Дело Кантора живет: как математики всех стран соединились
Раз в четыре года ведущие математики со всего мира проводят конгресс, на котором обсуждают свои последние успехи и отмечают тех, кто добился наиболее впечатляющих результатов. Этой традиции больше 100 лет — первая такая встреча состоялась в конце XIX века. В этом году Международный конгресс математиков пройдет в российском Санкт-Петербурге. Это отличный повод поговорить о математиках и математике: для этого мы создали рубрику ICM2022, где будут появляться материалы, связанные с конгрессом и темами, которые на нем собираются обсуждать ученые.
Профессор университета Галле Георг Кантор был очень недоволен уровнем взаимодействия немецких и французских математиков. Они общались между собой совсем не так тесно, как до франко-прусской войны (1870-1871), поэтому в 1888 году Кантор предложил проводить регулярные встречи математиков двух стран на нейтральной территории — в Бельгии, Швейцарии или в Нидерландах. Организовать ее не получилось, но Кантор своей идеи не оставил. Через два года в его письмах к коллегам появляется значительно более грандиозный план: организовать международный конгресс математиков.
У Кантора были причины ратовать за международный математический форум: его революционные идеи в области теории множеств коллеги-немцы не приняли, поэтому он был лично заинтересован в расширении контактов между математиками разных стран, пишет историк математики Олли Лехто.
В течение нескольких лет ученый обсуждал свою идею с коллегами из Германии, Франции и России, но они к его sehr hochfiiegende Pläne относились скептически. Тем временем, на другом конце мира, в Чикаго, в рамках Всемирной Колумбовой выставки 1893 года прошла первая трансатлантическая встреча математиков, которую организаторы назвали Всемирным конгрессом математиков. В нем участвовали всего 45 ученых, причем только четверо были из Европы. Германию представлял математик Феликс Кляйн (два из трех профессоров математики Чикагского университета были его