Российский художницы XX века, чьи работы печатали известные издания

Культура.РФКультура

7 российских художниц XX века

Автор: Ирина Малахова

0:00 /
720.722
Елизавета Бём. Открытка «Песню кто уразумеет, кто поймет ее слова…» (фрагмент). Начало ХХ века. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, Ростов

Расцвет отечественной живописной школы пришелся на XVIII век, когда открыли Императорскую Академию художеств. Ее учениками были Федор Рокотов, Иван Айвазовский, Василий Суриков, Михаил Врубель и многие другие мастера. Однако с 1890 года в учебном заведении могли обучаться и женщины. Многие из них стали профессиональными художницами: Ольга Лагода-Шишкина, Софья Сухово-Кобылина, Анна Остроумова-Лебедева.

В XX веке женщин в живописи стало больше. Они иллюстрировали книги классиков, создавали открытки для альбомов и оформляли театральные афиши. Читайте истории художниц, чьи работы печатали известные издания и распространяли многотысячными тиражами.

Елизавета Бём

Иллюстратор Елизавета Бём происходила из старинного татарского рода Эндауровых. Художественное образование она получила в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества поощрения художников, где училась с 1857 по 1864 год.

Елизавета Бём. Открытка «Не по хорошему мил, а по милу хорош» (фрагмент). Иллюстрация из альбома «Пословицы в силуэтах». Санкт-Петербург, 1884. Российская государственная библиотека, Москва

Над первыми произведениями Бём работала в ярославском имении родителей: создавала рисунки для книг Николая Некрасова. В 1875 году появился ее альбом открыток «Силуэты» — черно-белые иллюстрации на бытовые темы. Вскоре она познакомилась со Львом Толстым, который пригласил художницу сотрудничать с его издательством «Посредник» и познакомил с предпринимателем Иваном Сытиным.

Елизавета Бём. Открытка «Большому кораблю — большое и плавание» (фрагмент). Иллюстрация из альбома «Пословицы в силуэтах». Санкт-Петербург, 1884. Российская государственная библиотека, Москва

В 1890-х Елизавета Бём делала рисунки для повести Николая Лескова «Оскорбленная Нетэта». В это же время она иллюстрировала детские журналы и азбуку, сказки и басни, «Записки охотника» Ивана Тургенева и многие другие произведения. Но самой популярной ее серией стали детские альбомы «Пословицы в силуэтах» и «Поговорки и присказки в силуэтах». Открытки выпускали многотысячными тиражами в России, а также перепечатывали в Америке, Лондоне, Париже и Берлине.

Антонина Ржевская

Антонина Ржевская — одна из двух женщин-живописцев, которых приняли в Товарищество передвижных художественных выставок, второй была Эмилия Шанкс. В 1880-х Ржевская посещала уроки в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а вскоре уже профессионально начала заниматься живописью.

Антонина Ржевская. Музыка (фрагмент). 1903. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область
Антонина Ржевская. Веселая минутка. 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ржевская писала жанровые картины, детские портреты и сцены бытовой жизни. С 1892 года она уже участвовала в выставках: на одной полотно «Сироты» купил книгоиздатель Козьма Солдатенков. В конце 1890-х Антонина Ржевская выставлялась вместе с передвижниками. На XXV, юбилейном показе Товарищества ее работу «Веселая минутка» приобрел для своей галереи коллекционер Павел Третьяков.

Антонина Ржевская. Сироты (фрагмент). 1893. Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого, Севастополь

Людмила Маяковская

Старшая сестра поэта Владимира Маяковского Людмила работала в текстильной промышленности. После окончания набивного отделения в Строгановском училище, в конце 1910-х, она устроилась художником по тканям на московские комбинаты «Трехгорная мануфактура» и «Красная Роза». Маяковская была одной из первых женщин в дореволюционной России, кто занимал административную должность. Вместе с братом она работала над «Окнами РОСТА»: помогала тиражировать плакаты способом, который применяла на фабриках — с одного шаблона выходило до 150 листов.

Людмила Маяковская. Образец ткани. Бархат, аэрография. Не позднее 1972. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

В 1925 году в Париже Людмила Маяковская участвовала во Всемирной выставке. А в России запатентовала новый способ получения рисунков — метод «разбрызгиваемого краппа», красящего вещества, с помощью которого появлялись необычные узоры. Так художница стала единственным мастером аэрографии по тканям в стране.

