Российский художницы XX века, чьи работы печатали известные издания

Культура.РФКультура

7 российских художниц XX века

Автор: Ирина Малахова

0:00 /
720.722
Елизавета Бём. Открытка «Песню кто уразумеет, кто поймет ее слова…» (фрагмент). Начало ХХ века. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, Ростов

Расцвет отечественной живописной школы пришелся на XVIII век, когда открыли Императорскую Академию художеств. Ее учениками были Федор Рокотов, Иван Айвазовский, Василий Суриков, Михаил Врубель и многие другие мастера. Однако с 1890 года в учебном заведении могли обучаться и женщины. Многие из них стали профессиональными художницами: Ольга Лагода-Шишкина, Софья Сухово-Кобылина, Анна Остроумова-Лебедева.

В XX веке женщин в живописи стало больше. Они иллюстрировали книги классиков, создавали открытки для альбомов и оформляли театральные афиши. Читайте истории художниц, чьи работы печатали известные издания и распространяли многотысячными тиражами.

Елизавета Бём

Иллюстратор Елизавета Бём происходила из старинного татарского рода Эндауровых. Художественное образование она получила в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества поощрения художников, где училась с 1857 по 1864 год.

Елизавета Бём. Открытка «Не по хорошему мил, а по милу хорош» (фрагмент). Иллюстрация из альбома «Пословицы в силуэтах». Санкт-Петербург, 1884. Российская государственная библиотека, Москва

Над первыми произведениями Бём работала в ярославском имении родителей: создавала рисунки для книг Николая Некрасова. В 1875 году появился ее альбом открыток «Силуэты» — черно-белые иллюстрации на бытовые темы. Вскоре она познакомилась со Львом Толстым, который пригласил художницу сотрудничать с его издательством «Посредник» и познакомил с предпринимателем Иваном Сытиным.

Елизавета Бём. Открытка «Большому кораблю — большое и плавание» (фрагмент). Иллюстрация из альбома «Пословицы в силуэтах». Санкт-Петербург, 1884. Российская государственная библиотека, Москва

В 1890-х Елизавета Бём делала рисунки для повести Николая Лескова «Оскорбленная Нетэта». В это же время она иллюстрировала детские журналы и азбуку, сказки и басни, «Записки охотника» Ивана Тургенева и многие другие произведения. Но самой популярной ее серией стали детские альбомы «Пословицы в силуэтах» и «Поговорки и присказки в силуэтах». Открытки выпускали многотысячными тиражами в России, а также перепечатывали в Америке, Лондоне, Париже и Берлине.

Антонина Ржевская

Антонина Ржевская — одна из двух женщин-живописцев, которых приняли в Товарищество передвижных художественных выставок, второй была Эмилия Шанкс. В 1880-х Ржевская посещала уроки в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а вскоре уже профессионально начала заниматься живописью.

Антонина Ржевская. Музыка (фрагмент). 1903. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область
Антонина Ржевская. Веселая минутка. 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ржевская писала жанровые картины, детские портреты и сцены бытовой жизни. С 1892 года она уже участвовала в выставках: на одной полотно «Сироты» купил книгоиздатель Козьма Солдатенков. В конце 1890-х Антонина Ржевская выставлялась вместе с передвижниками. На XXV, юбилейном показе Товарищества ее работу «Веселая минутка» приобрел для своей галереи коллекционер Павел Третьяков.

Антонина Ржевская. Сироты (фрагмент). 1893. Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого, Севастополь

Людмила Маяковская

Старшая сестра поэта Владимира Маяковского Людмила работала в текстильной промышленности. После окончания набивного отделения в Строгановском училище, в конце 1910-х, она устроилась художником по тканям на московские комбинаты «Трехгорная мануфактура» и «Красная Роза». Маяковская была одной из первых женщин в дореволюционной России, кто занимал административную должность. Вместе с братом она работала над «Окнами РОСТА»: помогала тиражировать плакаты способом, который применяла на фабриках — с одного шаблона выходило до 150 листов.

Людмила Маяковская. Образец ткани. Бархат, аэрография. Не позднее 1972. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

В 1925 году в Париже Людмила Маяковская участвовала во Всемирной выставке. А в России запатентовала новый способ получения рисунков — метод «разбрызгиваемого краппа», красящего вещества, с помощью которого появлялись необычные узоры. Так художница стала единственным мастером аэрографии по тканям в стране.

