Биг-Бен и девушки-пилоты: как в Сургуте появилась женская пилотажная группа
Когда сыну сургутского предпринимателя Евгения Барсова пришло время учить английский, отец возвел для этого в городе школу иностранных языков в виде Вестминстерского дворца. Отучившись на пилота, Барсов-старший купил самолет и построил собственный аэродром. А чтобы выделиться на общем фоне спортивной авиации, создал единственную в стране пилотажную группу из девушек. Школа у Барсова уже окупается, а вот на команду пилотов приходится тратить по 17 млн рублей в год. Что он с ней собирается делать дальше — в материале Forbes
Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.
Евгений Барсов родился в туркменском Чартджоу, все его детство было связано с местным аэродромом. «Родители там работали. Отец пилотом гражданского АН-2, а мать метеорологом, — рассказывает он. — И я тоже хотел стать летчиком, но с очками тогда к полетам не допускали». После окончания нефтяного техникума по специальности «промышленное и гражданское строительство» он по распределению отправился на стройку в Сургут. Отслужил в армии («Именно там я понял, что могу построить все!», — уверяет Барсов), и до начала 1990-х работал мастером на сургутских стройках. Свой бизнес он начал с кооператива «Сто услуг», который позже преобразовался в АО «Сургутстройтрест». «Периодически мы выходили на первое место среди сургутских девелоперов, — поясняет масштаб бизнеса Барсов. — Строили многоквартирные дома, социальные объекты и т.д. По 60 000 кв. м в год жилья сдавали». В 2017 году Барсов компанию продал. «Мой бизнес-процесс был завязан на банковские кредиты, а с ними к тому времени начались проблемы», — признается он. Сегодня основные деньги он зарабатывает на аренде некогда приобретенной недвижимости и на собственном железнодорожном узле с погрузочно-разгрузочной инфраструктурой.
Копия с открытки
Потребность в английском у Барсова появилась на сургутской стройке. «У нас работали подрядчики канадцы — мне нужно было с ними общаться, — вспоминает Барсов. — Пригласил переводчика. И вот я им что-то говорю, объясняю технические нюансы. А потом переводчик им на английском передает это в пять раз короче. Что именно он говорит, я не понимаю, но вижу, явно не доносит смысл. От возмущения пошел сам учить язык». А в Сургуте в начале 2000-х с этим было сложно. «Собираются три школьные учительницы и называют себя «курсы английского». Ты им деньги платишь, а язык толком не дают», — рассказывает Барсов. К тому моменту его сыну Ивану было уже 5 лет — хороший возраст для начала обучения иностранным языкам. И тогда у строителя Барсова возникло логичное решение — построить собственную школу. Как копию Вестминстерского дворца с Биг-Беном. «Проекта изначально никакого не было — просто взяли открытку с фотографией и по ней построили, — признается предприниматель. — А габариты здания предопределила площадка, размер пятна, на котором строить. На том пустыре позволили только три этажа возвести, если бы было можно выше, построил бы и 10. Но башню с часами сделал даже на 3 м выше, чем разрешили — иначе бы совсем не смотрелась».