале XIX века британский посол в Османской империи лорд Элджин вывез эти произведения искусства в Лондон, чем вызвал грандиозный скандал, отголоски которого слышны и теперь. А Байрон на одной из колонн афинского Парфенона сделал надпись, вынесенную в заголовок.
Великие руины
Легендарный Парфенон изначально был не столько храмом, сколько банком. По замыслу Перикла, тут хранилась казна Делосского союза, потому что кто защитит деньги нескольких городов лучше Афин. Османы построили на Акрополе мечеть, но при этом на территории Парфенона, во-первых, иногда размещали гарем, во-вторых, хранили порох. Пороховым складом Парфенон был и в 1687 году, когда Афины были ненадолго захвачены венецианцами. Акрополь подвергся обстрелу, который вызвал крупнейший, но далеко не единственный взрыв в истории Парфенона.
Делосский союз — союз древнегреческих приморских городов и островов Эгейского моря в 478/477– 404 годах до нашей эры под гегемонией Афин. Собрания членов союза проходили на острове Делос, в святилище Аполлона.
Впрочем, местные жители нанесли Парфенону даже больший ущерб, чем пороховые взрывы. С конца XVII и до начала XIX века они растаскивали то, что осталось от храма. Произведения искусства, шедевры, многие из которых были созданы великим скульптором Фидием, становились строительным материалом для домов. Мрамор превращался в известь. Именно в таком виде застал Акрополь Томас Брюс, 7-й граф Элджин, британский посол в Османской империи. Он прибыл в Константинополь в 1799 году, но дипломатией почти не занимался. Элджин увлёкся коллекционированием и изучением памятников Античности. После долгих переговоров он получил от султана Селима III разрешение на исследование Акрополя, точнее, того, что от него осталось. Искусством правитель Османской империи особенно не интересовался. В письменном разрешении, которое было выдано лорду, имелась и такая