Что нам рассказали продавцы китайских машин на батарейках

АвтопилотАвто

Проводники электричества

Что нам рассказали продавцы китайских машин на батарейках

Александр Янковский. Фото Александра Казакова, Дмитрия Лебедева и Эмина Джафарова

В воздухе пахнет грозой. Он уже буквально пронизан электричеством. Напряжение растет. Их вокруг все больше. Но это не о том, о чем вы подумали. О чем бы вы ни подумали.

Шестнадцать с половиной тысяч – столько, по официальной статистике, было в России электромобилей на начало этого года. И слово «начало» тут как нельзя кстати. Потому что до сих пор «электрички» российской прописки – это было море, условно говоря, подержанных праворульных Nissan Leaf. Плюс залив приехавших из США Tesla. И все разбавлено каплей официально продающихся в стране электрических Audi, Jaguar и Porsche. Но сегодня в это море вливается электромобильная река из Китая.

«В Европе теперь играют на электричестве», – говорил герой фильма «Мимино», но информация безнадежно устарела. Китай – вот новый мировой лидер электромобильного порядка. И мало кто в России пока, кроме специалистов и энтузиастов, представляет, как выглядят и на что способны эти «новые китайцы». Неспроста они становятся донорами будущих российских электромобильных брендов, как бы те ни назывались – Evolute или «Москвич».

Но есть люди, которые силу китайского электроавтопрома почувствовали буквально на себе. Три человека: инженер, психолог, специалист по автосервису. Но это в прошлом, сегодня они ввозят в Россию и продают электромобили из Китая.

«Серые» дилеры? Формально – да, дилеры. Но серые? Скорее, яркие. В их рассказах живет и дышит дух свободного предпринимательства. Прямо как когда-то в те самые девяностые. И точно так же, как было тогда, никаких корпоративных удавок, никаких «пришлите сначала вопросы», «направьте запрос в пресс-службу». Все это придет позже. Возможно. А пока что – прямое общение, живые интонации, откровенные истории. Читайте.

«Работает вау-эффект»

Максим Баранов, учредитель компании Autoelectro, 43 года, образование – военный инженер. Импортом китайских электромобилей занимается четыре года, из них в России – два. Общее количество поставленных машин – более 200. Ездит на Volkswagen ID6 Crozz.

В 2019 году я был в деловой поездке в Китае, где много ездил на такси. И обратил внимание, что почти все китайские такси – либо электромобили, либо гибриды. Мне как инженеру стало интересно. Я начал через переводчика расспрашивать таксиста об особенностях эксплуатации, его впечатлениях от машины. А когда в торговом центре в городе Нинбо увидел электрический кроссовер Nio ES8, «завис» возле него минут на сорок. Облазил его весь, заглянул в каждый бардачок, оценил качество интерьера, сборки, подгонки деталей. И понял две вещи. Первая: китайский автопром, особенно для внутреннего рынка, уже совсем не тот, каким у нас привыкли его считать. И вторая: электромобили уже не экзотика, а повседневный транспорт. Я спросил гида: «Как мне китайский электромобиль купить и вывезти за рубеж?» Ответ был коротким: «Никак». Китай тогда насыщал внутренний рынок.

Но уже скоро начали появляться первые лазейки. У меня уже десять лет был свой бизнес: я занимался вопросами таможенного оформления, импортировал из Японии мотоциклы и банковское оборудование, так что кое-какой опыт внешнеэкономической деятельности имелся. Был куплен «пробничек», Changan EV360, что-то вроде электрического Hyundai Getz, мы его в шутку называли продуктовой тележкой с электромотором, – и отправлен в одну из стран СНГ, самую развитую в плане электротранспорта и с наиболее либеральным законодательством по его таможенному оформлению. Тут как раз ковид вмешался, пришлось поволноваться. Но это была сознательная авантюра, машина выбиралась по принципу «не жалко потерять». В итоге все получилось.

В России сначала тоже был тест. Я себе и нескольким друзьям заказал в Китае по электромобилю и отправил разными каналами. Через Белоруссию, Казахстан, напрямую через Владивосток – тут мы, скромничать не буду, были первыми, кому это удалось сделать. Когда успешная проба пера прошла, было решено ставить все на коммерческие рельсы.

В процессе поисков канала ввоза я познакомился с коллегами, которые ввозили и сейчас ввозят Tesla, у них площадка в районе Водного стадиона. Мы решили объединить усилия. Ведь не все, кто хочет электромобиль, могут позволить себе Tesla. Да и не все ее хотят. Кто-то хочет что-то другое, по более демократичной цене. Начали вести блог на Drive2.ru, телеграм-канал. Но вообще этот рынок новый и довольно тесный, помогло «сарафанное радио».

