13 громких автомобильных покушений XX века

АвтопилотАвто

Высокие цели

13 громких автомобильных покушений XX века

Александр Янковский

Автомобиль, как известно, источник повышенной опасности. «Но примешь ты смерть от коня своего», – обещал пушкинский волхв-кудесник князю Олегу задолго до эпохи массовой автомобилизации. Так происходит до сих пор, но это не только про проваленный краш-тест по NCAP или про несработавшую подушку безопасности.

Человек в автомобиле уязвим. Особенно человек власти, покидающий на это время надежные стены резиденций. Те, кто хочет его устранить – неважно, профессионалы спецслужб или киллеры-энтузиасты, – быстро это сообразили. И как только сильные мира сего – монархи, президенты, госчиновники – начали пересаживаться из карет в безлошадные самоходные экипажи, их стали убивать в их автомобилях. Сейчас уже трудно установить, кто стал первой мишенью, но цепочка таких автомобильных покушений простреливает весь XX век, словно автоматная очередь.

Эти сто лет стали классическим примером состязания копья и щита, снаряда и брони. Машины власти начали дополнительно защищать и бронировать, им форсировали двигатели, чтобы быстрее уходить от погони. Нападавшие тоже не теряли времени даром – пробовали то одну, то другую тактику, становились то стрелками, то взрывотехниками. Число тринадцать считается несчастливым, но некоторым из наших героев повезло: они остались в живых именно благодаря своим машинам. В любом случае эта «чертова дюжина» автомобилей, ставших местом действия громких покушений на людей власти, останется в истории навсегда. И в XXI веке мало что изменилось, список машин власти, ставших «машинами смерти», только растет.

1914 год. Эрцгерцог Франц Фердинанд

Graf & Stift 28/32 PS

В 1910 году граф Гаррах заказал у австрийской автомобильной фирмы Gräf & Stiſt модель 28/32 PS с шестиместным кузовом «двойной фаэтон». Подполковник Гаррах, как и другие офицеры, предоставлял свою машину с шофером в распоряжение австрийского императорского двора для торжественных случаев и маневров.

28 июня 1914 года на вокзале в Сараево, столице входящей в Австро-Венгрию Боснии, кортеж из семи машин, включая черный Gräf & Stiſt 28/32 PS фон Гарраха, встречал наследника престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу герцогиню Софию – те прибыли как раз для наблюдения за военными маневрами. А на улицах города их уже ждали убийцы – шесть членов подпольной организации «Млада Босна», выступавшей за отделение южнославянских территорий от Австро-Венгрии и присоединение их к Сербии.

Кортеж двигался со скоростью 15–20 километров в час; Gräf & Stiſt 28/32 PS, в котором ехал Франц Фердинанд, шел третьим, верх автомобиля был открыт. Эрцгерцог сидел сзади слева, герцогиня рядом справа, напротив них, на откидных сиденьях, – граф Гаррах и губернатор Боснии.

Два первых заговорщика в последний момент передумали убивать эрцгерцога. Третий бросил в его машину бомбу, но сначала ударил ее об трамвайный столб, чтобы активировать взрыватель. Шофер Gräf & Stiſt 28/32 PS услышал этот хлопок и машинально прибавил скорость, так что бомба попала в сложенный верх машины, скатилась на мостовую и взорвалась перед следующим автомобилем, ранив его пассажиров, включая адъютанта губернатора, и уличных зрителей.

После выступления в ратуше Франц Фердинанд захотел навестить раненого адъютанта в госпитале. София снова села справа от мужа, а граф Гаррах, чтобы прикрывать эрцгерцога своим телом, встал рядом с ним на подножку. Маршрут изменили на более безопасный, но шофер почему-то поехал прежним, где машину уже встречал еще один заговорщик, гимназист Гаврило Принцип, с пистолетом в руке. Первая пуля пробила борт Gräf & Stiſt 28/32 PS и попала Софии в живот, вторая смертельно ранила эрцгерцога в шею. Его последними словами были: «Софи, Софи! Не умирай! Живи для наших детей!» Герцогиня умерла первой, Франц Фердинанд – через десять минут.

