Подача — от идеи до стола
С первых дней работы в COCOCO у меня стал формироваться свой особый стиль подачи. Эта история началась еще в ресторане на Некрасова. Он работал по определенным критериям, главный из которых — использование местных продуктов и соблюдение сезонности в составлении меню.
Один из главных опытов гостей при посещении наших ресторанов помимо удовольствия от самой еды — возможность получить яркие, приятные эмоции. А для того, чтобы эти впечатления вытянуть из людей на поверхность, нужно найти какие-то ключики, сделать так, чтобы человек почувствовал твой посыл и твое настроение. Недаром оказался так популярен «Мамин любимый цветок». Ведь это была действительно история, тронувшая сердца многих людей. Такой факап с разбитым цветочным горшком — он же случался практически у каждого в детстве! Наша подача на кафельной плитке в виде ламината, разбившийся горшок и рассыпанная земля сразу пробуждали у людей ассоциации и детские воспоминания — вот придет сейчас мама, и тебе крепко влетит. Этот спусковой крючок действительно работал! Практически каждое блюдо, попадавшее в меню COCOCO, было со своей историей, и зачастую, для того чтобы ее рассказать, требовалось создать какой-то определенный визуальный образ. Например, «Завтрак туриста», который подавался в обожженной консервной банке без дна на черной тарелке — внутри были зеленая перловка с травами и тартар из подкопченной говядины, и когда официант снимал эту банку с тарелки, оставались кольцо горячего ризотто с холодным тартаром и съедобные украшения с лесными мотивами. Или блюда-мемы, ставшие настоящей визитной карточкой COCOCO: сахарная балерина Анна Павлова, вращающаяся на одной ноге, розовая Свинья-копилка — ее нужно разбить, чтобы достать крошечные шоколадные монетки.
С годами эта тема только усиливалась, и в COCOCOUTURE мы уже практически для каждого курса делали посуду, которая раскрывает идею блюда, становится его логичным и неразрывным продолжением, вызывает у гостя эмоции — умиление, ностальгию, у кого-то всплывают на поверхность личные воспоминания. Тут все построено на ассоциациях, и зачастую блюдо, как мозаика, складывается из определенного визуального образа, какого-то вкусового сочетания, может быть, даже некоего ритуала, который выполняется непосредственно перед гостем. Как, например, с «Камеей». В резной тарелке-броши — крем-брюле с бурбонской ванилью, сверху тонкий женский профиль — бланманже, русский десерт с французскими корнями, представляющий собой желе из горького миндального молока. И финальная нота — воздушное облако розовой воды, которой официант опрыскивает десерт при подаче гостю из флакона для духов родом словно из XIX века.
Этот высокохудожественный десерт отсылает нас к старинной камее, тонкому украшению из камня и кости. Моя идея — показать, каким оно могло бы быть на вкус. Вот эти консервативные, традиционные женские ароматы — роза, ваниль и миндаль, словно вырвавшиеся из того самого флакончика с духами на трюмо, — создают удивительно точный образ классического ювелирного изделия.
Отсюда и подача на бархатной подушке, на которой обычно презентуют украшения. А внутри у нее спрятана миниатюрная ложечка, как из детского игрушечного набора. И в голове сразу образ — ребенком устраиваешь обед с крошечной посудкой в песочнице и сам ешь с аппетитом невидимую еду. Так и здесь, только много лет спустя — кладешь себе на руку подушечку с брошью и маленькой ложечкой ешь долгожданный десерт. Это пробуждает внутри каждого трогательные детские воспоминания и эмоции — от процесса еды, от игры и от легкого озорства.