Интересные факты из жизни известной советской балерины — Майи Плисецкой

Культура.РФИстория

10 фактов из жизни Майи Плисецкой

Мы собрали интересные факты из жизни одной из самых известных советских балерин — Майи Плисецкой. Читайте о ее дебюте на сцене, знакомстве с Коко Шанель и Пьером Карденом, съемках в кино и зарубежных гастролях.

0:00 /
596.248
Майя Плисецкая. Фотография: Борис Кавашкин / Фотобанк «Лори»

 Майя Плисецкая родилась в театральной семье

Многие родственники Майи Плисецкой были артистами балета, играли в театре или кино. Ее мать Рахиль Мессерер окончила ВГИК и снималась в немых фильмах. Дядя балерины Азарий Азарин был художественным руководителем Театра им. М.Н. Ермоловой, тетя Суламифь Мессерер более 20 лет выступала в Большом театре. Прославились и младшие братья Плисецкой — Александр и Азарий, которые тоже стали артистами балета.

Слева: Рахиль Мессерер в роли Адолят в художественном фильме Михаила Доронина «Вторая жена». Рекламный материал из альбома оператора Бориса Макасеева. 1927 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва. Посередине: Майя Плисецкая. 1950-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва. Справа: Майя Плисецкая у озера с лебедями. 1950-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Балерина дебютировала на сцене в семь лет

Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Государственный академический большой театр СССР, Москва, 1964 год. Фотография: Леонид Жданов / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

В 1932 году Майя Плисецкая сыграла свою первую роль в спектакле. Тогда она жила на острове Шпицберген, куда отправили на службу ее отца — дипломата Михаила Плисецкого.

…Баренцбурговцы даже осилили постановку оперы Даргомыжского «Русалка». На роль Русалочки, произносившей знаменитый пушкинский текст «а что такое деньги, я не знаю», определили меня. То ли из нашего махрового советского подхалимажа — отец, как-никак, консул, то ли я и впрямь была артистична. Нескромно скажу, была. Если и подхалимничали, то не промахнулись. Я с шиком сыграла свою крошечную роль. <…> Это было мое первое выступление с театральных подмостков перед публикой. Майя Плисецкая. Из книги воспоминаний «Я, Майя Плисецкая»

Миниатюру «Умирающий лебедь» Плисецкая исполняла даже под аккордеон

Майя Плисецкая в миниатюре «Умирающий лебедь». Государственный академический большой театр СССР, Москва, 1958 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Мать Плисецкой Рахиль Мессерер в конце 1930-х репрессировали и сослали в казахстанский город Чимкент. Она зарабатывала тем, что давала уроки танцев для местных жителей. В 1939 году в Чимкент навестить мать приехала Майя Плисецкая — ей было 14 лет. На одном из вечеров по просьбе Рахиль Мессерер юная балерина впервые станцевала «Умирающего лебедя».

Мама настояла, чтобы я явилась на публику. «Ты выходишь из формы, будешь бояться зала. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант». Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала. Майя Плисецкая. Из книги воспоминаний «Я, Майя Плисецкая»

«Лебединое озеро» очень полюбили в Индии

Майя Плисецкая в миниатюре «Умирающий лебедь». Государственный академический большой театр СССР, Москва, 1962–1964 годы. Фотография: Евгений Умнов / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Во время гастролей Большого театра в Индии в 1953 году Плисецкая часто исполняла миниатюру «Умирающий лебедь». Номер так понравился премьер-министру страны Джавахарлалу Неру, что на одной из встреч он решил познакомиться с балериной: «Премьер несколько раз начинал заговаривать со мной то по-английски, то по-французски, смотря умнющими вопрошающими глазами. Но я… пробавлялась междометиями и жестами. Неру подозвал переводчика-индуса и задал мне несколько занятных вопросов».

Неру объяснил балерине, что «Умирающего лебедя» в Индии любили из-за одной легенды, по которой лебедь считался самой преданной птицей.

