Что нам рассказали продавцы китайских машин на батарейках

АвтопилотАвто

Проводники электричества

Что нам рассказали продавцы китайских машин на батарейках

Александр Янковский. Фото Александра Казакова, Дмитрия Лебедева и Эмина Джафарова

В воздухе пахнет грозой. Он уже буквально пронизан электричеством. Напряжение растет. Их вокруг все больше. Но это не о том, о чем вы подумали. О чем бы вы ни подумали.

Шестнадцать с половиной тысяч – столько, по официальной статистике, было в России электромобилей на начало этого года. И слово «начало» тут как нельзя кстати. Потому что до сих пор «электрички» российской прописки – это было море, условно говоря, подержанных праворульных Nissan Leaf. Плюс залив приехавших из США Tesla. И все разбавлено каплей официально продающихся в стране электрических Audi, Jaguar и Porsche. Но сегодня в это море вливается электромобильная река из Китая.

«В Европе теперь играют на электричестве», – говорил герой фильма «Мимино», но информация безнадежно устарела. Китай – вот новый мировой лидер электромобильного порядка. И мало кто в России пока, кроме специалистов и энтузиастов, представляет, как выглядят и на что способны эти «новые китайцы». Неспроста они становятся донорами будущих российских электромобильных брендов, как бы те ни назывались – Evolute или «Москвич».

Но есть люди, которые силу китайского электроавтопрома почувствовали буквально на себе. Три человека: инженер, психолог, специалист по автосервису. Но это в прошлом, сегодня они ввозят в Россию и продают электромобили из Китая.

«Серые» дилеры? Формально – да, дилеры. Но серые? Скорее, яркие. В их рассказах живет и дышит дух свободного предпринимательства. Прямо как когда-то в те самые девяностые. И точно так же, как было тогда, никаких корпоративных удавок, никаких «пришлите сначала вопросы», «направьте запрос в пресс-службу». Все это придет позже. Возможно. А пока что – прямое общение, живые интонации, откровенные истории. Читайте.

«Работает вау-эффект»

Максим Баранов, учредитель компании Autoelectro, 43 года, образование – военный инженер. Импортом китайских электромобилей занимается четыре года, из них в России – два. Общее количество поставленных машин – более 200. Ездит на Volkswagen ID6 Crozz.

В 2019 году я был в деловой поездке в Китае, где много ездил на такси. И обратил внимание, что почти все китайские такси – либо электромобили, либо гибриды. Мне как инженеру стало интересно. Я начал через переводчика расспрашивать таксиста об особенностях эксплуатации, его впечатлениях от машины. А когда в торговом центре в городе Нинбо увидел электрический кроссовер Nio ES8, «завис» возле него минут на сорок. Облазил его весь, заглянул в каждый бардачок, оценил качество интерьера, сборки, подгонки деталей. И понял две вещи. Первая: китайский автопром, особенно для внутреннего рынка, уже совсем не тот, каким у нас привыкли его считать. И вторая: электромобили уже не экзотика, а повседневный транспорт. Я спросил гида: «Как мне китайский электромобиль купить и вывезти за рубеж?» Ответ был коротким: «Никак». Китай тогда насыщал внутренний рынок.

Но уже скоро начали появляться первые лазейки. У меня уже десять лет был свой бизнес: я занимался вопросами таможенного оформления, импортировал из Японии мотоциклы и банковское оборудование, так что кое-какой опыт внешнеэкономической деятельности имелся. Был куплен «пробничек», Changan EV360, что-то вроде электрического Hyundai Getz, мы его в шутку называли продуктовой тележкой с электромотором, – и отправлен в одну из стран СНГ, самую развитую в плане электротранспорта и с наиболее либеральным законодательством по его таможенному оформлению. Тут как раз ковид вмешался, пришлось поволноваться. Но это была сознательная авантюра, машина выбиралась по принципу «не жалко потерять». В итоге все получилось.

В России сначала тоже был тест. Я себе и нескольким друзьям заказал в Китае по электромобилю и отправил разными каналами. Через Белоруссию, Казахстан, напрямую через Владивосток – тут мы, скромничать не буду, были первыми, кому это удалось сделать. Когда успешная проба пера прошла, было решено ставить все на коммерческие рельсы.

В процессе поисков канала ввоза я познакомился с коллегами, которые ввозили и сейчас ввозят Tesla, у них площадка в районе Водного стадиона. Мы решили объединить усилия. Ведь не все, кто хочет электромобиль, могут позволить себе Tesla. Да и не все ее хотят. Кто-то хочет что-то другое, по более демократичной цене. Начали вести блог на Drive2.ru, телеграм-канал. Но вообще этот рынок новый и довольно тесный, помогло «сарафанное радио».

