Чем отличается эпатаж от художественного высказывания?

ЛизаКультура

Вызов брошен

Чем отличается эпатаж от художественного высказывания? Первый не имеет отношения к искусству, его цель – лишь привлечение внимания. Поговорили с людьми, которые своими арт-работами бросают вызов обыденной реальности и меняют жизнь целых районов. Как расшевелить публику, как преодолеть стеснительность? Рассказывают сами перформеры.

Закрытие границ – еще не повод лишать себя отдыха. Если очень захотеть, пляж можно устроить прямо у себя «на районе».

История 1

  • Ольга Цветкова, хореограф, перформер, куратор фонда V-A-C
  • Татьяна Подкорытова, заслуженный сотрудник музеев Москвы
  • Яна Исаенко, режиссер-документалист

Это трио уже который год не дает скучать жителям Москвы. Девушки танцуют в магазине, бродят в костюмах привидений в метро, загорают в надувном бассейне в спальном районе Алтуфьево, словно они на Мальдивах. Реакция случайных зрителей всегда очень яркая. Итак, с чего же все началось, а главное – для чего?

ОЛЬГА: В тот момент, когда я дошла до своего предела в танце, достигнув определенного уровня виртуозности, я заскучала. Было жутко уныло – повторять давно сложившийся и общий для всех словарь танца модерн. Перформанс позволил мне стать панком. Я взяла свои очень длинные руки и ноги, раскоординацию в теле, романтичное мышление, дух протеста – и перемешала все это в чудовищный коктейль под названием «Ольга Цветкова». Я начала выгуливать свои спектакли за пределы театральной коробки, сначала по улицам Амстердама, затем по спальным районам Москвы, на очереди – Питер и Афины.

ТАТЬЯНА: Перформанс для меня – зона непрофессионального интереса. Я до сих пор остаюсь человеком, который страстно желает и страшно боится выступать. Таким было мое постсоветское детство: выучил – давай исполняй, а мы посмотрим-оценим. Хотелось откреститься от выучивания, исполнения, жюри. В Алтуфьево мы удачно преодолели все эти стадии – я была счастлива оказаться в дружбе с певцами случайности. Ах да: вот уже много лет с понедельника по пятницу я в роли тетеньки служу искусству в государственных институциях. Так что возможность спонтанного балагана позволяет мне оставаться честной перед самой собой.

ЯНА: Мне нравится вылавливать из реальности кадры, которые немного отслоились от нее и превратились в художественное кино. Во время кочевничества по московским задворкам я окончательного стала певцом района. Люди в шубах, глядящие вдаль через театральные бинокли посреди улицы; множество целлофановых пакетов, которые почему-то всегда летят вверх; ботинки и кефир, потерявшие человека... – я обнаружила в себе физическую потребность подмечать такие вещи, время от времени впрыгивать в эту шифт-вселенную, бегать по ней, быть ее частью. Эти прыжки высвобождают что-то, что позволяет потом яснее видеть мир через объектив.

О перформансе «Алтуфьево»

Все началось с того, что мы заселились в прежде уже известную своим маргинальным прошлым квартиру в этом районе. До нас в ней размещалось и процветало арт-объединение «Вверх» и галерея современного искусства Brown Stripe. Но в отличие от ее создателей мы стали выгуливать свое искусство вовне – хотелось продлить свои художественные практики во двор, за продуктовый магазин и дальше до самого леса. Розовый фламинго и девушка, сидящая на нем, – это наше первое приветствие району, знак приближающегося новоселья, радостный крик, обращенный к соседним подъездам. С их посетителями мы подружились немедленно и выложили материалы в социальные сети.

Проект «Театр спускается в метро».

«Алтуфьево» – это перформанс, расшатывающий повседневность. Когда человек идет в театр, он соглашается на определенный контракт (покупка билета, время, проведенное в зале, метафоричность происходящего). Алтуфьево освобождает от всего этого и дает возможность каждому жителю района встретиться с неизвестным один на один. Он выходит из подъезда с собакой и тут же сталкивается со сбоем в реальности. Перед ним – надутый бассейн, в нем красиво сидят девушки в купальниках и с шампанским. Вроде бы все как обычно, но реальность съехала. Нас интересует вот это конкретное пространство сдвига, внутри которого случайно оказывается со своим переживанием житель Алтуфьево и его собака.

