Историк Сергей Мироненко о его взглядах на российскую историю

СНОБИстория

Сергей Мироненко: Власов сам признал, что он предатель

Беседовал Станислав Кувалдин

414ae7dde1cdf9454928df9f6aeaa6e657f1f211f75ebe95b2a138c3a1619461.jpg
Фото: Игорь Иванко/Агентство «Москва»

Научный руководитель Государственного архива Российской Федерации и член-корреспондент РАН, профессор МГУ Сергей Мироненко выпустил популярную книгу «100 событий, которые изменили Россию». «Сноб» посчитал это хорошим поводом поговорить с историком и архивистом не только о книге, но и о его взглядах на российскую историю и оценках некоторых спорных «героев»: генерала Власова, Лаврентия Берии или императора Петра.

Историческая правда всегда выйдет наружу

Ɔ. Поводом для нашего разговора стала книга ваших очерков о российской истории. Пожалуй, первое, чем она обращает на себя внимание, — это спокойный язык, которым излагаются довольно сложные и противоречивые вопросы. Как показывает наблюдение за последними общественными дискуссиями и в публицистике, и социальных сетях, историю теперь обсуждают страстно, с бросанием инвектив той или другой стороне. Почему, как вам кажется, это происходит и будет ли наше общество готово обсуждать исторические вопросы без подобной ажитации? 

Готово или нет наше общество без ажитации обсуждать исторические вопросы, ответить трудно. Однако вся предшествующая история показывает, что ее проблемы всегда вызывают какой-то жгучий политический интерес. К сожалению, это мешает пониманию истории. 

В свое время был такой известный историк Михаил Николаевич Покровский, которого Ленин очень поднимал и говорил, что его «История России» в самом сжатом виде — это очень важная и нужная работа, только надо дополнить ее хронологическими таблицами. Покровскому приписывают известную фразу, что «история — это политика, опрокинутая в прошлое». До какого-то времени казалось, что эта формула нами уже изжита, что уже не будет печально знаменитых брошюр, таких как «Фальсификаторы истории», которые выходили у нас после войны как идеологический ответ Западу. Но, увы, многое из этого сегодня возвращается.

Я профессионально занимаюсь отечественной историей довольно долго и давно и вижу, что излишняя политизация как с одной, так и с другой стороны, доходящая иногда просто до каких-то истерических форм, нам только вредит. Я глубоко убежден, что каждый человек может стать гражданином, только зная историю своей страны. Довольно долго это было затруднительно.

Помните, как в перестройку было модно говорить: «Мы — Иваны, не помнящие родства»? Но ведь мы его действительно не помним. В XX веке люди меняли фамилии, отказывались от родителей. Если ты имел родителей из класса эксплуататоров, тебе нужно было их обличать, а после, когда начали искать врагов народа, принуждали детей отказываться от родителей. Думаю, что именно изучением истории воспитывается настоящий патриотизм — не тот, что вызван стремлением угодить действующей власти, а тот, что является любовью к родине, которая, как мне кажется, присуща любому человеку. 

Ɔ. Формально с вашими словами не задумываясь согласятся многие политики, в том числе и те, кто любит публично рассуждать о патриотизме. На деле все обстоит иначе. В мае Россия будет отмечать 75-летие Победы. Уже известно, что президент к этому времени напишет статью о Второй мировой войне, для которой ему коллеги подбирают документы. Сможем ли мы избежать политизации военной истории и не затронет ли это в том числе и профессиональных историков, которые, возможно, хотели бы оказаться в стороне? 

Остается лишь надеяться, что этого не произойдет. Со своей стороны лишь скажу, что архивная служба прилагает усилия, чтобы политизация не искажала историческую правду, ведь историческая правда всегда выйдет наружу.

Ɔ. Тут напрашивается вопрос: что же такое «историческая правда»? И бывает ли она вообще? 

Да, об этом часто спорят: наука история или нет? Я убежден, что это серьезная наука, как бы ни пытались ее дискредитировать те, кто действует исходя из установки Покровского о политике, обращенной в прошлое. 

