УК как Tech
Весной 2023 года УК «Первая» возглавил Андрей Бершадский. В интервью «Деньгам» он рассказал о пути от управляющего в западной компании до гендиректора крупнейшей российской УК, ключевых задачах и первых шагах, планах по созданию технологической компании и общей ситуации на рынке.
Вы прошли большой путь от портфельного управляющего западной управляющей компании до гендиректора крупнейшей российской УК. Расскажите об опыте работы в российских и иностранных компаниях и отличиях работы в них.
— Свою карьеру на рынке я начал с работы в глобальных игроках индустрии управления активами. Начинал с риск-менеджмента, но быстро перешел в инвестиционный бизнес, став управляющим. Сказалось образование, ведь я окончил факультет управления и прикладной математики МФТИ — в наше время это был единственный факультет на Физтехе, на котором еще с советских времен сформировалась школа математического моделирования в самых разных областях человеческой деятельности и фундаментального Computer Science.
Физтех воспитал во мне склонность к количественному анализу, привил подход к познанию экономических и социальных процессов через моделирование и эксперимент. Поэтому в качестве инвестиционного управляющего я выбрал не рынок акций, а рынок облигаций, где цены активов в большей степени определяются объективными макрозакономерностями.
— Какие задачи стоят перед вами?
— В первую очередь инвестиционного управляющего выбирают за качественный инвестиционный результат на длинном горизонте. Главная задача — обгонять рыночный индекс (бенчмарк), соответствующий инвестиционному мандату того или иного нашего продукта. И крайне желательно, чтобы этот результат был устойчивым. В этом отношении мы ориентируемся на мирового лидера отрасли доверительного управления — компанию BlackRock, у которой 80% активно управляемых стратегий опережают конкурентов на пятилетнем горизонте.
Рынок доверительного управления становится более конкурентным. С одной стороны, на нем появляется все больше нишевых игроков, когда небольшие управляющие компании привлекают клиентов благодаря цифровизации сервисов доступа к рынку и появлению биржевых фондов. С другой стороны, сузились инвестиционные возможности: все теперь делают довольно стандартный набор флагманских стратегий.
Следовательно, растет роль качества управления, сервисов и коммуникаций. И поэтому мы начали с того, что внесли коррективы в инвестиционную команду и формализовали инвестиционный процесс.
— Сильно обновили команду?
— Команда из 12 портфельных управляющих усилена на треть. К нам пришли специалисты, прошедшие через несколько кризисов. Это очень важно, так как чем больше макроэкономических и рыночных циклов портфельный менеджер видел в своей карьере, тем он эффективнее. Наша амбиция — развитие собственного аналитического направления. Практика показывает, что в инвестициях успешнее тот, кто имеет собственную аналитику. Например, у BlackRock квартальное письмо директора по инвестициям читает весь мир — настолько велико влияние самого большого asset manager на рынки и умы инвесторов.
— Как именно планируете развивать собственное аналитическое направление?
— В первую очередь мы усилим нашу команду аналитиков, органично развивая как классическую фундаментальную аналитику по эмитентам (оценка акций, кредитных рисков), так и макроанализ, стратегический анализ по отраслям и классам активов, количественный анализ. Будем создавать инвестиционный маркетинг, который пересекается с персонализацией инвестиционных решений для наших клиентов.
Доходность, конечно, важна, но не менее важно общаться с клиентом адресно и показывать, какие продукты подходят именно ему, объяснить результаты управления и формировать у клиента правильные ожидания по доходности и риску, причем простым языком. Сложная задача, когда в нашем индивидуальном доверительном управлении находится около двух тысяч разных индивидуальных портфелей. Какой бы большой ни была команда аналитиков и управляющих, они не смогут писать аналитику по всем портфелям. В первую очередь они должны заниматься инвестиционным процессом.