Владимир Маяковский. Портрет сестры Людмилы (фрагмент). Фотокопия с картины. 1911. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

С 1929 года Маяковская преподавала в Московском текстильном институте и во ВХУТЕМАСе. В 1930-е, после смерти брата, Людмила Маяковская занималась его наследием: открывала музеи, писала мемуары, устраивала выставки.

Людмила Маяковская. Образец ткани. Бархат, аэрография. Не позднее 1972. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Соня Терк-Делоне

Настоящее имя абстракционистки Сони Терк-Делоне — Сара Штерн. Она родилась в 1885 году в городе Градижске Полтавской губернии. С начала 1890-х будущая художница воспитывалась в семье дяди по материнской линии — адвоката Генриха Терка. Они часто путешествовали по Европе, посещали музеи, в этих поездках Соня Штерн начала рисовать и подписывала работы фамилией дяди — Терк. В 18 лет она поступила в Академию изящных искусств в немецком Карлсруэ, а через два года переехала в Париж, где училась в Академии де ла Палетт.

Соня Терк-Делоне. Электрические призмы (фрагмент). 1914. Музей современного искусства Парижской мэрии, Париж, Франция

В произведениях начинающей художницы «Филомена», «Спящая девушка», «Ню в желтом цвете» видно влияние Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Анри Руссо. В 1910 году Соня Терк вышла замуж за французского абстракциониста Робера Делоне, с которым работала в стиле кубизма: в ее картинах стало больше геометрии и абстракции. Во время Первой мировой войны Терк-Делоне переехала в Испанию, где познакомилась с Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским, Вацлавом Нижинским. Позже она восстановила декорации Льва Бакста к балету «Клеопатра» Михаила Фокина.

Соня Терк-Делоне. Певец фламенко (фрагмент). 1916. Музей современного искусства Парижской мэрии, Париж, Франция

В 1920-е годы Соня Терк-Делоне вернулась в Париж, где открыла ателье: разрабатывала узоры для тканей от-кутюр, наносила на платья стихотворения, шила театральные костюмы. Позже она участвовала в Международной выставке декоративного искусства. Работы художницы в стиле ар-деко использовали в дизайне, керамике, сценографии и рекламе.

В 1964 году Терк-Делоне стала первой в мире художницей, у которой прошла персональная выставка в Лувре. Через 10 лет ее наградили орденом Почетного легиона — высшим знаком отличия и официального признания заслуг во Франции.

Соня Терк-Делоне. Композиция (фрагмент). 1947. Частное собрание

Надежда Удальцова

Надежда Удальцова — представительница русского авангарда — рисовала с самого детства. Она училась сначала в Московской женской гимназии В.П. Гельбиг, а затем в частной художественной школе Константина Юона.

Надежда Удальцова. Швея (фрагмент). 1912–1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1908 году, когда Удальцовой было 22 года, она отправилась в Германию, где изучала полотна старых мастеров в Дрезденской галерее. В этом же году художница вышла замуж за историка Александра Удальцова. Вскоре после выставки Виктора Борисова-Мусатова и произведений импрессионистов из коллекции Сергея Щукина она заинтересовалась современным искусством. С 1911 года Надежда Удальцова входила в коллективную свободную мастерскую «Башня» и работала с авангардистами Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Владимиром Татлиным, Любовью Поповой. Позже она вновь поехала в Париж, где училась в Академии Ла Палетт.

Надежда Удальцова. Красная фигура (фрагмент). 1915. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, Ростов

К 1913 году у Удальцовой сформировался собственный стиль, в котором она использовала элементы кубизма. Среди ее работ этого времени — «Швея», «Композиция», «Натурщица» и многие другие. С ними она участвовала в «Первой футуристической выставке «Трамвай В» и «Последней футуристической выставке «0,10».

После революции 1917 года Надежда Удальцова в основном преподавала в Государственных художественных мастерских, писала для прессы и проводила выставки. В 1919 году она вышла замуж во второй раз — за художника Александра Древина. Вместе они экспериментировали с цветом и создавали авангардные картины: их единственная персональная выставка прошла в Русском музее в 1928 году.

Надежда Удальцова. Ресторан (фрагмент). 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Любовь Попова

Любовь Попова была представительницей отечественного конструктивизма. Первые художественные уроки получила в 1908 году в студии Константина Юона. Через пару лет она поехала в Италию, где изучала работы примитивистов, а в Париже — импрессионистов. Позже Попова познакомилась с Владимиром Татлиным и Казимиром Малевичем, их творчество вдохновило художницу на станковые произведения под названием «Живописные архитектоники».

