Как перестать работать за других

ЛизаБизнес

За себя и за того парня

Как перестать работать за других

Текст: Мария Минаева

«Мы можем положиться только на тебя!», «Больше никто не сможет». Если ты слышишь подобное на работе, то, вероятно, ты хороший специалист. И с такой же вероятностью у тебя синдром «спасателя». Как начать уважать свой труд и отказаться от лишней работы, рассказывает психолог Ксения Аверс.

Дело в организации

В некоторых компаниях очень низкая корпоративная культура. Например, принята «дедовщина», когда «старички» сваливают всю работу на новеньких. Начальство тоже не прочь навесить на новичков кучу дополнительных задач, вынуждая их работать сверхурочно, что, разумеется, не оплачивается. Поэтому в таких компаниях большая текучка. Иногда новички не могут выдержать и трех месяцев – испытательного срока. Они уходят, а на их место приходят новые «жертвы». Если ты поняла, что попала в такую компанию, вряд ли тебе стоит бороться с ветряными мельницами. Лучше искать другую работу.

Если же тебе удастся выжить в такой компании, то потом место агрессора автоматически займешь ты. Такие деконструктивные рабочие отношения будут негативно влиять на твою психику и нервную систему.

Сама виновата

Если с компанией все в порядке, а ты все равно выполняешь чужую работу или пашешь сверхурочно – значит, причина в тебе.

Низкая самооценка

Если человек добровольно позволяет собой пользоваться либо берет чужую работу на себя, значит, у него низкая самооценка. И как следствие – желание понравиться другим людям, получить одобрение начальника, завоевать уважение коллег, стать значимой частью коллектива. Человек с низкой самооценкой не позволяет себе принимать любовь просто по факту своего существования. Поэтому возникает компенсаторика – он стремится стать хорошим для других, чтобы получить больше внимания. Но, кроме него самого, обычно этого никто не замечает.

Окружающие просто начинают неосознанно им пользоваться и сваливать на него все больше своей работы. Взамен они могут «поглаживать» его: говорить комплименты, предлагать мнимую дружбу, вместе обедать, приносить кофе. Другими словами, уделять некоторое внимание. Человек с заниженной самооценкой не привык получать внимание просто так. Он не признает тот факт, что он сам по себе интересен и достоин того, чтобы с ним дружили, общались, пили кофе, обедали и ходили куда-то после работы.

Поэтому он пытается это все компенсировать какой-то значимостью – быть удобным и полезным. Обычно такой стереотип поведения формируется в детстве, когда ребенку родители уделяли недостаточно внимания и давали мало любви. Например, говорили: «Будешь хорошо учиться, купим тебе велосипед». В таком случае ребенок пытался быть хорошим, чтобы заслужить любовь родителей, похвалу и поощрение.

Такое поведение продолжается и во взрослой жизни. Если ты обнаружила, что таким способом получаешь внимание коллег или хочешь услышать похвалу начальства, пытаясь построить на этом карьеру, тебе необходимо повысить свою самооценку. И, скорее всего, стоит обратиться к психологу за помощью.

Люди со здоровой самооценкой не берут на себя чужую ответственность. Они выполняют только свои обязанности, получая за это и премию, и похвалу. Они делают то, что должны. Такие люди не хватаются за все, не берут чужих задач, не перерабатывают, не засыпают на рабочем месте от утомления, не страдают от депрессии. У них хорошие отношения с коллегами и руководством, они эффективны в зоне своей ответственности, показывают хорошие результаты и быстро продвигаются по карьерной лестнице.

Неумение выстраивать личные границы

Если человек взваливает на себя чужие обязанности и не может сказать «нет», значит, он не умеет отстаивать свои границы. Это довольно распространенное явление. Нас долго воспитывали, что коллектив важнее индивида, что мы должны выручать другу друга, жертвовать личным. Подобные установки закладывались нашими бабушками и мамами, мешая нам реализоваться во взрослой жизни. И многие люди до сих пор не умеют отстаивать свои границы и говорить «нет».

Допустим, ты понимаешь, что на тебя пытаются свалить чужую работу. И тебя это раздражает. Но ты не можешь отказать и вновь соглашаешься взять чужую ответственность на себя. Как корректно отказать? Сказать: «Нет, потому что...» И далее привести несколько аргументов. Важно это делать дипломатично, не переходя на личности и не обвиняя других. Иначе это перерастет в конфликт.

Есть люди, которые долго терпят, но в какой-то момент, когда у них накапливается критическая масса возмущения, они взрываются: обвиняют начальника, коллег, клиентов – всех вокруг. Зачастую такие конфликты приводят к ухудшению отношений в коллективе и увольнению. Поэтому важно отслеживать свою первую реакцию, когда тебе что-то не понравилось, когда ты поняла, что это не твоя работа и не твоя зона ответственности.

Нужно этот момент заметить и обговорить со своим непосредственным руководителем. Ты должна объяснить, что из-за дополнительных обязанностей пострадает твоя основная работа, качество результатов и так далее. Если же тебя в экологичной форме просят переработать по важной причине (например, заболела коллега), то такие договоренности должны быть зафиксированы хотя бы корпоративным письмом с четкими условиями компенсации – бонусами, премией, дополнительными выходными.

