«Неограненные драгоценности» с Адамом Сэндлером: рецензия
На Netflix вышел криминальный триллер братьев Сэфди «Неограненные драгоценности» с Адамом Сэндлером в главной роли — роли не только выдающейся, но и совершенно точно лучшей в 30-летней карьере популярного актера. По просьбе Esquire критик и автор телеграм-канала «Кроненберг нефильтрованный» Андрей Загудаев посмотрел фильм и рассказывает, насколько несправедлива была Американская киноакадемия, которая не дала комику номинации на «Оскар» за эту совсем не комедийную работу.
Говард Ратнер — предприимчивый нью-йоркский еврей, который держит в городе полуподпольную ювелирную лавку. Благодаря связям, помощникам и довольно нетривиальному ассортименту его магазин пользуется определенной славой у богатых людей и знаменитостей (например, только у него можно купить уникальный кулон Майкла Джексона в виде инкрустированной драгоценными камнями фигурки короля поп-музыки или в виде покрытого бриллиантами гремлина). Также Говард носит чемпионский перстень NBA, который принадлежал одному из баскетболистов «Нью-Йорк Никс» в семидесятых. Где Ратнер добывает все эти редкие лоты, никому не известно.
Однажды в ювелирной лавке Ратнера появляется по-настоящему исключительный товар — огромный опал из Эфиопии, на который Говард потратил, по его же словам, около $100 000 и 15 месяцев жизни. И который планирует продать на местном нью-йоркском аукционе по меньшей мере за $1 млн. Для Ратнера сделка жизненно необходима — он должен знакомым бандитам большую сумму денег, которую пытается погасить за счет безуспешных ставок на любимый баскетбол. Ситуацию усложняют натянутые отношения с женой и детьми — и молодая любовница, на которую уходит много времени и денег.
Как-то раз в его магазин заходит баскетболист Кевин Гарнетт, который буквально с порога влюбляется в опал. Он просит у Говарда одолжить камень на пару дней — у спортсмена на носу важные игры в плей-офф, и он верит, что камень принесет ему удачу. Ратнер опрометчиво соглашается, ставя себя в не самое комфортное положение: мафиози не отступают, аукционные оценщики обрывают телефоны, в личной жизни — беда. Чтобы все исправить, ему надо вернуть опал, причем как можно скорее.
Существует не так много других молодых режиссеров, которые бы так же радикально, как братья Сэфди, делили публику на два лагеря. У одних от их картин, переполненных несмолкаемыми диалогами, ночными съемками в потемках, не самыми приятными криминальными персонажами со дна Нью-Йорка и постоянно гудящей за кадром электронной музыкой, натурально болит голова. В другом лагере видят в Сэфди талантливых преемников нового Голливуда — с его жесткой честностью, тотально пессимистичной атмосферой, неоднозначными героями и наплевательским отношением к правилам классической «фабрики грез». Их фильмы слегка бессистемны и даже безалаберны, но их это не портит, а даже наоборот — добавляет криминальным сюжетам обаяния. Отдельная радость, что их картины — это не столько оммажи классическим лентам нового Голливуда (какой стал, пусть и в хорошем смысле, недавний «Джокер»), а скорее собственные шумные ремиксы на вечные голливудские темы. Одним словом, спутать Сэфди с кем-то еще с каждым их новым фильмом становится все сложнее, особенно если вы вообще не знакомы с прошлым американского кино.