Любовь Попова. Пространственно-силовое построение. 1921. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Любовь Попова. Живописная архитектоника. 1918. Ярославский художественный музей, Ярославль

В 1921 году Любовь Попова участвовала в выставках «5×5 = 25» и «Бубновый валет», а также занималась сценографией в постановке Всеволода Мейерхольда «Великодушный рогоносец». Декорации в пьесе заменяла ее пространственная установка в виде мельницы на колесах с диагональными конструкциями. Позже Попова создавала эскизы рисунков для тканей и моделей женской одежды.

Любовь Попова. Бакалейная лавка (фрагмент). 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Надя Леже

По отцовской линии Надежда Леже приходилась двоюродной сестрой поэту Владиславу Ходасевичу. В 1919 году, когда ей исполнилось 15 лет, она приехала из Витебска в Смоленск, чтобы поступить в Государственные свободные мастерские «Свомас». В это время Надежда Леже создавала супрематические композиции, а позже познакомилась с Казимиром Малевичем: в Витебске он организовал авангардное художественное объединение УНОВИС — «Утвердители нового искусства». Вскоре начинающая художница отправилась в Варшаву, где училась в Академии изящных искусств.

Надя Леже. Автопортрет. Не позднее 1982. Музей народной славы, деревня Зембин, Минская область, Республика Беларусь
Надя Леже. Владимир Маяковский в 1910 году. 1953. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

В 1924 году она поехала в Париж, где стажировалась в Академии современного искусства, которой руководил французский живописец и скульптор Фернан Леже, будущий муж художницы. В своем творчестве Надя Леже в основном придерживалась принципов авангарда. Она участвовала в выставках парижских абстракционистов, а позже создавала графичные автопортреты в стиле советского «сталинского поп-арта». В 1950-х во французском городке Биот художница открыла музей современного искусства имени Фернана Леже, а позже привезла его работы в СССР. Также Леже помогла организовать в стране выставку Пабло Пикассо, а в 1974 году — привезти сюда «Джоконду» Леонардо да Винчи.

Фернан Леже. Чтение (портрет Нади Леже) (фрагмент). 1949. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правда ли, что на Руси люди парились в печи? Правда ли, что на Руси люди парились в печи?

Могли ли люди на Руси использовать печь вместо бани?

Культура.РФ
Много училась, вызывающе ругалась, любила искусство: история королевы Швеции Кристины Много училась, вызывающе ругалась, любила искусство: история королевы Швеции Кристины

Отырвок из книги Кэролайн Боггис-Рольф «История Балтики»

Forbes
«Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда» «Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда»

Как евгеника определила облик немецкой овчарки

N+1
Эти инвестиции настолько пассивные, что текст мы писали из кровати Эти инвестиции настолько пассивные, что текст мы писали из кровати

В некоторых случаях, чтобы начать инвестировать, достаточно обыскать кладовку

VC.RU
Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться

Рассказываем, что такое турбулентность и почему ее совершенно не стоит бояться

ТехИнсайдер
Овощ что надо! Овощ что надо!

Разнообразие вкусов и текстур делает овощи фаворитами на профессиональных кухнях

Bones
«Пусть порвется»: почему стоит посмотреть сериал «Медведь» о молодом шеф-поваре «Пусть порвется»: почему стоит посмотреть сериал «Медведь» о молодом шеф-поваре

Как сериал «Медведь» полностью изменит ваше отношение к еде

Forbes
«Чувствую себя 6-летним ребенком»: как живет женщина с редкой формой амнезии «Чувствую себя 6-летним ребенком»: как живет женщина с редкой формой амнезии

История девушки, которая забывает почти всю свою жизнь и переносится в прошлое

Psychologies
Там, где притаились тени: лабиринт ночи на Марсе Там, где притаились тени: лабиринт ночи на Марсе

Пару миллиардов лет назад Марс мог быть ещё одной колыбелью жизни

Наука и жизнь
К нам едет Нолливуд! Чем живет и какие фильмы делает загадочный нигерийский кинематограф, мечтающий потеснить Турцию К нам едет Нолливуд! Чем живет и какие фильмы делает загадочный нигерийский кинематограф, мечтающий потеснить Турцию

Что такое Нолливуд и какие нигерийские фильмы стоит посмотреть?