Владимир Маяковский. Портрет сестры Людмилы (фрагмент). Фотокопия с картины. 1911. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

С 1929 года Маяковская преподавала в Московском текстильном институте и во ВХУТЕМАСе. В 1930-е, после смерти брата, Людмила Маяковская занималась его наследием: открывала музеи, писала мемуары, устраивала выставки.

Людмила Маяковская. Образец ткани. Бархат, аэрография. Не позднее 1972. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Соня Терк-Делоне

Настоящее имя абстракционистки Сони Терк-Делоне — Сара Штерн. Она родилась в 1885 году в городе Градижске Полтавской губернии. С начала 1890-х будущая художница воспитывалась в семье дяди по материнской линии — адвоката Генриха Терка. Они часто путешествовали по Европе, посещали музеи, в этих поездках Соня Штерн начала рисовать и подписывала работы фамилией дяди — Терк. В 18 лет она поступила в Академию изящных искусств в немецком Карлсруэ, а через два года переехала в Париж, где училась в Академии де ла Палетт.

Соня Терк-Делоне. Электрические призмы (фрагмент). 1914. Музей современного искусства Парижской мэрии, Париж, Франция

В произведениях начинающей художницы «Филомена», «Спящая девушка», «Ню в желтом цвете» видно влияние Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Анри Руссо. В 1910 году Соня Терк вышла замуж за французского абстракциониста Робера Делоне, с которым работала в стиле кубизма: в ее картинах стало больше геометрии и абстракции. Во время Первой мировой войны Терк-Делоне переехала в Испанию, где познакомилась с Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским, Вацлавом Нижинским. Позже она восстановила декорации Льва Бакста к балету «Клеопатра» Михаила Фокина.

Соня Терк-Делоне. Певец фламенко (фрагмент). 1916. Музей современного искусства Парижской мэрии, Париж, Франция

В 1920-е годы Соня Терк-Делоне вернулась в Париж, где открыла ателье: разрабатывала узоры для тканей от-кутюр, наносила на платья стихотворения, шила театральные костюмы. Позже она участвовала в Международной выставке декоративного искусства. Работы художницы в стиле ар-деко использовали в дизайне, керамике, сценографии и рекламе.

В 1964 году Терк-Делоне стала первой в мире художницей, у которой прошла персональная выставка в Лувре. Через 10 лет ее наградили орденом Почетного легиона — высшим знаком отличия и официального признания заслуг во Франции.

Соня Терк-Делоне. Композиция (фрагмент). 1947. Частное собрание

Надежда Удальцова

Надежда Удальцова — представительница русского авангарда — рисовала с самого детства. Она училась сначала в Московской женской гимназии В.П. Гельбиг, а затем в частной художественной школе Константина Юона.

Надежда Удальцова. Швея (фрагмент). 1912–1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1908 году, когда Удальцовой было 22 года, она отправилась в Германию, где изучала полотна старых мастеров в Дрезденской галерее. В этом же году художница вышла замуж за историка Александра Удальцова. Вскоре после выставки Виктора Борисова-Мусатова и произведений импрессионистов из коллекции Сергея Щукина она заинтересовалась современным искусством. С 1911 года Надежда Удальцова входила в коллективную свободную мастерскую «Башня» и работала с авангардистами Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Владимиром Татлиным, Любовью Поповой. Позже она вновь поехала в Париж, где училась в Академии Ла Палетт.

Надежда Удальцова. Красная фигура (фрагмент). 1915. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, Ростов

К 1913 году у Удальцовой сформировался собственный стиль, в котором она использовала элементы кубизма. Среди ее работ этого времени — «Швея», «Композиция», «Натурщица» и многие другие. С ними она участвовала в «Первой футуристической выставке «Трамвай В» и «Последней футуристической выставке «0,10».

После революции 1917 года Надежда Удальцова в основном преподавала в Государственных художественных мастерских, писала для прессы и проводила выставки. В 1919 году она вышла замуж во второй раз — за художника Александра Древина. Вместе они экспериментировали с цветом и создавали авангардные картины: их единственная персональная выставка прошла в Русском музее в 1928 году.

Надежда Удальцова. Ресторан (фрагмент). 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Любовь Попова

Любовь Попова была представительницей отечественного конструктивизма. Первые художественные уроки получила в 1908 году в студии Константина Юона. Через пару лет она поехала в Италию, где изучала работы примитивистов, а в Париже — импрессионистов. Позже Попова познакомилась с Владимиром Татлиным и Казимиром Малевичем, их творчество вдохновило художницу на станковые произведения под названием «Живописные архитектоники».