В КГБ Майю Плисецкую считали шпионкой

Слева: Майя Плисецкая в роли Одиллии в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Москва, 1949 год. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультмедиа Арт Музей, Москва. Посередине: Майя Плисецкая. Москва, 1963 год. Фотография: Павел Маныч / Мультмедиа Арт Музей, Москва. Справа: Майя Плисецкая в музыкальном фильме Фахри Мустафаева «Новогодний календарь» (1965)

В середине 1950-х, пока труппа Большого театра ездила на гастроли в Швейцарию, Францию, Китай и другие страны, Майя Плисецкая оставалась в Москве. В КГБ даже рассматривали дело: считали, что балерина много общалась с иностранцами и может шпионить для британской разведки. Плисецкая несколько раз писала письма советским чиновникам: «Две мои «умоленные» телеграммы Хрущеву, письма ему же, Булганину, Шепилову — остались без ответа… Никто из вождей говорить со мной не захотел. Слова не услышала». Вновь отправиться на гастроли за границу балерине разрешил лично Хрущев в 1959 году.

Пьер Карден называл балерину своей музой

Майя Плисецкая и модельер Пьер Карден. Фотография: Борис Кавашкин / Фотобанк Лори

Майя Плисецкая всегда следила и за советской, и за иностранной модой. Балерина была лично знакома с Коко Шанель, а Пьер Карден считал ее своей музой. Дизайнер не раз шил костюмы для спектаклей с ее участием.

А в Москве модную одежду Плисецкая покупала у фарцовщиков: «Цены были нерадужными — стоили предметы роскоши баснословно дорого. Но в рубище не походишь. <…> Смотрят на меня. Я на виду». Балерина тратила на наряды почти всю свою зарплату.

Плисецкая снималась в кино и играла Бетси Тверскую в «Анне Карениной»

Майя Плисецкая на съемках фильма «Анна Каренина». 1966 год. Фотография: Валентин Мастюков / ИТАР—ТАСС

Плисецкая снималась в телеадаптациях известных балетов Большого театра — «Лебедином озере», «Сказке о Коньке-горбунке». А в 1967 году режиссер Александр Захри пригласил артистку на роль Бетси Тверской в экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина». В журнале «Культура и жизнь» об игре балерины писали: «Она удивительно естественна, как будто действительно жила в мире героев романа Толстого и как будто всю жизнь снималась в кино».

После «Анны Карениной» Плисецкая получала еще много ролей в кино. А в 1976 году балерина даже написала сценарий повести Ивана Тургенева «Вешние воды». По нему режиссер Анатолий Эфрос снял фильм «Фантазия» с участием Иннокентия Смоктуновского и Татьяны Веденеевой.

С мужем балерина познакомилась в гостях у Лили Брик

Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин. 1984 год. Фотография: Валентин Кузьмин / ИТАР—ТАСС

Лиля Брик, возлюбленная Маяковского, старалась не пропускать ни одного спектакля с участием Майи Плисецкой в Большом театре. После каждого выступления она дарила балерине цветы с записками: «Майинька! Любименькая! Догадайтесь, от кого эти цветы… Обнимаем, целуем до хруста костей».

Брик часто приглашала Плисецкую в гости. Именно на одном из вечеров у нее дома балерина встретилась со своим будущим мужем — композитором Родионом Щедриным.

