Бизнес как по маслу: зачем производитель биотоплива Neste скупает жир от фритюра
Выпуская ежегодно 4 млрд литров топлива, Neste остается крупнейшим в мире производителем возобновляемого дизеля. Компания начала заниматься этим задолго до того, как переход к низкоуглеродной энергетике стал реальностью
Почти в каждой ресторанной раковине в США стоит маслоуловитель, который задерживает и собирает масло и жир от любимой нами жареной еды. Например, популярная точка Burger King производит до 4000 килограммов использованного пищевого масла и жира в год — достаточно, чтобы Mahoney Environmental, подразделение публичной компании Neste, каждые три недели присылала за ними грузовик. «Никто не хочет смывать эти вещества в канализацию, — говорит Рик Сэйбол, президент подразделения Mahoney. И не только потому что частицы жира могут забивать трубы, но и потому что этот жир ценен, если вам удастся собрать достаточно. «Мы всегда считали, что это как владеть множеством нефтяных скважин, раскиданных по всей стране», — добавляет Сэйбол.
Исторически бизнес-план был достаточно прост: Mahoney предоставляла ресторану оборудование для улавливания жира и раз в месяц забирала собранное за плату. Раньше остатки жира превращали в корм для скота или домашних животных. Однако теперь они все чаще становятся «кормом» для грузовиков. Год назад финская компания из Хельсинки, Neste (выручка за 2020 год составила $12 млрд) приобрела Mahoney, чтобы монополизировать поставки жира, которые она теперь экспортирует из США на специализированные очистительные заводы в Финляндии, Роттердаме и Сингапуре. Там Neste подвергает сырье гидрообработке, в ходе которой из молекул триглецирида с помощью водорода удаляют кислород и на выходе получается дизель. Затем Neste поставляет часть этого возобновляемого дизеля обратно в США, где получает федеральный налоговый кредит в размере $1 за галлон (один галлон равен 3,7 л).
Выпуская ежегодно 1 млрд галлонов возобновляемого дизеля, Neste остается его крупнейшим в мире производителем. Компания начала заниматься этим задолго до того, как переход к низкоуглеродной энергетике стал реальностью. Революция в области производства биодизеля набрала обороты в середине 2000-х годов. Когда в середине 2008-го цены на нефть подскочили до $147 за баррель, даже музыкант Уилли Нельсон основал BioWillie, которая, как многие другие мелкие производители биодизеля, обанкротилась после падения цен на нефть.