А жирно не будет?
Хотя бы раз в десятилетие появляется диета, которая переворачивает наши представления о правильном питании. Олена Исламкина, автор блога про ЗОЖ cilantro.ru и специалист по LCHF-рациону, разбирается, что все-таки есть, чтобы похудеть.
О том, что существует пирамида правильного питания (далее – ПП), большинство из нас узнали еще в школе: в ее основании – злаки, хлеб, паста и картофель. Выше – овощи, фрукты и зелень. Дальше – мясо, рыба, птица, яйца и молочные продукты. Затем идет прослойка растительных масел. Наверху – немного порока и разврата: животный жир и сладости. Вроде бы все складно и логично, вот только почему-то похудеть на таком ПП получается далеко не у всех. Приходится искать подходящие диеты, сочетать продукты, есть по часам, не есть вообще, с голубых тарелок или зеленых (снижают аппетит, ага) и вприкуску с жиросжигающим ананасом. Но что если все наши познания о здоровом питании, все, во что мы верим, – ложь?
Низкожировая диета
Если присмотреться, почти за каждой популярной диетой последних 60-70 лет скрывается коммерческая выгода и / или непомерные научные амбиции. Не то чтобы до ХХ века не было нечестных ученых или хитрых торговцев. Просто долгое время человечество жило в условиях дефицита пищи. Лишь немногочисленные богачи и знать могли позволить себе трехразовое питание – первое, второе и компот и прочие прелести современной жизни.
И вот в 1950-х все относительно устаканилось – по крайней мере в США, трендсеттере мировой диетологии. В магазинах появилось много промышленно обработанных продуктов и полуфабрикатов. А сколько новых пищевых технологий было изобретено! Один только маргарин чего стоит. Берешь дешевое растительное масло, нагреваешь, пропускаешь водород, получаешь практически сливочное. Живи и радуйся!
Но тут обнаружилось, что сытые и довольные американцы начали толстеть и умирать от инфарктов, чего раньше за ними в таком масштабе не наблюдалось. В 1955 году схватился за сердце – буквально – и американский президент Дуайт Эйзенхауэр.
К этому моменту лучшие умы уже пытались понять, в чем дело. Они проанализировали изменившийся рацион и выдвинули две теории: одна часть ученых винила во всем рафинированные продукты и сахар. Другая – жиры. Человек из “второго лагеря”, Энсел Кис, полагал, что самая большая проблема – в жирах животного происхождения. Он выдвинул diet-heart hypothesis – “гипотезу сердечных диет” – ключевое слово тут “гипотеза”.
Врач Эйзенхауэра Пол Дадли Уайт склонен был верить в исследования Киса. Так гипотеза становится государственной доктриной, а первой диетой, на которую садится человечество, – низко-жировая. Яйца и сливочное масло объявлены вне закона, злаки возведены в ранг самой полезной еды.
0% жирности - не синоним пользы. Эти продукты часто содержат много сахара.
Упс!
Исследование Энсела Киса “Семь стран”, изучавшее употребление жиров и подтвердившее “гипотезу”, изначально включало жителей 22 государств. Те страны, которые не вписывались в теорию, ученый попросту исключил. Яркий пример такого выборочного подхода – Франция. Ее жители уминают жирнейшее фуа-гра, не отказывают себе в масле и сливочных соусах, но до недавнего времени (и уж точно в тот момент, когда вел исследование Кис) они были одной из самых стройных и здоровых наций. Но главное – ни одно длительное масштабное исследование в дальнейшем не подтвердило, что ограничение животных жиров в диете поможет человеку уберечься от сердечно-сосудистых заболеваний.
Пирамида правильного питания
Замечала, что отварная курогрудь больше похожа на пластмассу, чем на пищу? Любовь к вкусной еде – не блажь и капризы. “Чтобы выжить, человеку нужен был механизм, благодаря которому он отдавал бы предпочтение тем продуктам, которые лучше насыщают, - объясняет нутрициолог Юлия Богданова. - Наша тяга к сладкому и жирному поддерживается на физиологическом уровне”.