Я очень любил, просто боготворил первый том стихов Маяковского — и писал на них музыку. И один мой приятель, литератор, как-то говорит: «Слушай, ты лабаешь так здорово! Пойдем к Лиле? Она кормит вкусно, выпьем как следует, на такси деньги дает». Я говорю: «А что, она жива?!» — «Жива! Она здесь, на Арбате — идем! Я с ней созвонюсь, слабаешь ей? Я у нее рояль видел». — «Конечно!» Пошли к ней, я поиграл то, что написал. <…> И если бы Лиле тогда не понравилось, я бы, может, и не женился на Майе Михайловне. Родион Щедрин. Из интервью Forbes

Плисецкая руководила балетными труппами в Италии и Испании

Слева: Майя Плисецкая в партии Кармен в балете «Кармен-сюита». 1970 год. Фотография: Валерий Соловьев / ИТАР-ТАСС. Посередине: Майя Плисецкая в роли Анны Сергеевны в балете «Дама с собачкой». 1985 год. Фотография: Александр Коньков / ИТАР-ТАСС. Справа: Майя Плисецкая в роли Анны (в центре) в балете «Анна Каренина». 1976 год. Фотография: В. Галушкин / ИТАР-ТАСС

Майя Плисецкая много работала с зарубежными театрами. В 1983 году она стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета. Там балерина поставила балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». За них Плисецкая получила итальянскую премию в области искусств «Виа Кондотти». В конце 1980-х годов артистка сотрудничала с Королевским театром Мадрида. В то же время она руководила труппой Национального балета Испании. А в Японии в 2003 году она поставила танец для мюзикла «Аида» по опере итальянского композитора Джузеппе Верди.

Даже в 75 лет Майя Плисецкая выступала с танцевальными номерами

Майя Плисецкая исполняет хореографическую миниатюру «Ave Майя», созданную для нее Морисом Бежаром. Фотография: Наталья Колесникова / ИТАР—ТАСС

В Большом театре Плисецкая последний раз выступила 4 января 1990 года в спектакле «Дама с собачкой». Но танцевать она не перестала. Спустя три года отметила на сцене 50-летие своего творчества — исполнила главную роль в балете «Безумная из Шайо».

В день своего 70-летия, 20 ноября 1995 года, Плисецкая вышла на сцену с номером «Аве Майя», который специально для нее поставил балетмейстер Морис Бежар. А в 2000 году в Японии прошла премьера спектакля «Крылья кимоно», в котором балерина сыграла Небесную фею.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Азбука авангарда Азбука авангарда

Отечественные имена и понятия, которые повлияли на мировое искусство

Культура.РФ
Недвижимость Недвижимость

В России в сегменте элитного жилья продолжает набирать популярность Сочи

Robb Report
52 дня под водой: чем закончился рекордный эксперимент советской глубоководной станции «Черномор» 52 дня под водой: чем закончился рекордный эксперимент советской глубоководной станции «Черномор»

Как проходил эксперимент по самому длительному пребыванию акванавтов под водой

ТехИнсайдер
Чтобы крепко спалось: как правильно подобрать матрас Чтобы крепко спалось: как правильно подобрать матрас

На что необходимо обратить внимание в первую очередь во время покупки матраса

ТехИнсайдер
Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера? Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера?

Альцгеймер: как распознать на ранних этапах и встречается ли он у молодых?

Правила жизни
Кинокритик Борис Локшин: Почему нам хочется пересматривать старые фильмы Кинокритик Борис Локшин: Почему нам хочется пересматривать старые фильмы

Отрывок из книги «Кинотеатр повторного фильма»

СНОБ
Сигналы тела, указывающие на неподходящего партнера: проверьте себя Сигналы тела, указывающие на неподходящего партнера: проверьте себя

Как не допустить ошибку, выбирая партнера

Psychologies
«Тайная боль неуклонной потери»: как российские писатели и поэты уезжали в эмиграцию «Тайная боль неуклонной потери»: как российские писатели и поэты уезжали в эмиграцию

Бальмонт, Бунин, Бродский, Замятин, Набоков: почему им пришлось уехать из страны

Forbes
Мозг и любовь: как понять, что вы влюблены с точки зрения науки Мозг и любовь: как понять, что вы влюблены с точки зрения науки

Что такое любовь? Может ли наука дать объяснение этому чувству?

