Очная ставка
Чего нам ждать от возрождения «Оки»
На уровне правительства РФ было сделано заявление, что вслед за «Москвичом» есть планы не только по возрождению бренда «Волга», но и марки «Ока». Мы решили вспомнить, что это был за автомобиль и какой могла бы стать его современная инкарнация.
Не уверен, что стать героем анекдотов – это признак культовости, но наиболее популярными персонажами отечественного фольклора стали самые маленькие советские автомобили – «Запорожец» и «Ока». Последняя так и вовсе почетный рекордсмен по количеству обидных прозвищ, начиная от «кабины от “КамАЗа”» и заканчивая «Капсулой смерти» и «Окурком».
Первые экземпляры модели сошли с конвейера в 1988 году, а самые свежие образцы датируются 2008 годом. После настали относительно «жирные» времена, когда автомобили, чьим главным достоинством были небольшая цена и стоимость владения, перестали быть востребованными. Сегодня, похоже о них придется вспомнить. Еще относительно недавно в сегменте «до миллиона» была дюжина моделей. А сейчас?
Чебурашка и его друзья
Изначально «Окой» могли стать несколько перспективных проектов от различных предприятий. Так, в начале семидесятых годов на Волжском автозаводе был создан малолитражный прототип ВАЗ-Э1101, за неказистость прозванный «Чебурашкой». Больших надежд на «Чебурашку» не возлагалось изначально: нужно было чем-то занять заводскую молодежь, чтобы не скучала, а заодно опыта набиралась. «Окой» ВАЗ-Э1101 так и не стал, зато, набив собственных шишек, те же молодые специалисты вскоре соорудили другой прототип под названием «Ладога». Он, в свою очередь, стал идейным вдохновителем «Таврии» и тольяттинской «восьмерки».
Другой проект, под названием СМЗ-1101, был разработан в 1982 году. За него отвечала группа молодых инженеров и художников Серпуховского мотоциклетного завода совместно с НАМИ. Как и в случае с «Чебурашкой», результат вышел откровенно сырой. Серпуховчане попросту не располагали достаточной материально-технической базой, так что далекоидущим планам снова не суждено было сбыться. Впрочем, если откровенно, кажется никто ни на что особо и не надеялся.
В конечном счете спецам из НАМИ попался в руки японский «кэйдзидося» Daihatsu Cuore образца 1981 года, который и подарил, с незначительными изменениями, узнаваемый облик «Оке». Хотя, по утверждению дизайнера Юрия Верещагина, точной копией японского собрата она все-таки не являлась. Помимо ряда визуальных изменений в сторону упрощения, техническая начинка у «Оки» также была преимущественно своя, отечественная. В общем, оптимизировали как могли.