О реакции публики

Она неизменно радует. Кто-то подходил знакомиться, другие кричали и махали нам руками из окон, один мужчина спустился и подарил апельсин. В целом реакция очень доброжелательная и вдохновляющая. Консьерж Эдик стал нашим штатным фотографом. Каждый раз, когда мы спускались на очередную акцию, он радостно выбегал и предлагал свою помощь. Все продолжалось до того момента, пока к нам домой не пришел участковый вместе с еще одним полицейским. Видимо, все же нашелся в доме человек, страшно испугавшийся привидений на самокатах, снежной йоги или надувного бассейна. Сейчас мы работаем над официальными документами, поэтому на какое-то время пришлось переехать в лес, что однако позволило нам переключиться на огненные шествия, ритуальные костры и романтичные фотосессии в местном болоте.

Снежная йога, родившаяся в Алтуфьево, со временем перекочевала в его «филиал» – Северное Бутово.

В принципе, нам все идут навстречу: директор магазина разрешает танцевать прямо в зале, переживает, не помешают ли нам ящики с картошкой. Парни из Северного Бутово, вдохновившись, организовали у себя филиал «Алтуфьево». Британская и американская компании не могут договориться, кому будут принадлежать права на одно из наших видео. Музеи приглашают «Алтуфьево» в свои галереи. Московское метро уже выступило в роли работодателя для небольшого оркестра привидений, которым дирижировал современный академический композитор из Ростова Антон Светличный. Любая свежая мысль рано или поздно привлечет к себе внимание и расчистит себе дорогу. Как преодолевается неловкость и зависимость от чужого мнения? Это дело практики. Чаще прыгайте через порог своего дома, сжигайте ненужную мебель, танцуйте на кухне, ставьте будильник и смейтесь без остановки от 5 до 10 минут. Живите!

Соседний магазин оказался дружелюбен к перформерам и их танцам среди коробок с овощами и фруктами.

О планах

Мы бодро преодолели фазу «три девчонки в купальниках» и идем дальше, оставаясь верными смеху, романтике и задворкам. Сейчас готовим перформанс «Зимний оркестр»: музыканты будут лежать в грязи у магазина и играть безумно пронзительную музыку (определяемся с композитором). Дирижер будет сидеть на дереве вместе с видеооператором. Все это будет спонтанно. И как обычно, исключительно для жителей Алтуфьево.

Жизнь в искусстве. Ольга Цветкова (на фото внизу – справа) курирует программы cовременного танца в Доме культуры «ГЭС-2», который откроется в этом году в Москве на Болотной набережной. Познакомиться с работами хореографов смогут все желающие, вход будет бесплатным. Подробности: @2ges2 и @vacfoundation.

История 2

  • Татьяна Чижикова, хореограф, куратор

Вклубе на территории завода собрались зрители. На ринг выходит Татьяна, и начинается действо под названием «Ударница», смесь театра, танца и оглушительных звуков, выдержать которые способно не каждое ухо.

«Современным танцем я занимаюсь давно, а вот смелым чистым перформансом – лет пять. Идея «Ударницы» родилась из самой жизни. В определенный момент я испытывала чувство невыносимости, не знала, как с ним быть. И я обратилась к драматургу Анне Семеновой-Ганц, потому что почувствовала: единственный вариант что-то сделать с этим ощущением – превратить его в художественное высказывание. В Ане все это откликнулось, и мы начали «штормить». Устроили лабораторию, пригласили художников и начали исследовать чувства: невыносимость, ярость, агрессию. Мы искали животное в человеке, которое рвется наружу, но ему нельзя.

О терапии

Да, она есть, но она не главная цель. Чувства никуда не уходят, пока ты живой. Сегодня у тебя одна невыносимость, завтра – другая. И ты не всегда распознаешь ее причины. В каждом теле намешано много памяти: мы – не только наши родители и бабушки с дедушками, но и давние предки, и не ясно, что и когда в нас «выстреливает».

О реакции зала

Я не всегда замечаю, что происходит с публикой, поскольку сосредоточена на процессе. Но могу сказать, что, например, немцы совсем иначе воспринимали «Ударницу», чем русские. В звуке есть высокие частоты, и зрители в Германии закрывали уши, не могли терпеть это на физическом уровне. На Урале меня просили «навалить погромче», хотели, чтобы этим звуком продирало насквозь. В другом моем перформансе, «Градостроительство», зрители – движущая сила происходящего, и вот один из них на каком-то из показов вдруг встал на стул и начал раздеваться. Мы с замиранием наблюдали за тем, избавится ли он от всей одежды, но он все-таки остановился.

Перформанс «Ударница» исследует природу эмоций.