Любовь Попова. Пространственно-силовое построение. 1921. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Любовь Попова. Живописная архитектоника. 1918. Ярославский художественный музей, Ярославль

В 1921 году Любовь Попова участвовала в выставках «5×5 = 25» и «Бубновый валет», а также занималась сценографией в постановке Всеволода Мейерхольда «Великодушный рогоносец». Декорации в пьесе заменяла ее пространственная установка в виде мельницы на колесах с диагональными конструкциями. Позже Попова создавала эскизы рисунков для тканей и моделей женской одежды.

Любовь Попова. Бакалейная лавка (фрагмент). 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Надя Леже

По отцовской линии Надежда Леже приходилась двоюродной сестрой поэту Владиславу Ходасевичу. В 1919 году, когда ей исполнилось 15 лет, она приехала из Витебска в Смоленск, чтобы поступить в Государственные свободные мастерские «Свомас». В это время Надежда Леже создавала супрематические композиции, а позже познакомилась с Казимиром Малевичем: в Витебске он организовал авангардное художественное объединение УНОВИС — «Утвердители нового искусства». Вскоре начинающая художница отправилась в Варшаву, где училась в Академии изящных искусств.

Надя Леже. Автопортрет. Не позднее 1982. Музей народной славы, деревня Зембин, Минская область, Республика Беларусь
Надя Леже. Владимир Маяковский в 1910 году. 1953. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

В 1924 году она поехала в Париж, где стажировалась в Академии современного искусства, которой руководил французский живописец и скульптор Фернан Леже, будущий муж художницы. В своем творчестве Надя Леже в основном придерживалась принципов авангарда. Она участвовала в выставках парижских абстракционистов, а позже создавала графичные автопортреты в стиле советского «сталинского поп-арта». В 1950-х во французском городке Биот художница открыла музей современного искусства имени Фернана Леже, а позже привезла его работы в СССР. Также Леже помогла организовать в стране выставку Пабло Пикассо, а в 1974 году — привезти сюда «Джоконду» Леонардо да Винчи.

Фернан Леже. Чтение (портрет Нади Леже) (фрагмент). 1949. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Картина в деталях: «Обнаженная в кресле» Роберта Фалька Картина в деталях: «Обнаженная в кресле» Роберта Фалька

Почему Фальк написал свою натурщицу в таких необычных тонах?

Культура.РФ
Гоферы отняли у людей титул единственных млекопитающих-фермеров Гоферы отняли у людей титул единственных млекопитающих-фермеров

Биологи заподозрили, что гоферы ведут примитивное сельское хозяйство

N+1
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Необычные факты об Уране: самая странная планета Солнечной системы Необычные факты об Уране: самая странная планета Солнечной системы

Некоторые факты о планетах нашей родной Солнечной системы не могут не удивлять

ТехИнсайдер
11 лучших фильмов про блокаду Ленинграда 11 лучших фильмов про блокаду Ленинграда

Фильмы о том, как прервали самую страшную осаду в истории войн

Maxim
Вкус соли можно заменить электрической стимуляцией языка Вкус соли можно заменить электрической стимуляцией языка

Соль и электричество — что у них общего?

ТехИнсайдер
Крысы опылили фейхоа Крысы опылили фейхоа

Грызуны и деревья перешли к взаимовыгодному сотрудничеству

N+1
Боль, преодоление, катарсис. Почему все стоят на гвоздях и зачем за это платить? Боль, преодоление, катарсис. Почему все стоят на гвоздях и зачем за это платить?

Откуда растут ноги практики стояния на гвоздях и как правильно встать на гвозди

Inc.
Может ли микроволновая печь уничтожить все бактерии в несвежей еде Может ли микроволновая печь уничтожить все бактерии в несвежей еде

Насколько безопасна микроволновка? Убивает ли она бактерии?

ТехИнсайдер
Чтение выходного дня: родство рока и рейва и история танцевальной музыки. Фрагмент книги «Вспышка энергии» Саймона Рейнольдса Чтение выходного дня: родство рока и рейва и история танцевальной музыки. Фрагмент книги «Вспышка энергии» Саймона Рейнольдса

Отрывок из книги «Вспышка энергии» о рейве и истории музыкального поколения

Правила жизни
«Человек-экспонат»: история мальчика из Дудинки, чей портрет висит в офисе ООН «Человек-экспонат»: история мальчика из Дудинки, чей портрет висит в офисе ООН

Мальчик с портрета, который висит в ООН — о жизни и важности сохранения истории

СНОБ
«Серый человек»: самый дорогой фильм в истории Netflix оказался «Форсажем» «Серый человек»: самый дорогой фильм в истории Netflix оказался «Форсажем»

Почему «Серый человек» получился таким банальным?

