Что нам рассказали продавцы китайских машин на батарейках

АвтопилотАвто

Проводники электричества

Что нам рассказали продавцы китайских машин на батарейках

Александр Янковский. Фото Александра Казакова, Дмитрия Лебедева и Эмина Джафарова

В воздухе пахнет грозой. Он уже буквально пронизан электричеством. Напряжение растет. Их вокруг все больше. Но это не о том, о чем вы подумали. О чем бы вы ни подумали.

Шестнадцать с половиной тысяч – столько, по официальной статистике, было в России электромобилей на начало этого года. И слово «начало» тут как нельзя кстати. Потому что до сих пор «электрички» российской прописки – это было море, условно говоря, подержанных праворульных Nissan Leaf. Плюс залив приехавших из США Tesla. И все разбавлено каплей официально продающихся в стране электрических Audi, Jaguar и Porsche. Но сегодня в это море вливается электромобильная река из Китая.

«В Европе теперь играют на электричестве», – говорил герой фильма «Мимино», но информация безнадежно устарела. Китай – вот новый мировой лидер электромобильного порядка. И мало кто в России пока, кроме специалистов и энтузиастов, представляет, как выглядят и на что способны эти «новые китайцы». Неспроста они становятся донорами будущих российских электромобильных брендов, как бы те ни назывались – Evolute или «Москвич».

Но есть люди, которые силу китайского электроавтопрома почувствовали буквально на себе. Три человека: инженер, психолог, специалист по автосервису. Но это в прошлом, сегодня они ввозят в Россию и продают электромобили из Китая.

«Серые» дилеры? Формально – да, дилеры. Но серые? Скорее, яркие. В их рассказах живет и дышит дух свободного предпринимательства. Прямо как когда-то в те самые девяностые. И точно так же, как было тогда, никаких корпоративных удавок, никаких «пришлите сначала вопросы», «направьте запрос в пресс-службу». Все это придет позже. Возможно. А пока что – прямое общение, живые интонации, откровенные истории. Читайте.

«Работает вау-эффект»

Максим Баранов, учредитель компании Autoelectro, 43 года, образование – военный инженер. Импортом китайских электромобилей занимается четыре года, из них в России – два. Общее количество поставленных машин – более 200. Ездит на Volkswagen ID6 Crozz.

В 2019 году я был в деловой поездке в Китае, где много ездил на такси. И обратил внимание, что почти все китайские такси – либо электромобили, либо гибриды. Мне как инженеру стало интересно. Я начал через переводчика расспрашивать таксиста об особенностях эксплуатации, его впечатлениях от машины. А когда в торговом центре в городе Нинбо увидел электрический кроссовер Nio ES8, «завис» возле него минут на сорок. Облазил его весь, заглянул в каждый бардачок, оценил качество интерьера, сборки, подгонки деталей. И понял две вещи. Первая: китайский автопром, особенно для внутреннего рынка, уже совсем не тот, каким у нас привыкли его считать. И вторая: электромобили уже не экзотика, а повседневный транспорт. Я спросил гида: «Как мне китайский электромобиль купить и вывезти за рубеж?» Ответ был коротким: «Никак». Китай тогда насыщал внутренний рынок.

Но уже скоро начали появляться первые лазейки. У меня уже десять лет был свой бизнес: я занимался вопросами таможенного оформления, импортировал из Японии мотоциклы и банковское оборудование, так что кое-какой опыт внешнеэкономической деятельности имелся. Был куплен «пробничек», Changan EV360, что-то вроде электрического Hyundai Getz, мы его в шутку называли продуктовой тележкой с электромотором, – и отправлен в одну из стран СНГ, самую развитую в плане электротранспорта и с наиболее либеральным законодательством по его таможенному оформлению. Тут как раз ковид вмешался, пришлось поволноваться. Но это была сознательная авантюра, машина выбиралась по принципу «не жалко потерять». В итоге все получилось.

В России сначала тоже был тест. Я себе и нескольким друзьям заказал в Китае по электромобилю и отправил разными каналами. Через Белоруссию, Казахстан, напрямую через Владивосток – тут мы, скромничать не буду, были первыми, кому это удалось сделать. Когда успешная проба пера прошла, было решено ставить все на коммерческие рельсы.

В процессе поисков канала ввоза я познакомился с коллегами, которые ввозили и сейчас ввозят Tesla, у них площадка в районе Водного стадиона. Мы решили объединить усилия. Ведь не все, кто хочет электромобиль, могут позволить себе Tesla. Да и не все ее хотят. Кто-то хочет что-то другое, по более демократичной цене. Начали вести блог на Drive2.ru, телеграм-канал. Но вообще этот рынок новый и довольно тесный, помогло «сарафанное радио».