История — наука именно потому, что любое утверждение историка можно проверить по документам. Правда, для этого они должны оказаться в руках людей, умеющих с ними работать. Любой документ действительно можно использовать в пропагандистских целях, но настоящий исследователь, разумеется, знает, что такое критика источников, их подбор, необходимая база источников для исследований. Интерпретации данных могут быть различными, однако это в порядке вещей, в науке не обходится без споров. 

Сталин — бандит, но это не повод служить Гитлеру

Ɔ. В своих очерках вы обращаетесь к вопросам, связанным с первыми днями Великой Отечественной войны и растерянностью советских вождей. Рассказываете вы и о той части истории ВОВ, которая оказалась связана с генералом Власовым. Возможен ли сегодня спокойный разговор вне кабинетного и академического сообщества на эти темы, учитывая, как их разгорячили? 

Недавно федеральное архивное агентство опубликовало многотомный сборник, посвященный армии генерала Власова. Мне кажется, что именно публикация исторических документов снимает в известной степени остроту вопроса. Уверен, что, когда были опубликованы подлинные допросы Власова, у непредвзятого читателя сложилась вполне объективная картина произошедшего.

Власов сам признал, что он предатель, при этом нет никаких следов того, что к нему применялись какие-то меры физического воздействия, чтобы выколотить из него эти слова. Власов и его товарищи признавали, что переход во время войны на сторону противника — это в любом случае измена. Для меня, например, в этом собрании документов очень важной была публикация немецкой записи о беседе Власова с другим советским генералом — Михаилом Лукиным. Власову позволили приехать под Смоленск и устроили ему встречу с Лукиным, который был героем обороны Смоленска, но позже, тяжело раненный, попал в плен. Лукин тогда прямо спросил у Власова, всерьез ли тот думает, что Гитлер позволит создать ему независимое русское правительство? При этом Лукин в плену в беседах с германскими офицерами страшно ругал сталинизм и вообще советскую власть. Тем не менее его судьба отличалась от власовской. Некоторое время после войны Лукин провел в тюрьме, так как советские органы попросту не могли решить, что с ним делать. И все же затем его выпустили на свободу, и умер он в своей постели в 1970 году.

Вот позиция двух генералов: генерал Власов и генерал Лукин. Лукин так же, как и Власов, критиковал политику Сталина, говорил, что Сталин — бандит и убийца, который уничтожил лучших представителей Красной армии, что он повинен во всех бедах. И все же он посчитал, что это не основание служить Гитлеру. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Двенадцатая жена императора Двенадцатая жена императора

Шпионско-детективная история про румынскую танцовщицу, ставшую женой императора

Дилетант
Полтаза оливье, или Куда делся потребительский спрос Полтаза оливье, или Куда делся потребительский спрос

Рынок переживает изменение структуры спроса, не связанное со стагнацией

Эксперт
Как не вестись на провокации Как не вестись на провокации

Как дать отпор провоцирующему ссору собеседнику?

Maxim
Чтобы попасть на лейбл к Ивану Дорну, нужно петь, как Фредди Меркьюри, слушать Николая Носкова и заниматься грабежом Чтобы попасть на лейбл к Ивану Дорну, нужно петь, как Фредди Меркьюри, слушать Николая Носкова и заниматься грабежом

Так получилось у петербургской группы Super Collection Orchestra

GQ
10 самых умных пород собак 10 самых умных пород собак

Некоторые породы собак традиционно считаются умнее других

Популярная механика
Дочери дракона Дочери дракона

«Длинношеие» женщины народа Падаунг из Мьянмы носят «ожерелье» из тяжелых колец

Вокруг света
Смерть сына, секс-скандал и самолеты: захватывающая биография Джона Траволты Смерть сына, секс-скандал и самолеты: захватывающая биография Джона Траволты

По биографии Джона Траволты можно снять необычное кино

Cosmopolitan
Новая атака на земли князей Новая атака на земли князей

Как готовят проект об изменении территорий музея-усадьбы «Архангельское»

Русский репортер
«Хищные птицы» с Марго Робби: рецензия «Хищные птицы» с Марго Робби: рецензия

Чем хороша и чем плоха феминистская экшен-комедия «Хищные птицы» с Марго Робби

Esquire
«Я разделяю комфорт и ненужные понты». Правила потребления сооснователя CarPrice Эдуарда Гуриновича «Я разделяю комфорт и ненужные понты». Правила потребления сооснователя CarPrice Эдуарда Гуриновича

