Что такое дрон? Какие виды дронов бывают и где применяются
БПЛА с каждым годом осваивают все больше «гражданских» специальностей
Беспилотные летательные аппараты или дроны заняли умы конструкторов сразу после отрыва человека от Земли на первом самолете Николая Егоровича Жуковского. После первых романтических полетов стало ясно, что следующей задачей будет освоение полётов без участия человека. Когда мечта сбылась, и человек побывал в небе, самым уязвимым местом авиации стал… пилот. Но долгое время заменить его было некем.
Чем пилот не угодил авиации
Мало того, что обучать летчиков приходится долго. Нужно следить за состоянием их здоровья, иметь на всякий случай замену наготове. Техника не стоит на месте, и пилоту нужно регулярно повышать квалификацию. Все это стоит денег, и вовсе немаленьких.
А еще пилоту нужно обеспечить на рабочем месте максимальный обзор, позволяющий видеть и другие летательные аппараты в воздухе, и ситуацию на земле, препятствия при экстренном приземлении на неподготовленные участки. Когда-то для этого хватало шелкового шарфа – он не давал воротнику летной кожаной куртки натирать авиатору шею. Но высоты и скорости росли, и вскоре потребовалась кабина, чтобы защищать экипаж от воздействия внешней среды – от дождя, от встречного потока воздуха, от снега, от молнии.
Многочисленные механические и электронные средства управления машиной, контрольные приборы, без которых человеку не обойтись, тоже нужно защищать. Но сначала – внести в конструкцию и установить. И эти приборы, и весь узел управления, и кабина – совсем не дешевые вещи.
При длительном полете берет свое физиология – экипаж должен пить, есть, пользоваться санузлом, отдыхать, в конце концов. Со временем потребовалась полная система жизнеобеспечения на борту, да еще и герметичная, с нормальным уровнем давления воздуха при минимальном давлении за бортом на больших высотах. После преодоления звукового барьера летчику стал необходим противоперегрузочный костюм, шлем со встроенными устройствами связи, мощный компьютер для систем наведения ракет и прицельного бомбометания. А в случае опасности пилота нужно срочно эвакуировать (парашютная система, катапульта с пиропатроном, кислородная маска, баллон и др. и пр. и проч.)
Но дело не только в деньгах. Пилот, мало того, что нуждается в условиях для работы – так он со всей системой жизнеобеспечения очень немало весит, а это требует расхода топлива и сокращает время полета, многие операции по стоимости становятся неоправданно дорогими. И время теряется – например, при мониторинге лесных пожаров, которые не станут ждать, пока самолет слетает на аэродром и поменяет экипаж.
Конструкторам осталось решить главную задачу: кого (что) посадить в самолет вместо пилота, или как управлять этим самолетом на расстоянии?
Авиация была обречена на создание беспилотного летательного аппарата. Ему дали название «дрон» – от английского drone, то есть «трутень». В русском языке это слово означает «бездельник», «тунеядец». Английская семантика подчеркивает то, что трутня используют – и затем он становится ненужным. Часть дронов действительно становятся ненужными после доставки груза. Но только часть.
Кто первым получил патент на дрон
Болгарский философ XIV века Константин Костечевский говорил: «В суть всякой вещи вникнешь, если правдиво наречешь ее». В наше время стоит добавить: «Со всякой вещи получишь доход, если расплывчато назовешь ее в патенте». Управление движущимся аппаратом на расстоянии другой славянский гений, Никола Тесла в конце XIX века назвал в патенте «телеавтоматикой».
Свою модель радиоуправляемой лодки он продемонстрировал в действии на электрической выставке Нью-Йорке еще в 1898 году. Но в отличие от изобретателя швейной машинки, Айзека Меррита Зингера, патент которого много лет приносил хозяину деньги, Тесла за свое изобретение ничего не получил. В музее Теслы в Белграде экспонируются копии лодки и пульта управления (оригиналы не сохранились). Патент US613809A на «метод и аппаратуру дистанционного контроля движущихся транспортных средств и судов» так и остался просто историческим документом. Военные не заинтересовались им, гражданские лица и вовсе посчитали игрушкой.
«…моя подводная лодка, загруженная торпедами, может быть запущена из безопасной гавани или с корабля, скрытно проплыть под поверхностью, через заминированные воды, прямо в защищенные порты и атаковать корабли, стоящие на якоре, или выйти в открытое море, ища свою добычу и атаковав её в удобный момент даже с сотни футов, разрядить свой смертельный арсенал и вернуться к отправителю» - писал Тесла. Не прошло и столетия – и люди начали уничтожать друг друга еще и таким способом. И научились управлять не только тем, что плавает и ездит, а и тем, что летает. Лучшим своим изобретениям человечество с удручающим постоянством сперва находит наихудшее применение.