О неловкости

Тут есть всего два варианта – либо делать, либо нет. Если намерение сильное, надо пробовать. Я достаточно стеснительный человек, и зажимы у меня есть, как и у всех. Но с опытом это перестает быть препятствием. Сомневаться, стесняться, бояться – нормальная часть работы. Более того, от лоснящихся жизненных условий, комфортных чувств и абсолютного отсутствия сомнений художественные акты не рождаются, мне кажется. А с другой стороны, к тому, что ты делаешь, не стоит относиться слишком серьезно. Это точно не хрустальная ваза.

О планах

Сейчас вместе с Анной готовим работу «Общество балета», где балет для нас – зеркало системы иерархии и тоталитаризма. Планируем его деконструировать. Премьера состоится в июне в Гамбурге».

История 3

  • Валентина Луценко, художник, искусствовед, хореограф

Главный смысл своей деятельности она видит в утверждении связей. «Меня интересовало сразу всё: теории, практики, искусства, науки, религии. Я не могла выбрать и занималась многим. К 2015-му остановилась на современных формах танца и перформативных практиках, именно здесь оказалось возможно удерживать вместе разное».

Об обратной связи и чувствах

«Ничего провокативного я не делаю, но некоторые вещи и правда выглядят со стороны непривычно. Надеюсь, людей интересует познание, развитие, и перформанс – как раз то, что может им это дать. Я довольно робкий, возмутимый, восприимчивый, чувствительный человек. Но эта восприимчивость как раз и ценна. Ведь дело не в том, что все мы должны бегать «раскованными» по улицам, хочется исследовать совсем другое – какие механизмы могут нам помочь быть в том числе слабыми, уязвимыми и при этом не быть друг для друга опасными. Один мой друг как-то сказал, что заботится о других, поскольку ему кажется, что все такие же беспомощные, как и он. И это при том, что он взрослый человек, известный художник, глава семьи. Мне кажется, такой взгляд очень важен.

О планах

Вместе с режиссером Антоном Морозовым собираемся провести в Петербурге что-то вроде курсов повышения квалификации или городского творческого лагеря для людей старшего возраста (60+), а затем собрать результаты занятий в перформанс и показать его на городской набережной».

Фото: Яна Исаенко/архив пресс-служб; Яна Горбачева, Егор Рогалев/архив пресс-служб

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Температура не сбивалась, сыпь не проходила: я живу с редким заболеванием крови Температура не сбивалась, сыпь не проходила: я живу с редким заболеванием крови

История нашей героини, которой долго не могли поставить диагноз

Cosmopolitan
«Мы с Олегом ругаемся!»: Анастасия Волочкова впервые показала возлюбленного «Мы с Олегом ругаемся!»: Анастасия Волочкова впервые показала возлюбленного

Анастасия Волочкова рассказала об отношениях с бойфрендом

Cosmopolitan
Реально ли предотвратить шутинг в школах и поможет ли ужесточение закона об оружии? Реально ли предотвратить шутинг в школах и поможет ли ужесточение закона об оружии?

Нужны ли новые запреты в интернете и более строгие законы об оружии?

Esquire
«Четырехдневка» — реальность или мечта? Где эта система уже работает, и что говорят ученые «Четырехдневка» — реальность или мечта? Где эта система уже работает, и что говорят ученые

Чем хороша четырехдневная рабочая неделя?

Популярная механика
Рыба и мясо Рыба и мясо

Эклектичная концепция кухни с упором на рыбные и мясные блюда

SALON-Interior
«Отчаянные домохозяйки»: как изменились главные героини культового сериала «Отчаянные домохозяйки»: как изменились главные героини культового сериала

Сериал «Отчаянные домохозяйки» перевернул наши стереотипы

Cosmopolitan
Запрещенная любовь: Чарльз, Диана и Камилла. Драмы королевской семьи Запрещенная любовь: Чарльз, Диана и Камилла. Драмы королевской семьи

Как члены британской королевской семьи переживали свои личные трагедии

Cosmopolitan
Как один-единственный человек весь Пакистан вооружил атомными бомбами Как один-единственный человек весь Пакистан вооружил атомными бомбами

История Абдула Кадыр Хана, или не грози Пакистану, попивая чай у себя в Нью Дели

Maxim
Как работают интернет-мошенники и как бороться с цифровыми угрозами Как работают интернет-мошенники и как бороться с цифровыми угрозами

Как обезопасить себя в интернете?

Популярная механика
Портрет Петра Скворцова Портрет Петра Скворцова

Актер Пётр Скворцов — о преодолении кризисов и своих тайных увлечениях

OK!
И себе, и людям И себе, и людям

Что такое социальное предпринимательство в России?