Forbes
Тату-маскировка. Что скрывают рисунки на теле Тату-маскировка. Что скрывают рисунки на теле

Существует практическое применение татуировок. Какое?

Лиза
Маленький советский апокалипсис: как за два часа с карты исчез целый город Маленький советский апокалипсис: как за два часа с карты исчез целый город

Информацию об этой трагедии рассекретили только в 2000-х

VOICE
Выбираем фитнес-браслет правильно: какие функции наиболее важны Выбираем фитнес-браслет правильно: какие функции наиболее важны

Главные функции фитнес-браслетов и их отличиях от смарт-часов

CHIP
Бесплатный сыр — только в мышеловке: как понять, что вами манипулируют в магазинах Бесплатный сыр — только в мышеловке: как понять, что вами манипулируют в магазинах

Как работает импульсивный шопинг и что его провоцирует

Psychologies
«В восемнадцать лет ей досталась страна с тяжким прошлым и шатким будущим». Отрывок из книги о Клеопатре «В восемнадцать лет ей досталась страна с тяжким прошлым и шатким будущим». Отрывок из книги о Клеопатре

Отрывок из книги Стейси Шифф о египетской царице Клеопатре

СНОБ
Help! SOS! Help! SOS!

Что делать, если ребенок просит тебя забрать его из лагеря

Лиза
Страх и смех в одном флаконе: 30 отличных комедийных хорроров Страх и смех в одном флаконе: 30 отличных комедийных хорроров

Неуклюжие вампиры и зомби, откровенные пародии на жанр – будет весело и страшно

Правила жизни
Недавно найденный в Сибири 18 000-летний щенок оказался не собакой, а волком Недавно найденный в Сибири 18 000-летний щенок оказался не собакой, а волком

Ученые до сих пор не знают, где именно были одомашнены собаки

ТехИнсайдер
Как по дизайну квартиры понять характер владельца — объясняет эксперт Как по дизайну квартиры понять характер владельца — объясняет эксперт

Любителям покупать круглые пуфики приготовиться

Maxim
«Невозможность второго рода»: Явление квазикристаллов. «Невозможность второго рода»: Явление квазикристаллов.

Однако открытие того, что квазикристаллы — это реальность было подобно вспышке

N+1
Люди дороже денег: как торговые центры привлекают посетителей в кризис Люди дороже денег: как торговые центры привлекают посетителей в кризис

ТРЦ привлекают все больше досуговых концепций, но доходов они почти не приносят

Forbes
«Островок разума и внутренней свободы». Основатели «Страдающего Средневековья» о новых гуманитарных курсах и юморе в темные времена «Островок разума и внутренней свободы». Основатели «Страдающего Средневековья» о новых гуманитарных курсах и юморе в темные времена

Как паблик с картинками про инквизиторов превратился в образовательный проект

Inc.
45 лучших сериалов современности, которые должен посмотреть каждый: выбор читателей «Правил жизни» 45 лучших сериалов современности, которые должен посмотреть каждый: выбор читателей «Правил жизни»

Супергеройские комедии, захватывающие триллеры, серьезные драмы, любимые ситкомы

Правила жизни
Клоны флуоресцирующей макаки помогли оценить безопасность точечного редактирования генома Клоны флуоресцирующей макаки помогли оценить безопасность точечного редактирования генома

Ученые выключили флуоресцентный белок у генно-модифицированных макак-резусов

N+1
5 самых диких убийц Дикого Запада 5 самых диких убийц Дикого Запада

Самые кровожадные типы, которые прославились своей жестокостью на Диком Западе

Maxim
«Шаббат возвращает меня к жизни» «Шаббат возвращает меня к жизни»

Двадцать четыре часа без работы и суеты, без гонки и спешки

Psychologies
Укачивание Укачивание

Как побороть укачивание?

Здоровье
Маньяк, который изображал безумие, а потом действительно сошел с ума: история Игоря Иртышова Маньяк, который изображал безумие, а потом действительно сошел с ума: история Игоря Иртышова

На опознаниях мужчины и женщины хотели наказать преступника, не дожидаясь суда

VOICE
Открыть в приложении