Эдуард Гуринович рассказал о прививке успеха и самой обидной потере

Forbes
Самые дорогие клубы НБА — 2020. Рейтинг Forbes Самые дорогие клубы НБА — 2020. Рейтинг Forbes

НБА остается привлекательным бизнесом для владельцев клубов

Forbes
Обогнали взрослых Обогнали взрослых

Товары для детей — одна из перспективных ниш, благодаря которой повышают прибыль

Эксперт
Рост прибыли на 1900%, будущий кризис и подготовка к смерти: что Баффет написал инвесторам в ежегодном письме Рост прибыли на 1900%, будущий кризис и подготовка к смерти: что Баффет написал инвесторам в ежегодном письме

Пересказ традиционного письма Уоррена Баффета инвесторам Berksihre Hathaway

Forbes
Почему вам обязательно нужен кардиган Почему вам обязательно нужен кардиган

Эта вещь стала объектом внимания абсолютного большинства дизайнеров

GQ
ВИЧ после Дудя. В Госдуме провели круглый стол, посвященный эпидемии заболевания в России ВИЧ после Дудя. В Госдуме провели круглый стол, посвященный эпидемии заболевания в России

Как прошел круглый стол в Госдуме об эпидемии ВИЧ

СНОБ
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Очерк второй. Эйнштейн против Паули. Единая теория поля

Наука и жизнь
Как экономить время? Как экономить время?

Даже в бешеном ритме жизни есть интересные способы на чём-то экономить время

Здоровье
Пример для подражания: Юлия Темникова Пример для подражания: Юлия Темникова

Как всего за пять лет сделать карьеру, в одиночку воспитывая ребенка?

Cosmopolitan
Стратег, который переобувается в воздухе: что теперь нужно российским компаниям от управленцев Стратег, который переобувается в воздухе: что теперь нужно российским компаниям от управленцев

Консерватизм и закрытость — главные грехи лидера нового образца

Forbes
Партнёрские роды Партнёрские роды

Партнёрские роды становятся все более популярными, что о них нужно знать?

Здоровье
Как повторить образы героев «Французского диспетчера» Уэса Андерсона Как повторить образы героев «Французского диспетчера» Уэса Андерсона

Давайте поблагодарим режиссера за еще одно пособие по стилю

GQ
Президентско-парламентская абсолютная демократия Президентско-парламентская абсолютная демократия

Лишь компромисс политических элит дает шанс конституции в редакции де Голля

Эксперт
Почему галогеновые лампочки нельзя трогать руками? Почему галогеновые лампочки нельзя трогать руками?

Ни в коем случае нельзя касаться галогеновой лампы руками. Что может произойти?

CHIP
Касторовое масло для волос — SOS-инструкция Касторовое масло для волос — SOS-инструкция

Касторовое масло — один из самых популярных ингредиентов для домашних масок

Cosmopolitan
Безнадежный тупик: почему страна богатеет, а доходы граждан падают Безнадежный тупик: почему страна богатеет, а доходы граждан падают

Госбюджет России в превосходной форме, а вот в экономике все неладно

Forbes
Сокрушение Колизея Сокрушение Колизея

Почему от падения старых стен сотрясается общество?

Огонёк
Банкам умерят аппетит Банкам умерят аппетит

Кредитным организациям могут запретить наживаться на чрезмерных комиссиях

Эксперт
«Мир стал более жесток к женщинам». Главная писательница Израиля о том, почему быть хорошей матерью уже недостаточно «Мир стал более жесток к женщинам». Главная писательница Израиля о том, почему быть хорошей матерью уже недостаточно

Израильская писательница №1 об антисемитизме, косых взглядах и любви к детям

Forbes
Как уменьшить бёдра и ягодицы в домашних условиях: лучшие лайфхаки Как уменьшить бёдра и ягодицы в домашних условиях: лучшие лайфхаки

Чтобы обрести стройные бёдра, нужен комплексный и вдумчивый подход

Cosmopolitan
Тест-драйв танка Т-72Б3: Тест-драйв танка Т-72Б3:

Управление танком не сильно отличается от автомобильного

Популярная механика
Открыть в приложении