1934 год. Король Александр Первый

Delage DM

Король Югославии Александр Первый был убит 9 октября 1934 года в Марселе практически в прямом эфире. Кинооператор Жорж Межа начал съемку через полминуты после начала покушения и снял умиравшего крупным планом. В тот день даже пресса предупреждала о возможном покушении, но французские власти запретили личной охране короля покидать миноносец «Дубровник», на котором монарх прибыл в Марсель. Помощь, предложенную британскими коллегами из Скотленд-Ярда, французы также предсказуемо отвергли.

Король и принимавший его министр иностранных дел Франции Луи Барту ехали на заднем ряду Delage DM в кузове ландо, с откинутым как раз над ними верхом. Машина была обычной, не бронированной, с широкими и длинными подножками, на которые так удобно было вскочить не только телохранителю, но и стрелку. Полицейских расставили по сторонам дороги спиной к тротуару, они не видели, что происходит сзади.

Визит короля Александра в Марсель должен был укрепить французско-югославскую дружбу и в целом послевоенную систему европейской безопасности, архитектором которой был Барту. Открытый автомобиль выбрали, чтобы публика могла рассмотреть и министра, и высокого гостя. В Delage DM были опущены все стекла, и он специально полз со скоростью 4 км/ч. Его сопровождали лишь двое конных охранников. Задача Величко Георгиева по кличке Влад Черноземский упрощалась.

Георгиев был членом и одним из самых профессиональных террористов ВМРО – болгарской националистической организации. Ее поддерживали хорватские усташи, и вроде бы даже власти гитлеровской Германии, которым союз Франции с Югославией мешал.

Георгиев выбежал из толпы, запрыгнул на подножку Delage, выхватил пистолет и начал стрелять. Первые две пули попали в грудь короля, он умер через несколько минут, еще одна ранила Барту. Началась перестрелка, наконец, один из охранников ударил Георгиева саблей по голове. Киллер упал под ноги толпе и вечером умер в больнице. Барту тоже, но от потери крови – ему неправильно наложили повязку. А через сорок лет были обнародованы данные баллистической экспертизы. Оказалось, в Барту попала случайная пуля из французского полицейского револьвера.

1942 год. Рейнхард Гейдрих

Mercedes-Benz TYP 320 (W142)

Впереди были крутой и узкий поворот со спуском и трамвайная остановка, поэтому шофер Mercedes-Benz Typ 320 Cabriolet B сбавил ход. Да еще неожиданно поперек движения шагнул человек, так что пришлось резко тормозить. И тут пешеход выхватил из-под плаща британский пистолет-пулемет STEN Mk. II.

До этого момента операция «Антропоид» развивалась более или менее успешно. Ее совместно разработали британская разведка и чехословацкое правительство в изгнании – после оккупации и раздела страны Гитлером в 1939-м оно находилось в Великобритании. Ликвидация Рейнхарда Гейдриха, обергруппенфюрера СС, и.о. рейхспротектора Чехии и Моравии, ответственного за «окончательное решение еврейского вопроса» в Европе, должна была одновременно повысить и активность Сопротивления в Чехии, разгромленного Гейдрихом, и мировой авторитет правительства изгнанников.

Утром 27 мая 1942 года Гейдрих, как обычно, ехал по пражскому району Либень на заднем сиденье своего кабриолета. Он каждый день курсировал из пригородной резиденции в город и обратно в этой открытой машине и без охраны. А в тот день улетал в Берлин и уже немного опаздывал. Когда «Мерседес» притормозил на повороте, вышедший ему наперерез сержант чехословацкой армии Ян Кубиш мог застрелить Гейдриха практически в упор. Но его, как и остальных диверсантов в этой операции, готовили в британском тренировочном лагере в Лимингтон-Спа, и оружие ему выдали британское. Sten славился осечками, дал он ее и в этот раз. Кубиш выхватил из портфеля гранату и метнул ее в Гейдриха, но промахнулся. Граната отскочила от кузова автомобиля, взорвалась под правым задним колесом, и осколки, прошив кузов и сиденье, ранили Гейдриха.