Работает прежде всего вау-эффект. После первой же поездки за рулем электромобиля человек в большинстве случаев понимает, нужен он ему или нет. Многим очень хочется электромобиль, но страшно. Как его заряжать, где обслуживать и чинить, и вообще как им пользоваться? С этими страхами приходится работать и постоянно учиться. Хотя сегодня, в эпоху интернета, многие уже, как правило, довольно подкованы. Если, конечно, ютуб-блогеров не насмотрятся. Один из которых хорошо так побуксовал на электромобиле в снегу, порвал чашку дифференциала, и понеслось: а-а-а! электромобили ненадежны! А что вы хотели, упорно буксуя в снегу на машине с мощным мотором, где крутящий момент уже с нуля оборотов? Естественно, дифференциал перегревается и выходит из строя.

Мы предпочитаем продавать электромобили из наличия. Я потенциальным клиентам всегда говорю: если хотите заказать, учтите, что это риски. Когда машина стоит на площадке, у вас таких рисков нет – оформили договор купли-продажи и спокойно уехали. Мы уже все проходили: карантин, беспорядки в Казахстане, через который машины едут в Россию. У тебя машины стоят в Алма-Ате, а связи никакой нет… Вокруг Новый год, и надо вроде праздновать и радоваться, а у тебя добавляются седые волосы. Так себе удовольствие.

Всех потенциальных клиентов я бы разделил на три типа. Есть «староверы». Это те, кто сразу спросят: где ваш салон? Где два-три этажа из стекла и бетона? Красивая блондинка на входе? И это чаще всего не наши клиенты. Они не понимают, что все это «великолепие» они же и оплачивают.

Есть «новаторы». Они хотят быть на острие прогресса, при этом привыкли к современным методикам продаж и понимают, что все уходит в онлайн. А цепочка и, что важно, наценка от производителя до клиента максимально сокращаются. «Новаторам» хочется автомобиль с вауэффектом. Tesla – это уже скучно, избито, и потом, подавляющее большинство Tesla ввозятся в Россию битыми и восстановленными. А «новатор» на битой машине ездить не хочет, это минус к безопасности. Что еще? «Новатору» своя зарядка не нужна, ему до общественной доехать и там постоять – не проблема, он открывает ноутбук и, пока машина заряжается, сидит и работает, я такую картину видел не раз и не два. Для него машина – мобильный офис.

И есть «консерваторы». Возраст – 40+, 50+. Они понимают, что стоимость владения электромобилем сегодня – наиболее сильная его сторона. В Москве и Подмосковье нет транспортного налога, бесплатная парковка, есть бесплатные зарядки. «Консерватор» обычно живет в частном доме, либо у него свое место с зарядкой на подземной парковке в жилом комплексе или офисе. Он, как правило, выбирает электромобиль, который будет максимально похож на автомобиль с ДВС – по архитектуре салона, по экстерьеру.

Но бывают клиенты с абсолютно нестандартным подходом. Помню случай, один приехал на дорогом немецком автомобиле. Походил, посмотрел и в итоге выбрал что-то вроде электрической Nissan Almera. И на мой немой вопрос «для чего такой дауншифтинг?» ответил: «А это пробник. Покатаюсь полгода вокруг дома, если понравится – приду к вам за чем-то более приличным».

Сейчас я езжу на Volkswagen ID6. Но уже его продаю. Мне интересно машину раз в полгода менять, пробовать новое. То, что продаешь, нужно поэксплуатировать, понять особенности. Зарабатывать надо с удовольствием, продавать – то, что нравится самому. Просто, извините, впарить машину клиенту, а потом вслед ему перекреститься и подумать: «Век бы тебя не видеть» – не то, чем хотелось бы заниматься.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чистокровный Чистокровный

Чистокровный люксовый кроссовер

Автопилот
Angry birds Angry birds

Главные ошибки сов и жаворонков, которые лишают их энергии на весь день

Лиза
Genesis GV70. Продажа перспектив Genesis GV70. Продажа перспектив

Внешность GV70 действительно впечатляет

4x4 Club
Как горевать без вреда для психического здоровья Как горевать без вреда для психического здоровья

Должны ли быть временные границы у горя?

Psychologies
Нюстальгия Нюстальгия

Все мы видели фотографии Давида Дубницкого, но не знали его по имени

Maxim
«Сын-подросток постоянно спит и мало ест»: стоит ли пытаться изменить образ жизни ребенка? «Сын-подросток постоянно спит и мало ест»: стоит ли пытаться изменить образ жизни ребенка?

Как наладить доверительные отношения с подростком?

Psychologies
Лимон отмоет что угодно, особенно вместе с водкой: 10 способов использовать лимонный сок в быту Лимон отмоет что угодно, особенно вместе с водкой: 10 способов использовать лимонный сок в быту

Для того, чтобы отмыть весь дом, достаточно купить в магазине десяток лимонов

ТехИнсайдер
Звук в наушниках стал тихим? Вероятно, они нуждаются в чистке! Как правильно чистить наушники Звук в наушниках стал тихим? Вероятно, они нуждаются в чистке! Как правильно чистить наушники

Что приводит к искажению звука в наушниках и что с этим делать?

