«После «Триггера» я ушел из театра»: актер Матвеев о том, как его изменил сериал, созданный на кейсах бизнес-коуча
В феврале «Первый канал» начал показывать сериал «Триггер». Прототипом для главного героя — московского психотерапевта Артема Стрелецкого — стал программный директор клуба персонального развития Forbes Ontology Сергей Насибян. Он взял интервью у сыгравшего главную роль актера Максима Матвеева. С помощью Насибяна Forbes Ontology также разобрался, что в сериале правда, а что вымысел.
Коучи и психологи стали модными персонажами в кино и литературе. Это наши новые «докторы хаусы», врачи человеческой души. Чего стоит сатира на коучей в последней книге Пелевина «Искусство легких касаний». Они становятся главными героями в кино — многие запоем смотрят Sex Education на Netflix, — про секс-коучей, мать и сына. Выстрелил и российский проект «Триггер» — с начала февраля идет на «Первом канале». Главного героя — психотерапевта Артема Стрелецкого сыграл известный мхатовский актер Максим Матвеев. Консультантом сериала стал Сергей Насибян, психотерапевт, бизнес-тренер и программный директор клуба персонального развития Forbes Ontology.
Специально для Forbes Насибян записал видео-интервью с Матвеевым.
«Триггер» начинается с того, что Стрелецкий выходит из тюрьмы (он сидел по обвинению в доведении до самоубийства клиента). И снова открывает практику. В каждой серии он распутывает сложнейшие узлы в судьбах своих клиентов. Моментально «считывает» людей и решает их вопросы за два-три сеанса. И действует необычным методом — никаких ста лет на кушетке аналитика, он практикует методы провокативной психотерапии.
Что такое провокативная психология?
Отец провокативной психотерапии как школы — американец Фрэнк Фарелли. Он много лет проработал с пациентами с шизофренией. Во время одной из сессий от бессилия врач вдруг спонтанно — и в обход обычного протокола — взял и согласился. «Да, ты прав, сказал он тому, все плохо, ты безнадежен, ни на что не годишься, и я не буду убеждать тебя в обратном». А пациент вдруг начал протестовать — и в лечении случилась положительная динамика. Фарелли описал методологию в 1960-х. Его книга «Провокативная психотерапия» вышла в 1974 году.
Суть методики в том, что с разрешения клиента терапевт становится «адвокатом дьявола». Моделирует рискованные ситуации, где клиент эмоционально «раздевается» — снимаются все маски и отшелушиваются защитные фокусы психики. В ход идет все: и ирония, и оскорбления, и провокации на яркие эмоции, — клиента не щадят. Все, чтобы человек остро пережил свой триггер, — после таких встрясок часто наблюдают стабильное улучшение, которого не получилось добиться другими методами.
Опыт Фарелли и его школы позволили расширить представления психотерапии о чрезвычайно тонкой душевной организации человека в кризисе: мы гораздо устойчивей, чем кажется. И в моменты провокации и вывода из зоны комфорта психика в самом деле может начать выдавать более здоровые реакции, чем в ситуации, когда клиента жалеют и гладят по голове, а он продолжает ныть, что жизнь его катится по наклонной.
Что такое триггер?
Это когда болит в одном месте, а причина в другом. Специалисты по телу знают, может болеть в пятке, а причина, грубо говоря, в почках. Похожим образом это правило работает и в психике. Триггеры — это сигнальные системы: они нас останавливают, чтобы мы наконец обратили внимание на суть проблемы — то, что мешает дышать и ощущать жизнь на кончиках пальцев. Это то естественное состояние покоя и счастья, к которому априори стремится каждый человек. Часто люди годами пытаются понять, о чем их триггеры, и откуда они взялись. Иногда сами, иногда с помощью психотерапевта. И счастье специалиста состоит в том, чтобы распознать механизм конкретного триггера у конкретного человека.