Водитель и пассажир выскочили из машины и выхватили табельное оружие. Шофер начал погоню и перестрелку, но Гейдрих упал – у него было сломано ребро, разорвана диафрагма и пробита селезенка. В больнице его прооперировали, через неделю он умер.

Не так давно в Европе нашлись несколько Mercedes-Benz Typ 320 Cabriolet B, претендующих на звание «того самого автомобиля». Но окончательно подлинность ни одного из них не доказана. В любом случае в гараже Гейдриха было минимум два одинаковых «Мерседеса».

1942 год. Анастас Микоян

ЗИС-101Э

6 ноября 1942 года в 14 часов 55 минут из Спасских ворот Кремля выехали два правительственных ЗИСа. У Лобного места они притормозили, чтобы дать извозчику, пересекавшему Красную площадь, возможность убраться с дороги. Тогда стоявший здесь уже полтора часа ефрейтор 1-й зенитно-пулеметной дивизии Московского фронта ПВО Савелий Дмитриев, который незадолго до этого самовольно покинул расположение части с винтовкой и 45 патронами, трижды выстрелил в первую машину. Получив в борт первую пулю, она ускорилась и уехала по улице Куйбышева, нынешней Ильинке. А Дмитриева после перестрелки с охраной Кремля и охранниками, выскочившими из второго ЗИСа, забросали двумя противопехотными гранатами, ранили и задержали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Всё, что имею, единственно по милости Его Величества» «Всё, что имею, единственно по милости Его Величества»

Уроженец Псковского края и выходец из рода князей смоленских Василий Татищев

Дилетант
Прямая речь: Майли Сайрус Прямая речь: Майли Сайрус

Майли Сайрус — о себе и своей карьере

ЖАРА Magazine
Мечтать не вредно Мечтать не вредно

Свежие идеи для бизнеса

Автопилот
Опубликован первый черновик человеческого пангенома Опубликован первый черновик человеческого пангенома

Консорциум референсного пангенома человека показал результаты своей работы

N+1
Техношея Техношея

Почему нам всем грозит tech neck и как защитить свою шею от колец Венеры?

Собака.ru
Что такое углеводное окно и сахарное похмелье: важные вопросы о спорте и питании Что такое углеводное окно и сахарное похмелье: важные вопросы о спорте и питании

Какие продукты ускорят восстановление и почему не нужно демонизировать углеводы

Правила жизни
Генералы песчаных карьеров Генералы песчаных карьеров

Шагающие экскаваторы, или драглайны, – самые большие мобильные наземные машины

ТехИнсайдер
10 самых провальных российских фильмов XXI века 10 самых провальных российских фильмов XXI века

Про половину из этих убыточных кинолент вы даже не слышали

Maxim
7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить 7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить

Какие из спутников обыденной жизни могут представлять серьезную опасность

Популярная механика
«Мы много выдержали и готовы выдержать больше»: как живут женщины в Нагорном Карабахе «Мы много выдержали и готовы выдержать больше»: как живут женщины в Нагорном Карабахе

Как женщины в Нагорном Карабахе поддерживают друг друга

Forbes
Простые, но важные правила удачных путешествий Простые, но важные правила удачных путешествий

Все отечественные автотуристы делятся на эпизодических и осознанных

4x4 Club
Гамарджоба, генацвале! Гамарджоба, генацвале!