ТехИнсайдер
Большая маленькая Я Большая маленькая Я

«Когда же я повзрослею!» – кокетливо говорит женщина лет 30

VOICE
Чистое золото Чистое золото

В компании «Полиметалл» добывают золото без вреда для природы

ТехИнсайдер
Таких больше не будет: Елизавета II на обложках журналов, которые мы не забудем Таких больше не будет: Елизавета II на обложках журналов, которые мы не забудем

Несмотря на всю неоднозначность ее фигуры, Елизавету II любил целый мир

VOICE
Мужчина и женщина: 5 подсказок, чтобы понять друг друга Мужчина и женщина: 5 подсказок, чтобы понять друг друга

Подсказки, которые помогут мужчинам и женщинам друг друга понять

Psychologies
Дело не в лени: 7 признаков того, что стоит обсудить отсутствие энергии со специалистом Дело не в лени: 7 признаков того, что стоит обсудить отсутствие энергии со специалистом

Все ли, что кажется ленью, — действительно лень? И стоит ли ругать себя за нее?

Psychologies
«Мыть чужие полы? Вышивать крестиками?»: как жили эмигрантки в Европе 1920-х «Мыть чужие полы? Вышивать крестиками?»: как жили эмигрантки в Европе 1920-х

Отрывок из книги «Железная женщина», посвященной Муре Бенкендорф

Forbes
3 подмосковные дачи великих писателей, которые стоит посетить каждому 3 подмосковные дачи великих писателей, которые стоит посетить каждому

Литераторы выбирали для жизни места, в которых им удавалось находить вдохновение

Вокруг света
Езда на горящем велосипеде: как устроено современное материнство Езда на горящем велосипеде: как устроено современное материнство

Как реагировать на то, что в саду все девочки всегда снежинки

Forbes
Один на один Один на один

Кризисы случаются во всех сферах, и едва ли не в первую очередь – в отношениях

Лиза
Как поменялся автомобильный мир при королеве Великобритании Елизавете II Как поменялся автомобильный мир при королеве Великобритании Елизавете II

Как в жизнь английской королевы уместилась почти вся автомобильная история

РБК
Солистка группы «Моя Мишель» Таня Ткачук — о консервативных слушателях, творческом пике и темной стороне филологии Солистка группы «Моя Мишель» Таня Ткачук — о консервативных слушателях, творческом пике и темной стороне филологии

Таня Ткачук — о том, как оставаться на коне больше десяти лет

Правила жизни
Располнела, подурнела и скатилась до порнофильмов: как жестоко обошлась судьба с Располнела, подурнела и скатилась до порнофильмов: как жестоко обошлась судьба с

Она состарилась, пытаясь остаться в амплуа сексуальной кошечки

VOICE
Зачем жирафы пьют мочу, а курицы меняют пол: 5 странных повадок животных, о которых вы раньше не знали Зачем жирафы пьют мочу, а курицы меняют пол: 5 странных повадок животных, о которых вы раньше не знали

Крокодилы заглатывают ведро камней, жирафы пьют мочу. Зачем они это делают?

ТехИнсайдер
Мама создателя Бумагогорска: «Развитие ребенка — это про проживание с ним его детства» Мама создателя Бумагогорска: «Развитие ребенка — это про проживание с ним его детства»

Мама создателя Бумагогорска делится с нами изнанкой истории бумажного города

Psychologies
В ее смену: как изменился мир при жизни Елизаветы II В ее смену: как изменился мир при жизни Елизаветы II

В день смерти королевы многие написали: «Ушла эпоха»

СНОБ
Наталия Опалева: «Зверев — выдающаяся фигура в арт-сообществе 60–70-х годов» Наталия Опалева: «Зверев — выдающаяся фигура в арт-сообществе 60–70-х годов»

Наталия Опалева — об Анатолии Звереве и о том, чем ее привлекает музей

Эксперт
Отравление по-австралийски: ученые предложили оригинальный способ бороться с котами-захватчиками Отравление по-австралийски: ученые предложили оригинальный способ бороться с котами-захватчиками

Дикие кошки продолжают истреблять коренную фауну Австралии

Вокруг света
С чем носить кожаные брюки в этом сезоне: 8 лучших стритстайл-образов с Недель моды С чем носить кожаные брюки в этом сезоне: 8 лучших стритстайл-образов с Недель моды

Ну что, рок-звезда, ты готова к новому сезону?

VOICE
«Белая ворона — это классно!» «Белая ворона — это классно!»

У Елены Летучей говорящая фамилия. Она так много всего успевает в жизни

OK!
«Тихое увольнение»: что значит новый карьерный тренд «Тихое увольнение»: что значит новый карьерный тренд

Новый тренд в менеджменте назвали quiet quitting, или «тихий уход»

Psychologies
Убийца иммунитета: ученые назвали продукт, который разрушает микробиом кишечника Убийца иммунитета: ученые назвали продукт, который разрушает микробиом кишечника

Если этот продукт «похозяйничал» в организме, жди ожирения или диабета

Вокруг света
Трупиалы-подкидыши заморили голодом «лишних» сводных братьев и сестер Трупиалы-подкидыши заморили голодом «лишних» сводных братьев и сестер

Птенцы трупиалов лучше всего развиваются в гнездах с двумя сводными братьями

N+1
Открыть в приложении