Работает прежде всего вау-эффект. После первой же поездки за рулем электромобиля человек в большинстве случаев понимает, нужен он ему или нет. Многим очень хочется электромобиль, но страшно. Как его заряжать, где обслуживать и чинить, и вообще как им пользоваться? С этими страхами приходится работать и постоянно учиться. Хотя сегодня, в эпоху интернета, многие уже, как правило, довольно подкованы. Если, конечно, ютуб-блогеров не насмотрятся. Один из которых хорошо так побуксовал на электромобиле в снегу, порвал чашку дифференциала, и понеслось: а-а-а! электромобили ненадежны! А что вы хотели, упорно буксуя в снегу на машине с мощным мотором, где крутящий момент уже с нуля оборотов? Естественно, дифференциал перегревается и выходит из строя.

Мы предпочитаем продавать электромобили из наличия. Я потенциальным клиентам всегда говорю: если хотите заказать, учтите, что это риски. Когда машина стоит на площадке, у вас таких рисков нет – оформили договор купли-продажи и спокойно уехали. Мы уже все проходили: карантин, беспорядки в Казахстане, через который машины едут в Россию. У тебя машины стоят в Алма-Ате, а связи никакой нет… Вокруг Новый год, и надо вроде праздновать и радоваться, а у тебя добавляются седые волосы. Так себе удовольствие.

Всех потенциальных клиентов я бы разделил на три типа. Есть «староверы». Это те, кто сразу спросят: где ваш салон? Где два-три этажа из стекла и бетона? Красивая блондинка на входе? И это чаще всего не наши клиенты. Они не понимают, что все это «великолепие» они же и оплачивают.

Есть «новаторы». Они хотят быть на острие прогресса, при этом привыкли к современным методикам продаж и понимают, что все уходит в онлайн. А цепочка и, что важно, наценка от производителя до клиента максимально сокращаются. «Новаторам» хочется автомобиль с вауэффектом. Tesla – это уже скучно, избито, и потом, подавляющее большинство Tesla ввозятся в Россию битыми и восстановленными. А «новатор» на битой машине ездить не хочет, это минус к безопасности. Что еще? «Новатору» своя зарядка не нужна, ему до общественной доехать и там постоять – не проблема, он открывает ноутбук и, пока машина заряжается, сидит и работает, я такую картину видел не раз и не два. Для него машина – мобильный офис.

И есть «консерваторы». Возраст – 40+, 50+. Они понимают, что стоимость владения электромобилем сегодня – наиболее сильная его сторона. В Москве и Подмосковье нет транспортного налога, бесплатная парковка, есть бесплатные зарядки. «Консерватор» обычно живет в частном доме, либо у него свое место с зарядкой на подземной парковке в жилом комплексе или офисе. Он, как правило, выбирает электромобиль, который будет максимально похож на автомобиль с ДВС – по архитектуре салона, по экстерьеру.

Но бывают клиенты с абсолютно нестандартным подходом. Помню случай, один приехал на дорогом немецком автомобиле. Походил, посмотрел и в итоге выбрал что-то вроде электрической Nissan Almera. И на мой немой вопрос «для чего такой дауншифтинг?» ответил: «А это пробник. Покатаюсь полгода вокруг дома, если понравится – приду к вам за чем-то более приличным».

Сейчас я езжу на Volkswagen ID6. Но уже его продаю. Мне интересно машину раз в полгода менять, пробовать новое. То, что продаешь, нужно поэксплуатировать, понять особенности. Зарабатывать надо с удовольствием, продавать – то, что нравится самому. Просто, извините, впарить машину клиенту, а потом вслед ему перекреститься и подумать: «Век бы тебя не видеть» – не то, чем хотелось бы заниматься.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чистокровный Чистокровный

Чистокровный люксовый кроссовер

Автопилот
Пассивная система охлаждения в ноутбуках: это хорошо или плохо? Пассивная система охлаждения в ноутбуках: это хорошо или плохо?

Ноутбуки с пассивной системой охлаждения — что это за «зверь»?

CHIP
Была бы лодка Была бы лодка

Changan CS35 Plus и путешествия по воде

Автопилот
Рэйография, редимейд, ракурс: как Ман Рэй изменил искусство Рэйография, редимейд, ракурс: как Ман Рэй изменил искусство

На примере пяти работ показываем, как Ман Рэй изменил фотографию и искусство

Правила жизни
6 ключей, чтобы правильно извиниться 6 ключей, чтобы правильно извиниться

Накапливаясь, размолвки ставят отношения под удар, но непонимания можно избежать

Psychologies
Новые эластичные генераторы позволяют заряжать станции прямо под водой Новые эластичные генераторы позволяют заряжать станции прямо под водой

Аккумуляторы, которые получают электричество от любого движения

ТехИнсайдер
Почему мы так плохо знаем математику? Во всем виноваты древние греки Почему мы так плохо знаем математику? Во всем виноваты древние греки

Почему математика вызывает у многих детей и взрослых страх и беспокойство

ТехИнсайдер
Вы недооценивали тыквенные семечки! Это один из самых полезных продуктов и вот почему Вы недооценивали тыквенные семечки! Это один из самых полезных продуктов и вот почему

Самое время отнестись к тыквенным семечкам серьезно и добавить в ваш рацион!