7 мест, где можно открыть для себя настоящую Грузию

Лиза
Волшебное сокровище? Небольшой клад с тысячелетними монетами нашли в лесу Италии Волшебное сокровище? Небольшой клад с тысячелетними монетами нашли в лесу Италии

Расследование выявило 175 римских монет возрастом 2000 лет

ТехИнсайдер
Медленно, но верно Медленно, но верно

Как определить, что ты слишком усердно занимаешься фитнесом

Лиза
Точка бифуркации: как еще могло закончиться Ледовое побоище Точка бифуркации: как еще могло закончиться Ледовое побоище

Каким был бы мир, если бы Александр Невский проиграл Ледовое побоище?

Вокруг света
Почему «Стражи Галактики. Часть 3» — лучший кинокомикс (мы уже забыли, с каких пор) Почему «Стражи Галактики. Часть 3» — лучший кинокомикс (мы уже забыли, с каких пор)

Каким получился новый фильм о Звездном Лорде и его команде?

Maxim
Авиакомпаниям подрезают крылья Авиакомпаниям подрезают крылья

Правительство пока не собирается дополнительно субсидировать авиакомпании

Эксперт
Гострайтер принца Гарри рассказал о процессе написания автобиографии «Запасной» Гострайтер принца Гарри рассказал о процессе написания автобиографии «Запасной»

Дж. Р. Мерингер, работавший с принцем Гарри, рассказал о мемуарах «Запасной»

Forbes
6 золотых правил нестареющих женщин: запомни их как мантру! 6 золотых правил нестареющих женщин: запомни их как мантру!

Простейшие привычки, которые помогут отсрочить старение на десятки лет

VOICE
Одиночество не приговор: 3 шага, чтобы выстроить счастливые отношения Одиночество не приговор: 3 шага, чтобы выстроить счастливые отношения

Как стать счастливее, правильно выстраивая социальные связи

Psychologies
Улетный обед: все, что вы хотели знать о питании на борту самолета Улетный обед: все, что вы хотели знать о питании на борту самолета

Как и в каком виде питание попадает на борт самолета? Чем питается экипаж?

ТехИнсайдер
4 недели на исполнение мечты: почему марафоны желаний не работают 4 недели на исполнение мечты: почему марафоны желаний не работают

Почему люди массово верят в чудеса? И почему такие чудеса невозможны?

Psychologies
Срочно удали! 8 вещей, которые испортят любой кадр — секреты профессионального фотографа Срочно удали! 8 вещей, которые испортят любой кадр — секреты профессионального фотографа

Разбираемся с главными ошибками, которые портят 90% снимков

VOICE
Алло, гараж! Пока, гараж! Алло, гараж! Пока, гараж!

Москва прощается с рядами зеленых металлических боксов

Автопилот
Трагичная история! Мириам выслеживала убийцу дочери, но сама погибла от рук мексиканского картеля Трагичная история! Мириам выслеживала убийцу дочери, но сама погибла от рук мексиканского картеля

Женщина посвятила несколько лет поискам убийц своей дочери и умерла сама

ТехИнсайдер
Мама, я создал! Ученые построили машину из Lego, чтобы выращивать человеческую кожу Мама, я создал! Ученые построили машину из Lego, чтобы выращивать человеческую кожу

Изобретение из Lego в десятки раз дешевле, чем современные биопринтеры

Вокруг света
Фавориты и фаворитки Фавориты и фаворитки

Самые знаменитые фавориты и фаворитки

Дилетант
Вставай с дивана! Гиподинамия: причины малоподвижного образа жизни и его последствия Вставай с дивана! Гиподинамия: причины малоподвижного образа жизни и его последствия

Аристотель сказал: «Движение – это жизнь, а жизнь – это движение!»

Лиза
Смотрим второй сезон «Доисторической планеты» Смотрим второй сезон «Доисторической планеты»

Путешествие по Земле мелового периода продолжается

N+1
Пока смерть не разлучит: сказочная история любви Дианы Гурцкая и Петра Кучеренко Пока смерть не разлучит: сказочная история любви Дианы Гурцкая и Петра Кучеренко

Вспоминаем, какой была история любви Дианы Гурцкой и Петра Кучеренко

VOICE
Открыть в приложении