Работает прежде всего вау-эффект. После первой же поездки за рулем электромобиля человек в большинстве случаев понимает, нужен он ему или нет. Многим очень хочется электромобиль, но страшно. Как его заряжать, где обслуживать и чинить, и вообще как им пользоваться? С этими страхами приходится работать и постоянно учиться. Хотя сегодня, в эпоху интернета, многие уже, как правило, довольно подкованы. Если, конечно, ютуб-блогеров не насмотрятся. Один из которых хорошо так побуксовал на электромобиле в снегу, порвал чашку дифференциала, и понеслось: а-а-а! электромобили ненадежны! А что вы хотели, упорно буксуя в снегу на машине с мощным мотором, где крутящий момент уже с нуля оборотов? Естественно, дифференциал перегревается и выходит из строя.

Мы предпочитаем продавать электромобили из наличия. Я потенциальным клиентам всегда говорю: если хотите заказать, учтите, что это риски. Когда машина стоит на площадке, у вас таких рисков нет – оформили договор купли-продажи и спокойно уехали. Мы уже все проходили: карантин, беспорядки в Казахстане, через который машины едут в Россию. У тебя машины стоят в Алма-Ате, а связи никакой нет… Вокруг Новый год, и надо вроде праздновать и радоваться, а у тебя добавляются седые волосы. Так себе удовольствие.

Всех потенциальных клиентов я бы разделил на три типа. Есть «староверы». Это те, кто сразу спросят: где ваш салон? Где два-три этажа из стекла и бетона? Красивая блондинка на входе? И это чаще всего не наши клиенты. Они не понимают, что все это «великолепие» они же и оплачивают.

Есть «новаторы». Они хотят быть на острие прогресса, при этом привыкли к современным методикам продаж и понимают, что все уходит в онлайн. А цепочка и, что важно, наценка от производителя до клиента максимально сокращаются. «Новаторам» хочется автомобиль с вауэффектом. Tesla – это уже скучно, избито, и потом, подавляющее большинство Tesla ввозятся в Россию битыми и восстановленными. А «новатор» на битой машине ездить не хочет, это минус к безопасности. Что еще? «Новатору» своя зарядка не нужна, ему до общественной доехать и там постоять – не проблема, он открывает ноутбук и, пока машина заряжается, сидит и работает, я такую картину видел не раз и не два. Для него машина – мобильный офис.

И есть «консерваторы». Возраст – 40+, 50+. Они понимают, что стоимость владения электромобилем сегодня – наиболее сильная его сторона. В Москве и Подмосковье нет транспортного налога, бесплатная парковка, есть бесплатные зарядки. «Консерватор» обычно живет в частном доме, либо у него свое место с зарядкой на подземной парковке в жилом комплексе или офисе. Он, как правило, выбирает электромобиль, который будет максимально похож на автомобиль с ДВС – по архитектуре салона, по экстерьеру.

Но бывают клиенты с абсолютно нестандартным подходом. Помню случай, один приехал на дорогом немецком автомобиле. Походил, посмотрел и в итоге выбрал что-то вроде электрической Nissan Almera. И на мой немой вопрос «для чего такой дауншифтинг?» ответил: «А это пробник. Покатаюсь полгода вокруг дома, если понравится – приду к вам за чем-то более приличным».

Сейчас я езжу на Volkswagen ID6. Но уже его продаю. Мне интересно машину раз в полгода менять, пробовать новое. То, что продаешь, нужно поэксплуатировать, понять особенности. Зарабатывать надо с удовольствием, продавать – то, что нравится самому. Просто, извините, впарить машину клиенту, а потом вслед ему перекреститься и подумать: «Век бы тебя не видеть» – не то, чем хотелось бы заниматься.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чистокровный Чистокровный

Чистокровный люксовый кроссовер

Автопилот
«Тяжелые времена для обувного бизнеса»: почему закрылся бренд, который обувал Урганта «Тяжелые времена для обувного бизнеса»: почему закрылся бренд, который обувал Урганта

История российского обувного бренда Gottlieb Schwarz

Forbes
Сила света Сила света

Как устроена индустрия световых шоу и инсталляций

Популярная механика
Создаем уют дома: как превратить дом в райское место Создаем уют дома: как превратить дом в райское место

Вещи, которые помогут создать в квартире уютную и теплую атмосферу

ТехИнсайдер
6 ключей, чтобы правильно извиниться 6 ключей, чтобы правильно извиниться

Накапливаясь, размолвки ставят отношения под удар, но непонимания можно избежать

Psychologies
Шереметевы Шереметевы

Древний боярский род Шереметевых возвысился в XVII веке

Дилетант
«С любовью и яростью»: два часа скандалов в любовном треугольнике «С любовью и яростью»: два часа скандалов в любовном треугольнике

«С любовью и яростью» — история о сложностях межличностных отношений

Forbes
Крупнейшее восстание рабочих в США: вот какой была битва у горы Блэр Крупнейшее восстание рабочих в США: вот какой была битва у горы Блэр

Американские рабочие раньше устраивали целые сражения и где-то даже побеждали

ТехИнсайдер
Популярные продукты 90-х, которые сегодня нигде не найдешь Популярные продукты 90-х, которые сегодня нигде не найдешь

Приглашаем на ностальгическую прогулку по продуктовому магазину 90-х

Maxim
За себя и за того парня За себя и за того парня

Как перестать работать за других

Лиза
Как запустить мобильное приложение на iPhone: разработчики назвали главные сложности работы с iOS Как запустить мобильное приложение на iPhone: разработчики назвали главные сложности работы с iOS

В чем особенности разработки приложений для операционной системы iOS

ТехИнсайдер
7 признаков, что вам не хватает витамина С 7 признаков, что вам не хватает витамина С

Получаете ли вы достаточное количество витамина С?