ТехИнсайдер
Музыка как иллюминация или Хвост кометы Музыка как иллюминация или Хвост кометы

Этот день изменил мою жизнь и отправил в меня по скользкой дорожке

Правила жизни
Без пакетов и цветных бутылок: как не засорять окружающую среду отходами упаковки Без пакетов и цветных бутылок: как не засорять окружающую среду отходами упаковки

Как минимизировать отходы упаковки и как их утилизировать?

Forbes
Что делают с кровью, слитой из трупов перед погребением? Что делают с кровью, слитой из трупов перед погребением?

Как готовят тело к похоронам

ТехИнсайдер
Горячий или холодный: какая температура идеальна для принятия душа Горячий или холодный: какая температура идеальна для принятия душа

Какой температуры должен быть душ?

ТехИнсайдер
Гид по счастью: главные открытия Запада и Востока Гид по счастью: главные открытия Запада и Востока

На что направить усилия, чтобы стать счастливее?

Psychologies
10 способов относиться к себе проще 10 способов относиться к себе проще

Как перестать требовать от себя слишком многого?

Psychologies
Бекон горя: как перестать заедать стресс Бекон горя: как перестать заедать стресс

Рассказываем, как избежать заедания эмоций

Правила жизни
«Gaia»: новый взгляд на небо «Gaia»: новый взгляд на небо

Что телескоп «Gaia» позволил узнать о нашей Галактике?

Наука и жизнь
Человек в космосе подвергается высокому риску мутаций, связанных с раком Человек в космосе подвергается высокому риску мутаций, связанных с раком

Мутации могут увеличить риск развития рака и сердечных заболеваний у астронавта

ТехИнсайдер
5 самых громких нестыковок в расследовании событий 9/11 5 самых громких нестыковок в расследовании событий 9/11

Мы собрали самые популярные теории заговора по поводу событий 9/11

Maxim
Рубин Черного Принца: проклятый камень британской короны, который достанется Карлу III Рубин Черного Принца: проклятый камень британской короны, который достанется Карлу III

Один из старейших камней, украшающий корону, по слухам — проклят

VOICE
Секреты белоснежной улыбки Секреты белоснежной улыбки

Что влияет на цвет зубов и как сделать, чтобы они были белее

Здоровье
Инцест, сепарация, инициация: о чем на самом деле рассказывают сказки? Инцест, сепарация, инициация: о чем на самом деле рассказывают сказки?

Почему сказки так популярны во все времена?

Psychologies
Борис Акопов: «Мне хотелось сделать картину возмутительной и даже неприятной» Борис Акопов: «Мне хотелось сделать картину возмутительной и даже неприятной»

Режиссер Борис Акопов — почему он предпочитает работать с неизвестными артистами

Grazia
Первые в мире сиамские близнецы, у которых на двоих был 21 ребенок: как они жили и работали Первые в мире сиамские близнецы, у которых на двоих был 21 ребенок: как они жили и работали

Именно после их истории появилось выражение «сиамские близнецы»

ТехИнсайдер
Коллективный опыт: как NFT стал краудфандинговой платформой для цифровых художников Коллективный опыт: как NFT стал краудфандинговой платформой для цифровых художников

Какую роль блокчейн сыграл в развитии цифрового искусства?

Forbes
Калуга: Город мастеров Калуга: Город мастеров

С одной стороны – космос и технологии, с другой – ремесла и сохранение традиций

Лиза
Движение Солнечной системы сквозь рукава Млечного пути ускоряет процесс образования земной коры Движение Солнечной системы сквозь рукава Млечного пути ускоряет процесс образования земной коры

Скорость образования континентальной коры Земли циклична

ТехИнсайдер
Я спасу тебя от этой смертной любви. Новый фильм Пака Чхан-ука «Решение уйти» Я спасу тебя от этой смертной любви. Новый фильм Пака Чхан-ука «Решение уйти»

Чем Пак Чхан-ук удивляет зрителя в фильме «Решение уйти»

СНОБ
10 редчайших языков на территории России 10 редчайших языков на территории России

На территории РФ до сих пор живы языки, на которых общаются лишь сотни человек

ТехИнсайдер
Семь загадок питьевого спирта Семь загадок питьевого спирта

Пьют ли где-нибудь, кроме России, этиловый спирт?

Maxim
Нужен сооснователь-мужчина: как женские стартапы привлекают инвестиции Нужен сооснователь-мужчина: как женские стартапы привлекают инвестиции

Инвесторы все чаще включают женские проекты в свои пайплайны

Forbes
Открыть в приложении