Желание подняться по карьерной лестнице

Иногда человек так сильно хочет продвинуться по службе, что начинает брать на себя чужую ответственность и даже принимать решения за начальника. Он думает, что знает лучше, что и как делать, поэтому плюет на распоряжение руководителя и поступает по-своему.

Это не просто нарушение субординации. По сути, сотрудник отказывается выполнять поставленную перед ним задачу, т. е. свои служебные обязанности, тот фронт работ, за который отвечает. При этом он пытается руководить. Но готов ли он взять ответственность за это? Порой нам кажется, что босс идиот и ничего не понимает, но мы не всегда правы.

Зачастую мы просто не знаем всех вводных данных. У твоего шефа, скорее всего, есть свой шеф, который дает ему распоряжения, предъявляет определенные требования. В большинстве случаев начальник не транслирует всего этого своим подчиненным. Не видя полную картину, можно сделать неправильный вывод. Если ты не согласна с шефом, выскажи свое мнение, приведи аргументы. Профессиональные споры – это нормально. Ненормально идти наперекор, не владея всей информацией.

Как не брать на себя лишнего

1. Обговори зону своей ответственности

При приеме на работу важно проговорить свои служебные обязанности, а затем их зафиксировать на бумаге. Проверь все, перед тем как подписывать документ – тебе обязаны его выдать. Если работодатель его не предоставляет, сама предложи зафиксировать свой будущий функционал. Это важно, ведь так на тебя будет сложно взвалить кучу других задач.

2. Определи качество

Важно обговорить не только то, что тебе надо выполнить, но и как именно это делать и какого результата от тебя ждут. В крупных компаниях разработаны стандарты качества работы. Если нет, предложи их сформулировать, чтобы обезопасить себя от недоразумений.

3. Сравни свои ценности и ценности компании

Если они лежат в разных плоскостях, то рано или поздно все может закончиться конфликтом и недовольством обеих сторон. Поэтому, если в течение первого месяца работы ты понимаешь, что ваши ценности совсем не сходятся, лучше параллельно искать другую работу и не задерживаться в этом месте.

4. Защищай свои границы

Когда зона твоей ответственности и должностные обязанности зафиксированы документально, это становится твоими границами, которые ты должна отстаивать. Если тебе поручают задачи, не входящие в твои обязанности, значит, ты должна договориться с руководством о разумной компенсации – дополнительных выходных, доплате. Другими словами, нужно всегда получать соразмерное вознаграждение за то, что ты работала больше положенного.

5. Учись разделять личные и рабочие отношения

По статистике, в России более 70% людей считают, что хороший коллектив гораздо важнее, чем, например, достойная зарплата или интересная работа. С одной стороны, это понятно, ведь мы большую часть своей жизни проводим именно на работе, поэтому нам хочется, чтобы нас окружали нормальные люди. Мы стараемся поддерживать дружеские отношения с коллегами, иногда заводим служебные романы. Иначе говоря, мы тащим на работу и «личные» сферы жизни. И тогда мы можем «расплачиваться» за дружбу, отношения, внимание, выполняя чужие обязанности. Чтобы стать более эффективным сотрудником и добиваться лучших результатов, тебе нужно научиться четко разделять личные отношения и рабочие. Но если у тебя никак не получается это сделать, не зазорно обратиться к психологу и выяснить истинные мотивы своего поведения.

6. Проявляй инициативу

Но лишь на своем участке ответственности. Делая лучше и больше в рамках своих служебных обязанностей, ты станешь максимально эффективной. Таких сотрудников всегда замечает руководство. Эффективность и инициативность в своей зоне ответственности – это залог удачной карьеры, здоровой психики и здоровых отношений в коллективе.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Этот шар пора сдувать Этот шар пора сдувать

Можно ли избежать увеличения веса и вздутия живота во время месячных

Лиза
Что будет, если не бороться с паническими атаками, и как их лечит врач-психиатр Что будет, если не бороться с паническими атаками, и как их лечит врач-психиатр

Что произойдет, если не лечить панические атаки, и как построена терапия

Psychologies
«Можно есть за двоих»: 5 главных мифов о беременности «Можно есть за двоих»: 5 главных мифов о беременности

Эксперты комментируют распространенные мифы о том, что можно и нельзя беременным

Psychologies
Живут в кипятке миллионы лет и лакомятся нефтью: что нам известно о самых живучих существах на Земле? Живут в кипятке миллионы лет и лакомятся нефтью: что нам известно о самых живучих существах на Земле?

«Микроб не гризли, ошейник не наденешь», — говорят о термофилах биологи

Вокруг света
Креативный ураган: как развивать у детей творческие способности и что делать с результатом Креативный ураган: как развивать у детей творческие способности и что делать с результатом

К чему может привести совет психолога не гасить в ребенке креативные способности

СНОБ
Такой, как она, больше нет: какой мы запомним королеву Елизавету II Такой, как она, больше нет: какой мы запомним королеву Елизавету II

Елизавета II — уникальная женщина в истории не только Великобритании, но и мира

VOICE
Cекретный чат в Телеграме: зачем он нужен и как его создать Cекретный чат в Телеграме: зачем он нужен и как его создать

Секретный чат в телеграмме: что, зачем и как?

