«Тембот»: авторское кино о том, как взрослеть без отца на Северном Кавказе
25 июля на международном кинофестивале «Зеркало» в Иваново состоится мировая премьера фильма «Тембот». Это полнометражный дебют Тины Мастафовой, режиссера из Кабардино-Балкарии, выпускницы мастерской Александра Сокурова. О том, как исследование человеческого одиночества высветило травму поколения и превратилось в яркое авторское высказывание, рассказывает кинокритик Тимур Алиев.
«Точная копия своего отца. Он ушел, был трусом. Теперь твоя очередь», — отчитывает мать своего сына с утра пораньше. Тембот (Марат Таумурзаев) недавно окончил школу, но поступать в вуз не спешит. Это Нальчик, Кабардино-Балкария — о высшем образовании в принципе не задумывается никто из героев. Вот-вот Тембот с товарищем откроет собственный бизнес — мужчина должен быть добытчиком.
В глубине души молодой человек, конечно, ощущает разрыв — со всем, что его окружает. Нет никакой связи с матерью: большую часть хронометража парень либо молча смотрит на нее, встречая стену непонимания, либо произносит, глядя на нее, какие-то фразы — словно в пустоту. «Мам, я тут», — бросает Тембот, зайдя в небольшой магазин формата «Продукты 24», к матери на работу. «Ты что, не видишь, что я разговариваю?» — резко осекает его женщина. Сын и сам будто становится для нее пустым местом — в его чертах мать видит лишь тень отца.
«Тембот» — первый полный метр Тины Мастафовой, ученицы Александра Сокурова из Кабардино-Балкарии. Да, тот самый курс, который завершился в 2015 году. Отсюда вышли Кантемир Балагов («Теснота», «Дылда»), Кира Коваленко («Софичка», «Разжимая кулаки»), Александр Золотухин («Мальчик русский», «Брат во всем») и Владимир Битоков («Глубокие реки», «Мама, я дома»). Четверо выпускников нашли путь в мир большого кино, тогда как в действительности учеников Сокурова с дипломами режиссеров 12 — в три раза больше, чем знает среднестатистический киноман, следящий за русским кино.