Плесните электронов
Электромобили напрасно ругают за небольшой запас хода — по этому показателю они давно сопоставимы с бензиновыми моделями. Пересекать континенты на электротяге мешают долгие «дозаправки». Несколько технологий, призванных решить эту проблему, радикально отличаются друг от друга и имеют ряд серьезных недостатков. Выбирать придется из нескольких зол.
Level 3-4 Charging
Как она работает
Зарядная станция высокой мощности подключается напрямую к батарее электромобиля, минуя бортовое зарядное устройство, и подает на нее постоянный ток. К примеру, рекордсмен Hyundai Ioniq 6 SE Long Range за 15 минут зарядки может увеличить запас хода на 310 километров.
Что с ней не так
У современных аккумуляторов есть кривая эффективности заряда. Батарея легко заполняется от 5 до 80 процентов, но зарядка от 80 до 100 процентов занимает намного больше времени. Поэтому владельцам электромобилей рекомендуют не заряжать машину полностью, равно как и не опустошать аккумулятор до нуля. В некоторые зарядные станции соответствующие ограничения прошиты программно. Получается, что реальный запас хода значительно меньше того, что указан в характеристиках.
Из вышесказанного следует, что исправные станции быстрой зарядки электромобилей на трассах должны располагаться с частотой примерно 200 километров. Возникает проблема «курицы и яйца»: операторам нет смысла плодить зарядки, пока электромобилей на дорогах мало. А покупатели не хотят приобретать электрические машины, пока для них нет развитой инфраструктуры.
Интересно, что 150-киловаттная, а тем более 300-киловаттная станция потребляет электричества как десятки домохозяйств — целая деревня. «Заправка», которая может обслуживать десяток электромобилей сразу, — это уже небольшой город. Сложно представить, что к пустынному участку трассы подведена такая мощность. Емкость электрических сетей — это инфраструктурная проблема, которую под силу решить только на государственном уровне.
Tеslа Supеrchаrger
Сеть заправочных станций включает более 6000 локаций (55 000 разъемов). Самые крупные из них имеют по 50 и более зарядных станций, а также кафе и магазины для отдыха водителей. Большую часть электричества станции Supercharger получают из местных сетей через отдельные трансформаторные подстанции, но Tesla экспериментирует с солнечными батареями и локальными накопителями энергии.
Mеgawаtt Chаrging Sysтеm (MCS)
Организация CharIN, основанная крупнейшими автопроизводителями Германии, координирует разработку стандарта для зарядных станций постоянного тока, которые будут работать с параметрами до 1250 В и 3000 А. Сверхмощные станции предназначаются для грузовиков, коммерческого транспорта, а также летательных аппаратов и судов.
Быстрая замена батарей
Как она работает
Электромобиль заезжает на станцию и останавливается. Робот отсоединяет разрядившийся аккумулятор под днищем и подсоединяет другой, полностью заряженный. Процесс полностью автоматизирован и занимает не больше пяти минут.
Что с ней не так
В отличие от заправки бензином, смена батареи — сложный процесс. Станции быстрой замены требуют комплексного робототехнического оснащения и потому дорого стоят. Китайская Nio тратит на строительство одного поста полмиллиона долларов, и на этой станции могут обслуживаться только электромобили марки Nio. Для разработки единого стандарта сменных батарей нужна общая воля всех участников рынка, которой пока что не наблюдается.