CHIP
Горячий или холодный: какая температура идеальна для принятия душа Горячий или холодный: какая температура идеальна для принятия душа

Какой температуры должен быть душ?

ТехИнсайдер
Двое против всего мира: история любви Чарльза и Камиллы, которые ждали разрешения королевы быть вместе 34 года Двое против всего мира: история любви Чарльза и Камиллы, которые ждали разрешения королевы быть вместе 34 года

Принц Чарльз и Камилла Паркер-Боулз полюбили они друг друга еще в семидесятых

VOICE
Как закончить отношения, у которых нет будущего Как закончить отношения, у которых нет будущего

Как расстаться с партнером, если понимаешь, что у ваших отношений нет будущего?

Psychologies
Панки, шпионы и Уорхол: кто сделал Елизавету II поп-иконой Панки, шпионы и Уорхол: кто сделал Елизавету II поп-иконой

Кто сопровождал Елизавету II на пути к статусу поп-культурной иконы

Правила жизни
Все еще будет: пять реальных историй, которые помогут поверить в лучшее Все еще будет: пять реальных историй, которые помогут поверить в лучшее

Пять книг о сложных судьбах удивительных людей

СНОБ
Точка подозрения Точка подозрения

Как современное искусство заставляет смотреть на сексуальное насилие

Weekend
Как расширить тесный коридор без ремонта. 6 лайфхаков от дизайнера Как расширить тесный коридор без ремонта. 6 лайфхаков от дизайнера

Тесная и неудобная прихожая – одна из самых насущных проблем. Как это исправить?

Лиза
Чем современные автомобили опаснее старых Чем современные автомобили опаснее старых

Насколько современные автомобили опасны?

Maxim
Квантовые батареи могут перезаряжаться мгновенно: но возможны ли они на практике? Квантовые батареи могут перезаряжаться мгновенно: но возможны ли они на практике?

Эти батареи теоретически могут перезаряжаться в практически мгновенно

ТехИнсайдер
Как перестать все забывать: простые способы улучшить память Как перестать все забывать: простые способы улучшить память

Можно ли натренировать память?

ТехИнсайдер
Топ-10 романтических фильмов о путешествии во времени — любовь творит чудеса! Топ-10 романтических фильмов о путешествии во времени — любовь творит чудеса!

Фильмы о том, что настоящей любви ничто не помеха — даже время!

VOICE
Прийти в форму после отпуска Прийти в форму после отпуска

20-минутная жиросжигающая тренировка для тех, у кого нет времени на спортзал

Лиза
7 фраз, которые разрушают самооценку ребенка 7 фраз, которые разрушают самооценку ребенка

Предостерегаем вас от ядовитых замечаний, которые подрывают веру детей в себя

Psychologies
Фильмы и сериалы, которые все начали ненавидеть с первого трейлера Фильмы и сериалы, которые все начали ненавидеть с первого трейлера

Самые ненавистные трейлеры всех времен

Maxim
Происхождение современных англичан смоделировали из трех предковых компонент Происхождение современных англичан смоделировали из трех предковых компонент

В постримское время в Англии оказались группы, генетически близкие к франкам

N+1
С возвратом. Как получить налоговый вычет по ипотеке С возвратом. Как получить налоговый вычет по ипотеке

Все граждане России имеют право на получение налогового вычета при покупке жилья

Лиза
Пропаганда: почему она нам необходима Пропаганда: почему она нам необходима

Что такое пропаганда и почему сейчас невозможно представить мир без неё?

Psychologies
Американцы воспроизвели микробиом кишечника человека Американцы воспроизвели микробиом кишечника человека

Ученые собрали вместе 119 видов микроорганизмов, обитающих в кишечнике человека

N+1
Шармейн Уилкерсон: «Черный торт». Эмоциональный дебютный роман о семейных тайнах Шармейн Уилкерсон: «Черный торт». Эмоциональный дебютный роман о семейных тайнах

Эмоциональный и красивый роман о семье, жизнь которой внезапно изменилась

СНОБ
Пленочная фотография: как пользоваться аналоговым фотоаппаратом Пленочная фотография: как пользоваться аналоговым фотоаппаратом

Как следует оперировать аналоговым фотоаппаратом

ТехИнсайдер
Операция Операция

Что за чистки среди населения проводились в Германии времен Гитлера?

ТехИнсайдер
«Другая Россия». Исследования по истории русской эмиграции «Другая Россия». Исследования по истории русской эмиграции

Отрывок из книги «Другая Россия» — раскол внутри русской эмиграции

N+1
Да тебе слабо! Как определить провокатора и защититься от него Да тебе слабо! Как определить провокатора и защититься от него

Никто не хочет, чтобы им манипулировали. Но как этому противостоять?

Лиза
Открыть в приложении