DD-964: настоящий корабль-призрак
Грозный военный корабль идет по волнам Тихого океана. Ощерились орудийные башни, киль рассекает воду, сверкают на солнце белые цифры 964 на борту. Только людей не видно. Ни матросов, ни офицеров, ни капитана – никакого движения. А корабль-призрак все движется вперед, и не стоит обычным кораблям встречаться в открытом море с этим «летучим голландцем». Плохая примета.
Когда-то эскадренный миноносец DD-964 Paul F. Foster имел и капитана, и команду. В состав флота он вошел в 1976 году и стал одним из самых совершенных кораблей своего времени, вторым эсминцем нового типа «Спрюэнс». Всего на верфи в Паскагуле, штат Миссисипи, был построен 31 подобный корабль. «Спрюэнсы» были очень хорошо вооружены — одни «Томагавки» чего стоили, не говоря уже о зенитной артиллерии, ракетах «Гарпун», торпедах, минах и авиационной группе из вертолетов Sikorsky SH-60 Seahawk. Эти корабли дали начало нескольким новым классам — ракетным крейсерам типа «Тикондерога», эсминцам типов «Кидд» и «Арли Берк».
Но время «Спрюэнсов» уходило. Последний представитель класса — USS Cushing — был выведен из состава флота 21 сентября 2005 года. Большую часть кораблей — 25 экземпляров — затопили, использовав в качестве мишеней; еще четыре были разрезаны на металл. На данный момент на плаву находятся лишь два «Спрюэнса», причем один из них, эсминец Arthur W. Radford, просто ждет своей очереди стать искусственным рифом.
А вот у «Пола Фостера» другая судьба. Он не только находится в строю, но и активно используется ВВС США. Правда, в очень своеобразном ключе. Да, DD-964 действительно стал официальным кораблем-призраком. Бывает и так.
Легкая мишень
Аббревиатура SDTS означает Self Defense Test Ship, то есть испытательное судно систем самообороны. Это отдельная армейская единица — она не относится ни к эскадренным миноносцам, ни к крейсерам, ни к какому-либо другому типу кораблей. Это SDTS, и на флоте все знают, о чем идет речь.
SDTS — это «продвинутая» разновидность корабля-мишени. Такие цели активно используются всеми странами мира для испытаний крылатых ракет, артиллерийских орудий, бомб, торпед. Обычно кораблем-мишенью служит списанное армейское судно, которое ставится на прикол в заданном квадрате, а затем безжалостно расстреливается из испытуемых типов орудий. Цели испытаний могут быть самыми разными — как проверка новой разновидности ракет, так и простая тренировка артиллерийского расчета.
Обычная подготовка корабля-мишени заключается в полном избавлении его от веществ и материалов, способных ускорить уничтожение судна или загрязнить окружающую среду. Удаляется все топливо, асбестовые и прочие вредные для океана элементы. Иногда, когда после затопления корабль должен стать искусственным рифом, лежащим на небольшой глубине, в его корпусе и надстройках прорезают маленькие отверстия для рыб или даже побольше — для дайверов. В последнее время появилась тенденция стирать идентификационные марки — надписи, гравировки, названия и цифры — и затапливать суда анонимно, из уважения к тем, кто плавал на них «при жизни».
Кое-что на корабли-мишени устанавливается — например, датчики, фиксирующие крен и повреждения при успешных попаданиях и передающие эту информацию командованию. В качестве базовых кораблей используются суда самых разных классов, поскольку во время войны приходится топить и грузовые транспорты, и небольшие торпедные катера.
Методика использования отслуживших свое кораблей в качестве тренировочных снарядов известна как минимум с первой половины XIX века. Но вплоть до 1990-х годов мишени функционировали как обездвиженные, беспомощные баржи, попасть по которым было не так и сложно, не говоря уж о полном отсутствии какого-либо отпора. А на рубеже 1990-х ВМФ США разработало новую концепцию корабля-мишени, который мало того что может передвигаться, уходя от атаки, но ко всему прочему оборудован системами активной защиты. Так появился первый SDTS — бывший DD-936, или USS Decatur.