Владимир Козин: скульптура с легким характером

WeekendКультура

Похвала тупости

Владимир Козин: скульптура с легким характером

Текст: Анна Толстова

Из серии «Музей для мышей», 2022. Фото: © Иван Сорокин, предоставлено Marina Gisich Gallery

Петербургский художник Владимир Козин (род. 1953), один из создателей «Товарищества Новые Тупые» и галереи и творческого объединения «PARAZIT», занимается «скульптурой в расширенном поле», расширенном от объекта и инсталляции до перформанса. Самое подходящее имя для всех этих разнообразных видов деятельности — педагогическая поэма.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Из серии «Домашняя история искусства», 1999. Фото: Владимир Козин
Из серии «Домашняя история искусства», 1999. Фото: Владимир Козин

В 1990-е годы в Петербурге царил неоакадемизм: Тимур Петрович Новиков, «Новая Академия Изящных Искусств», друзья и знакомые самозваных академиков — ничего другого наиболее влиятельные искусствоведы, кураторы и критики не замечали. Другое отвечало неоакадемизму презрением, смешанным с ревностью, но только не Владимир Козин, хотя его «Глаза Давида» (1998), академический гипсовый слепок с вставленными в зрачки дверными глазками, выглядел как шаловливая пародия на новиковскую коза ностра. Манифестом неоакадемизма считается «тряпочка» Новикова «Аполлон, попирающий красный квадрат» — текстильный коллаж, где фигурка Аполлона Бельведерского, взгромоздившаяся на красный квадратик как на пьедестал, почти теряется на золотопарчовом фоне. Скульптор Козин, травмированный опытом худфондовского монументализма на госзаказ, был совершенно очарован этими новиковскими «тряпочками», их легкостью и остроумием. И тоже принялся экспериментировать с текстилем — в частности, пошил гигантские, как и положено монументалисту, но легкие «Паруса для бурлаков» (1995), потому что любимая с детства картина Репина пробуждает в человеке сострадание и отзывчивость. В эмпиреях неоакадемического дискурса, разворачивавшегося в пространстве между Хайдеггером, Гринбергом и Уорхолом, места репинским «Бурлакам» из школьного учебника и передвижническим чувствам, конечно, не находилось. Неудивительно, что в Козине мгновенно опознали своего Вадим Флягин, Игорь Панин, Сергей Спирихин, Инга Нагель, Александр Ляшко — художники круга галереи «Борей», образовавшие в 1996 году «Товарищество Новые Тупые».

Из серии «Проволочный супрематизм», 2007–2008. Фото: Владимир Козин
Из серии «Вечные ценности», 2008–2010. Фото: Владимир Козин

Неоакадемические девяностые прошли для Козина под знаком «новой тупости», не менее веселой и отчаянной, чем германская «новая дикость»,— тогда акции, проходившие в «Борее» и окрестностях, казались всего лишь непринужденным художническим дуракавалянием. Например, «Литейный комар» (1997): Петербург был охвачен эпидемией установки памятников всему подряд, и «тупые», назначив комара, коренного жителя местных болот, символом города, водрузили проволочное насекомое козинской работы на осиротевшую чашу Гигиеи перед Мариинской больницей — охотники за металлоломом давно украли бронзовую змею из скульптурной группы, прозванной в народе «Теща кушает мороженое». Это позднее в практиках «новых тупых» распознают все, что отзовется эхом в молодом петербургском искусстве нового века, будь то разношерстная компания «паразитов» или же расплывчатый круг объединения «Север-7», и увидят за дуракавалянием политическую позицию. Так, во время бомбардировок Чечни «тупые» устроили «Большую стирку» (1996) в бойсовском духе, символически очищая себя от пролитой крови. А когда в 2001 году отдел новейших течений Русского музея открывал евразийскую выставку «Новоновосибирск» с неоимперским душком, пытались перекричать вернисажные славословия дадаистским «У крокодила зубастая пасть». Деланая непритязательность «новых тупых», противопоставлявшаяся интеллектуальным амбициями «новых академиков», не мешала им творчески общаться: в ходе акции «"Товарищество Новые Тупые" отдают должное "Новой Академии Изящных Искусств"» (2000) Новиков получил в дар объект Козина «Скрипка Малевича» (скульптурная форма скрипки — одна из козинских обсессий, начиная с серии «Скрипка Малевича» и заканчивая серией «Скрипка для Ралдугина»).