VOICE
Почему полиаморные отношения подходят не всем: 3 причины Почему полиаморные отношения подходят не всем: 3 причины

С какими трудностями сталкиваются люди, отказавшиеся от моногамных отношений?

Psychologies
Олли Дабу: «Гости — это люди, которые кладут деньги в твой карман» Олли Дабу: «Гости — это люди, которые кладут деньги в твой карман»

Олли Дабу — о карантине, детском питании и гиде Michelin

Bones
«Она символизировала мудрость»: что писатели и художники думали о Гертруде Стайн «Она символизировала мудрость»: что писатели и художники думали о Гертруде Стайн

О влиянии Гертруды Стайн на мир искусства во всех его проявлениях

Правила жизни
«Мальчик, который не переставал расти… и другие истории про гены и людей» «Мальчик, который не переставал расти… и другие истории про гены и людей»

Отрывок из книги «Мальчик, который не переставал расти…» о митохондриальной ДНК

N+1
Не только алкоголь: продукты и напитки, которые нельзя совмещать с лекарствами Не только алкоголь: продукты и напитки, которые нельзя совмещать с лекарствами

Сыр несовместим с антидепрессантами, а обезболивающие с копченостями

Maxim
Отрывок из книги Александра Староверова «То, что вы хотели» Отрывок из книги Александра Староверова «То, что вы хотели»

Отрывок из злободневного романа «То, что вы хотели»

СНОБ
Происхождение собак связали с двумя разными популяциями волков Происхождение собак связали с двумя разными популяциями волков

Предками собак могли быть одомашненные волки из Сибири и с Ближнего Востока

N+1
Глиттеры для лица: тренды 2022 года, которые легко повторить дома Глиттеры для лица: тренды 2022 года, которые легко повторить дома

Как правильно сделать и смыть макияж с глиттерами?

РБК
Куда пропал Конор Макгрегор: катается на яхте за $2,6 млн, гоняет по судам и неистово качается Куда пропал Конор Макгрегор: катается на яхте за $2,6 млн, гоняет по судам и неистово качается

Последние четыре года Конора Макгрэгора в UFC получились очень сложными

Maxim

Сыграть любовь достоверно можно только при взаимной приязни

VOICE
Контроль государства и контркультура: каким было российское кино в последние 20 лет Контроль государства и контркультура: каким было российское кино в последние 20 лет

Что произошло с российским кинематографом в XXI веке

Forbes
3ачем Том Круз висел в гримерке вверх ногами и другие сумасшедшие факты о его фильмах 3ачем Том Круз висел в гримерке вверх ногами и другие сумасшедшие факты о его фильмах

Самые безумные откровения из актерской карьеры Тома Круза

Maxim
Оформляем квартиру: пять шагов к стилю ар-деко Оформляем квартиру: пять шагов к стилю ар-деко

Как с помощью интерьера почувствовать себя современными королями?

Караван историй
7 лучших (и худших) фильмов о хакерах 7 лучших (и худших) фильмов о хакерах

Самые интересные и весьма нелепые картины о хакерах всех времен

ТехИнсайдер
Как малому бизнесу стать компанией-газелью Как малому бизнесу стать компанией-газелью

Как малому бизнесу перейти из категории «мышей» в категорию «газелей»

Inc.
Нетипичная Балтика: как небанально провести выходные в Калининградской области Нетипичная Балтика: как небанально провести выходные в Калининградской области

Изучаем места в Калининградской области, которых точно нет в путеводителях!

Maxim
Папы в аутизме Папы в аутизме

Как фигурное катание сплотило семьи с особенными детьми

Men Today
«Серый человек»: самый дорогой фильм в истории Netflix оказался «Форсажем» «Серый человек»: самый дорогой фильм в истории Netflix оказался «Форсажем»

Почему «Серый человек» получился таким банальным?

Forbes
5 романтичных экранизаций французских романов 5 романтичных экранизаций французских романов

Французские романы, которые послужили основой для отличных экранизаций

СНОБ
История одной вещи: нелегкая судьба «Тетриса», за который боролись англичанин и японцы История одной вещи: нелегкая судьба «Тетриса», за который боролись англичанин и японцы

История тетриса — кинематографичная, тянущая на добротный шпионский фильм

Правила жизни
Открыть в приложении