Ограбление по…
Чем обернется присвоение США и ЕС российских активов
В апреле президент США Джо Байден подписал закон, разрешающий конфисковать ранее замороженные суверенные активы России. В мае в Еврокомиссии заявили, что доходы от европейских активов российского ЦБ уже в июле отправят на Украину, добавив, что доходы от замороженных активов не вернут даже после снятия санкций. Вслед за этим Владимир Путин подписал указ, разрешив конфисковать по суду американское имущество в России в качестве компенсации ущерба от изъятия российского имущества в США. В 2022 году Евросоюз и страны G7 заморозили около $300 млрд активов ЦБ России.
«Отрицание России во имя человечества есть ограбление человечества». Философ Николай Александрович Бердяев, «Судьба России», 1918 г.
Попробуй отними
Замороженные недружественными странами российские активы на сумму порядка $300 млрд день за днем с февраля 2022 года накапливают процентные доходы и не дают покоя желающим их присвоить. В «миропорядке, основанном на правилах» эти самые правила позволяют их авторам признавать кого-угодно «вселенским злом» и ограбить, но не позволяют иные более весомые обстоятельства, такие как международное право и ядерный паритет.
Соединенные Штаты и Великобритания прямо выступают за конфискацию, и в США даже принят закон «О восстановлении экономического процветания и возможностей для украинцев», который позволяет президенту Байдену конфисковать суверенные активы России, находящиеся в американской юрисдикции, в целях поддержки Украины. Объем российских активов, замороженных в США, относительно небольшой и составляет примерно $5 млрд, при этом американцы предложили выдать Украине $60 млрд авансом, а затем использовать прибыль от российских активов, находящихся в Европе, для постепенной компенсации себе этой суммы.
В то же время Франция, Германия, Италия, Япония и Саудовская Аравия после правового изучения подобных инициатив считают, что конфискация активов станет плохим прецедентом и откровенным нарушением суверенитета, что может привести к судебным разбирательствам, финансовой нестабильности и ответным конфискациям иностранных активов в России.
Тем не менее на Западе набирают популярность предложения политиков конфисковать и использовать хотя бы прибыль, полученную от этих российских активов. И европейцы, и американцы считают, что эту прибыль можно присвоить, не создавая таких же юридических проблем или рисков для мировой финансовой системы, как при конфискации основной суммы.
Ящик Пандоры
«Я хотела бы напомнить вам, что решения относительно российских активов не наши. Это политические решения, которые мы применяем. Мы проводим много времени с европейскими и американскими властями, чтобы объяснить влияние этих решений на наш баланс и наши риски. Учитывая размер группы Euroclear и ее системную значимость, любое решение, серьезно ослабляющее компанию, может иметь последствия на мировых финансовых рынках»,— заявила в интервью бельгийскому изданию L’Echo Валери Урбен, ставшая в мае новым главным исполнительным директором группы Euroclear.
«Если наши клиенты чувствуют, что закон больше не соблюдается и их активы могут быть конфискованы, это открывает ящик Пандоры. Это может привести к тому, что крупные международные инвесторы отвернутся от Европы. Здесь перед нами стоит гораздо более фундаментальная проблема. Это вопрос правовой определенности. Такое решение оказало бы очень негативное влияние не только на Euroclear, но и на финансовые рынки в целом», — сказала госпожа Урбен.
Согласно международному праву, государственная собственность, находящаяся на иностранной территории, обладает иммунитетом от принудительных мер, применяемых в рамках любого судебного процесса. Эксперты по правовым вопросам, привлеченные к рассмотрению этого дела по обеим сторонам Атлантики, заявили, что прямой захват российских государственных активов несет в себе значительные юридические и финансовые риски, и предупредили, что это нарушит международное право и потенциально создаст опасный прецедент, когда одни страны могут забирать активы других стран.
Возникают угрозы для международных резервов центральных банков, которые создаются в иностранных валютах, что чревато катастрофическими последствиями для всей мировой финансовой системы, использующей в расчетах в основном валюты государств, намеревающихся грубо нарушить международное право.
Не твое — не трогай
Конфискация — это мера, применимая к любому типу активов, которая приводит к фактической смене владельца. Собственники теряют все права на эти средства или активы без надлежащей компенсации.