Черная Мамба, выдающийся баскетболист, суперзвезда: каким мир запомнит Коби Брайанта
26 января легенда баскетбола Коби Брайант погиб при крушении вертолета в Калифорнии. На борту также была его 13-летняя дочь Джианна и еще семь человек, чьи имена власти штата решили не раскрывать до завершения официальных процедур. Брайанту был 41 год. Помимо пяти чемпионских перстней НБА на его счету также был, например, «Оскар» за короткометражный мультфильм о баскетболе. По просьбе Esquire журналистка Екатерина Кулиничева вспоминает выдающуюся спортивную карьеру Брайанта и рассказывает, почему то, чем он занимался после ее завершения, было не менее важно.
Коби и спорт
Коби Брайант попал в НБА сразу после школы, миновав студенческий баскетбол, что само по себе редкость даже сейчас, тем более для середины 1990-х. Он провел 20 сезонов в одной и той же команде, где, по собственному признанию, мечтал играть с детства, — «Лос-Анджелес Лейкерс». Такое встречается еще реже. Тем более что «Лейкерс» — это очень требовательная команда из очень требовательного города — мировой столицы тех, кто жаждет успеха в индустрии развлечений. Быть главной спортивной звездой в таком месте не так просто. Но у Коби в итоге получилась такая карьера, где одних только выдающихся цифр хватит на целую статью. 5 чемпионских титулов, 18 матчей всех звезд НБА, титул самого ценного игрока регулярного чемпионата 2008 года, 2 титула самого ценного игрока финала НБА, 4 звания MVP (Most Valuable Player. — Esquire) матчей всех звезд, 30 000 набранных очков к 35 годам, 2 олимпийских золота со сборной США. Мир НБА одержим статистикой, там эти цифры очень много значат. Чтобы выбить все достижения Брайанта на основании, например, какой-нибудь статуэтки или кубка, нужен пьедестал размером с хороший многокамерный холодильник.
Хотя баскетбол и командный вид спорта, НБА как лига сегодня неотделима от института сверхзвезд вроде Майкла Джордана, Коби или Леброна Джеймса, которые соревнуются в величии не только со своими современниками, но и со всеми историческими предшественниками. Недаром в лиге так одержимы статистикой, которая позволяет сравнить людей, никогда не имевших шансов встретиться на одной площадке. Как-то уже взрослого Коби спросили: «На площадке вы достигли всего, чего хотели когда-то в детстве?» Ответ был такой: «Нет, когда я был ребенком, я хотел восемь чемпионских титулов. Почему именно восемь? Потому что у Мэджика (Джонсона, кумира детства Брайанта. — Esquire) пять. А у Майкла (Джордана) шесть». Историк спорта Ален Гуттман не зря писал, что спортивные рекорды — это доступный нам эквивалент бессмертия. В НБА хорошо в этом разбираются. И новые поколения баскетболистов будут заочно соревноваться с Коби еще очень много лет.
Но спортивные достижения — не единственная причина, по которой на следующий день после премии "Грэмми" у большинства мировых медиа на главной странице был портрет Коби Брайанта и посвященные ему тексты. В саму программу церемонии были внесены изменения: она началась с трибьюта баскетболисту от Алиши Киз и Boyz II Men. А слова поддержки его семье — у Коби осталась жена и трое дочерей, старшей из которых 17 лет, а младшей нет и года, — считают обязательным высказать все: простые и не очень болельщики, певцы, актеры, бывший президент США Барак Обама, бывшие оппоненты в спорте, люди, которые пересекались с ним только мельком, но запомнили это на всю жизнь.
Тренер по физподготовке «Лейкерс» Гэри Витти вспоминал, что когда в 2013 году Брайант получил травму, а Витти сказал ему, что сухожилие порвано и матч на этом закончен, Кобе ответил: «А ты не можешь просто перебинтовать мне ногу покрепче?». Помимо способности пахать на тренировках как проклятый, которую никогда не отрицали даже те, кто Брайанта не любил, и способности точнее других посылать мяч в кольцо у Коби была, несомненно, выдающаяся харизма. А это обязательный компонент коктейля под названием «суперзвезда». Именно она приводит болельщиков на трибуны и к экранам, она продает экипировку и кроссовки.