Inc.
Литература или физика? Какой ты школьный предмет по знаку зодиака Литература или физика? Какой ты школьный предмет по знаку зодиака

Сейчас мы тебе расскажем, какой ты предмет по знаку зодиака!

VOICE
6 самых полезных привычек 6 самых полезных привычек

Топ-лист полезных привычек

Лиза
Укладка на паяльник, ацетон на волосы, вазелин на веки: бьюти-лайфхаки советских женщин на фоне дефицита косметики Укладка на паяльник, ацетон на волосы, вазелин на веки: бьюти-лайфхаки советских женщин на фоне дефицита косметики

Как советские дамы умудрялись выглядеть красивыми, ухоженными и стильными

ТехИнсайдер
Самые удивительные исторические байки про Хрущева Самые удивительные исторические байки про Хрущева

Вспоминаем самые интересные истории и слухи про генсека Никиту Хрущева

Maxim
Как многодетная мать в декрете запустила бизнес по подбору одежды и привлекла 18 млн руб. от совладельца «Персоны» Как многодетная мать в декрете запустила бизнес по подбору одежды и привлекла 18 млн руб. от совладельца «Персоны»

Как Ольга Ким создала бизнес по подбору и доставке одежды в боксах Style Box

Inc.
«Я буду решать, когда станет слишком «мета»: в чем феномен сериала «Рик и Морти» «Я буду решать, когда станет слишком «мета»: в чем феномен сериала «Рик и Морти»

Почему «Рик и Морти» действительно важный для культуры сериал?

Правила жизни
Саяка Мурата: «Земляноиды». Мрачная антиутопия в переводе Дмитрия Коваленина Саяка Мурата: «Земляноиды». Мрачная антиутопия в переводе Дмитрия Коваленина

Отрывок из японской антиутопии «Земляноиды» на тему одиночества и неравенства

СНОБ
T-shaped специалист: кто это, почему он так востребован и как им стать T-shaped специалист: кто это, почему он так востребован и как им стать

Что такое T-shaped навыки и как их развить

Psychologies
«Математическое неравенство»: почему до сих пор так мало женщин в IT и точных науках «Математическое неравенство»: почему до сих пор так мало женщин в IT и точных науках

Как помочь следующему поколению девочек не становиться жертвами клише

Forbes
Физики смогли получить акустические частотные гребенки на 10 гигагерцах Физики смогли получить акустические частотные гребенки на 10 гигагерцах

Физики смогли сгенерировать когерентные акустические частотные гребенки

N+1
Ожирение и диабет у беременных связали с повышенным риском развития СДВГ у ребенка Ожирение и диабет у беременных связали с повышенным риском развития СДВГ у ребенка

От чего именно зависит вероятность возникновения СДВГ у ребенка?

N+1
Директор фонда AdVita о трансплантации костного мозга и лечении онкологии в России Директор фонда AdVita о трансплантации костного мозга и лечении онкологии в России

Директор фонда AdVita — как собирать средства на исследовательские проекты

Forbes
Вы наверняка не знали, что таблетки для посудомоечной машины так могут! 7 неординарных применений этого чуда-средства Вы наверняка не знали, что таблетки для посудомоечной машины так могут! 7 неординарных применений этого чуда-средства

Как еще можно использовать капсулы для посудомоечных машин!

ТехИнсайдер
Жизнь животных Митихи Ромацуоки Жизнь животных Митихи Ромацуоки

Японский мастер вспоминает детство, создавая зверей-киборгов из глины и меди

ТехИнсайдер
Вечная молодость — это реально? Разбираемся с помощью научных исследований Вечная молодость — это реально? Разбираемся с помощью научных исследований

Есть ли у идеи если не вечной, то очень долгой молодости реальные основания?

Inc.
10 видов психологического насилия в коллективе 10 видов психологического насилия в коллективе

Порой, оказавшись в новой для себя среде, человек чувствует давление

Psychologies
Громовержец Зевс: зачем США один из самых мощных в мире лазеров Громовержец Зевс: зачем США один из самых мощных в мире лазеров

Лазерная гонка открывает перед человечеством новые перспективы и вызовы

Forbes
Заюшки Заюшки

Вера Богданова стремительно ворвалась в литературу

Правила жизни
Открыть в приложении