ТехИнсайдер
Что превращает привычную еду в яд? Эти продукты принесут вред организму, если неправильно их приготовить Что превращает привычную еду в яд? Эти продукты принесут вред организму, если неправильно их приготовить

Как случайно не превратить любимые продукты в яд

ТехИнсайдер
Нулевая аварийность: какому виду транспорта не грозят катастрофы Нулевая аварийность: какому виду транспорта не грозят катастрофы

Похоже, мир заждался чего-то нового среди транспорта

ТехИнсайдер
Кашалоты Тихого океана Кашалоты Тихого океана

Кашалоты используют различные кодовые «диалекты», последовательности щелчков

ТехИнсайдер
Мне грустно, дайте денег: почему взрослые ведут себя как дети, которым все должны Мне грустно, дайте денег: почему взрослые ведут себя как дети, которым все должны

Как выглядит женщина, которая разрешила вырастить Внутреннего Паразита?

VOICE
Встреча со скарабеями Встреча со скарабеями

Священный скарабей — вероятно, самый известный в мире жук

Наука и жизнь
Обреченное настроение Обреченное настроение

«Решение уйти»: Пак Чхан Ук реформирует неонуар

Weekend
«Вы теряете навыки, оставаясь на одном месте»: эйчар рассказала, как часто надо менять работу «Вы теряете навыки, оставаясь на одном месте»: эйчар рассказала, как часто надо менять работу

Почему айтишники часто переходят из компании в компанию?

VC.RU
Зачем Петр I издал эти указы? 5 самых странных и необычных реформ российского императора Зачем Петр I издал эти указы? 5 самых странных и необычных реформ российского императора

Зачем Петр I реформировал алфавит и летоисчисление?

ТехИнсайдер
Правда ли, что инки могли размягчать камни? Тайна Мачу Пикчу разгадана Правда ли, что инки могли размягчать камни? Тайна Мачу Пикчу разгадана

Геологи нашли ответ на одну из древнейших архитектурных загадок

Maxim
Биполярное расстройство: что делать, если оно мешает карьере Биполярное расстройство: что делать, если оно мешает карьере

Учитель, страдающий биполярным расстройством личности, делится опытом

Psychologies
Точка кипения: что делать, если чувствуете, что сейчас сорветесь Точка кипения: что делать, если чувствуете, что сейчас сорветесь

Как распознать приближение нервного срыва и избежать рецидива?

Правила жизни
Разгрызенный полуостров Разгрызенный полуостров

Строго говоря, граница между Южной Кореей и КНДР проходит не по 38-й параллели

Дилетант
5 колоссальных мегапроектов СССР, которые в итоге так и не достроили 5 колоссальных мегапроектов СССР, которые в итоге так и не достроили

Великие колоссы СССР, так и не дождавшиеся славы

ТехИнсайдер
Такой, как она, больше нет: какой мы запомним королеву Елизавету II Такой, как она, больше нет: какой мы запомним королеву Елизавету II

Елизавета II — уникальная женщина в истории не только Великобритании, но и мира

VOICE
Николай Андреев: Математика — не про рациональность, а про четкое логическое построение Николай Андреев: Математика — не про рациональность, а про четкое логическое построение

Математик Николай Андреев — о гениальных одиночках и школьной математике

СНОБ
Как убедить партнера попробовать что-то новое в постели Как убедить партнера попробовать что-то новое в постели

Как разнообразить сексуальную жизнь, не задев друг друга?

Psychologies
Охота к перемене мест Охота к перемене мест

У нас в стране есть фантастические места, где интересно и по-осеннему красиво

Лиза
Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
Война на раздевание Война на раздевание

«Последнее танго в Париже», или Как секс стал метафорой катастрофы

Weekend
Этого не может быть Этого не может быть

Самые удивительные гипотезы в биологии

ТехИнсайдер
Контакт с природой: 3 причины завести комнатные растения Контакт с природой: 3 причины завести комнатные растения

Комнатные растения приносят пользу нашему физическому и психическому здоровью

Psychologies
Открыть в приложении