Harper's Bazaar
«В новой экономике ценностью являются личные отношения». Сооснователь Voices Алексей Быстров — о том, как привлек инвестиции от Питера Тиля, о теории тысячи фанатов и проблемах креаторов «В новой экономике ценностью являются личные отношения». Сооснователь Voices Алексей Быстров — о том, как привлек инвестиции от Питера Тиля, о теории тысячи фанатов и проблемах креаторов

Сооснователь Voices Алексей Быстров — о конкуренции с TikTok и креаторах

Inc.
Как экономить на продуктах питания без вреда для здоровья: 9 умных лайфхаков Как экономить на продуктах питания без вреда для здоровья: 9 умных лайфхаков

Подборка советов по организации здорового и бюджетного питания

Playboy
«Друзья» на миллион: сколько актеры заработали на культовом шоу и новом эпизоде «Друзья» на миллион: сколько актеры заработали на культовом шоу и новом эпизоде

Как сериал «Друзья» стал одним из самых дорогих шоу в мире

Forbes
Анна Матвеева: Весна, Света! Анна Матвеева: Весна, Света!

Рассказ «Весна, Света!» из новой книги Анны Матвеевой

СНОБ
Ложный след: почему ужесточение оборота оружия не поможет предотвратить трагедии в школах Ложный след: почему ужесточение оборота оружия не поможет предотвратить трагедии в школах

Ужесточение оборота оружия не повлияет на уровень насилия в школах

Forbes
Дом среди сосен Дом среди сосен

Дом рядом с горнолыжным курортом

SALON-Interior
Постоянно хочется спать: 15 причин, почему это происходит Постоянно хочется спать: 15 причин, почему это происходит

Сонливость может быть и симптомом многих болезней

РБК
Киноперсонажи, судьбу которых нам забыли рассказать Киноперсонажи, судьбу которых нам забыли рассказать

Истории героев фильмов, о которых внезапно забыли

Maxim
Образование в долг: что не так с предложением Skyeng учить студентов в счет будущей зарплаты Образование в долг: что не так с предложением Skyeng учить студентов в счет будущей зарплаты

Как будет работать система обучения студентов в счет зарплаты и в чем ее риски

Forbes
Нам нужна одна легенда Нам нужна одна легенда

Игорь Гулин о фильме «Белорусский вокзал» и травме отсутствия слов

Weekend
Выгорание в середине жизни: как узнать, что это происходит с вами Выгорание в середине жизни: как узнать, что это происходит с вами

Работа, семья, обязанности по дому — кажется, всему этому нет ни конца, ни края

Psychologies
Борис Хвошнянский: «Терпеть не могу картошку Al Dente» Борис Хвошнянский: «Терпеть не могу картошку Al Dente»

Самобытный, разноплановый российский актер Борис Хвошнянский

Коллекция. Караван историй
Папа, мама, детский сад Папа, мама, детский сад

Готов ли ваш малыш к детскому саду?

Здоровье
«Могла съесть несколько буханок хлеба с сыром»: как я справилась с булимией «Могла съесть несколько буханок хлеба с сыром»: как я справилась с булимией

Наша героиня рассказывает, каково это — справиться с серьезным РПП

Cosmopolitan
Как эффективнее принимать решения — метод офицера американских «морских котиков» Как эффективнее принимать решения — метод офицера американских «морских котиков»

Эти 5 принципов помогут быстро найти оптимальный выбор даже в сложной ситуации

Inc.
Почему мы считаем некоторых людей привлекательными: 4 неожиданные причины, доказанные научно Почему мы считаем некоторых людей привлекательными: 4 неожиданные причины, доказанные научно

Привлекательность — это не только симпатичная внешность

Playboy
Как выглядят красотки из «Гардемаринов»: Лютаева, Орбакайте, Машная и другие Как выглядят красотки из «Гардемаринов»: Лютаева, Орбакайте, Машная и другие

Как изменились героини исторической саги «Гардемарины»

Cosmopolitan
Дерзкая Карди Би: горячие фото королевы хип-хопа Дерзкая Карди Би: горячие фото королевы хип-хопа

Подборка откровенных фото популярной рэперши и история ее карьеры.

Playboy
Искусствоведы разобрались в происхождении «Женщины с фонарем» Искусствоведы разобрались в происхождении «Женщины с фонарем»

В начале XVI века «Женщину с фонарем» изготовили в восточных Нидерландах

N+1
Открыть в приложении