«Завтрак туриста», 2010. Фото: Владимир Козин

Во Владимире Козине счастливо уживаются два совершенно разных художника — разных по способу институционального существования в искусстве. Один Козин живет и работает в городке Тосно, в часе езды электричкой от Петербурга: поселился в Ленобласти, вернувшись из Мордовии, преподает в местной художественной школе. Этот Козин окончил отделение архитектурно-декоративной пластики Мухинского училища, учился у крепкого соцреалиста Павла Якимовича, вступил в Союз художников, оформлял скульптурой детские площадки — конструктивистский «Дворник» из металлолома во дворе на 4-й Красноармейской, прозванный местными жителями «Дядей Васей», жив до сих пор. Козин № 1 — представитель художнической династии: в школе он учительствует вместе с женой и сыном, художниками, а в монументально-декоративное искусство пошел по стопам отца, Петра Козина, тоже крепкого соцреалиста и заслуженного художника Украины, чьими росписями, мозаиками и рельефами украшены многие общественные здания во Львове, Черкассах и городах Черкасской области. Петр Козин родился в Мордовии, начинал учиться в художественной школе в Саранске, но после фронта и войны оказался во Львове, где закончил Институт декоративного и прикладного искусства и родил сына. Сын же, отучившись в «Мухе», попал по распределению в Мордовию и провел на родине предков целых восемь лет, чтобы вернуться в перестроечный, альтернативный и контркультурный Ленинград. Там возник другой Козин, живущий и работающий в Петербурге — в «бермудском треугольнике» современного искусства, ограниченном галереей «Борей», «Пушкинской-10» и собственной мастерской в Адмиралтейском районе. Этот Козин, ветеран «Товарищества Новые Тупые», тоже в каком-то смысле учитель — друг и образец стойкости (хотя бы потому, что ежедневно ездит в город из Тосно) для молодежи творческого объединения «PARAZIT». «PARAZIT» был учрежден в 2000 году двумя «тупыми», Козиным и Флягиным: вначале речь шла об эфемерной галерее, которая будет паразитировать на теле галереи «Борей», делая партизанские выставки; «паразиты» присматривались к «борейскому» туалету как выставочному пространству, но потом оккупировали узенький темный коридорчик — выставки в нем проходят по сей день, число постоянных участников перевалило за полсотни, эфемерная галерея превратилась в альтернативный петербургский союз художников. Иногда Козин № 2 даже пересекается с Козиным № 1 и его семьей-династией — например, в перформансах из серии «Домашняя история искусства» (1999), живых картинах по мотивам «хитов»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнебетонные блоки Жизнебетонные блоки

«Оскар» как причина съездить в Чебоксары

Weekend
Огород на подоконнике за сущие копейки: какие овощи можно вырастить из обрезков прямо у себя дома Огород на подоконнике за сущие копейки: какие овощи можно вырастить из обрезков прямо у себя дома

Какие еще овощные культуры можно вырастить из обрезков

ТехИнсайдер
Жизнь вечная Жизнь вечная

Глагол — это жизнь как она есть

Seasons of life
Алена Долецкая — про дачу как культурный код и жизнь за городом Алена Долецкая — про дачу как культурный код и жизнь за городом

Алена Долецкая размышляет о жизни деревенской и жизни дачной

РБК
«Никита Пустосвят. Спор о вере» «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Знаменитая картина Василия Перова, посвященная расправе со старообрядцами

Дилетант
Сексуальная отзывчивость: что это такое и как влияет на отношения — улучшите взаимопонимание Сексуальная отзывчивость: что это такое и как влияет на отношения — улучшите взаимопонимание

Внимательность, заботливость партнера помогают поддерживать психическое здоровье

Psychologies
Уроки русского: откуда взялось выражение Уроки русского: откуда взялось выражение

Почему не валялся именно конь?

ТехИнсайдер
«Изобретение прав человека: история» «Изобретение прав человека: история»

Как в обществе менялось восприятие пыток

N+1
Женщина, которая поймет Женщина, которая поймет

Анна Михалкова отражает все русское женское в одном лице

Weekend
Родственников не выбирают: как отношения с братьями и сестрами влияют на человека Родственников не выбирают: как отношения с братьями и сестрами влияют на человека

Как наличие сиблингов и внутрисемейные роли связаны с нашим самоощущением

Forbes
В титане нашли орбитальный эффект Холла В титане нашли орбитальный эффект Холла

Открытие, которое поможет уточнить механизм поведения металлов в магнитном поле

N+1
Стрессовое ожирение Стрессовое ожирение

Почему возникает стрессовое ожирение и что делать

Лиза
Кому и зачем нужна эталонная сигарета и почему можно спокойно удалить шагомер Кому и зачем нужна эталонная сигарета и почему можно спокойно удалить шагомер

Книга Джеймса Винсента расскажет о многих интересных исторических аспектах

Forbes
Пугающая традиция! Зачем племена в Африке удлиняют головы новорожденных девочек Пугающая традиция! Зачем племена в Африке удлиняют головы новорожденных девочек

«Липомбо» — причудливый обычай удлинения черепа в племени мангбету

ТехИнсайдер
Как текстильная промышленность влияла на культуру, экономику и политику Как текстильная промышленность влияла на культуру, экономику и политику

О тканях как об одном из главных товаров в истории человечества

СНОБ
Байки из люка Байки из люка

«Импостер»: очень предсказуемый триллер со смартфоном

Weekend
На юге Италии нашли похороненного ничком мужчину эпохи неолита На юге Италии нашли похороненного ничком мужчину эпохи неолита

Палеогенетики изучили останки мужчины, которого похоронили в эпоху неолита

N+1
Почему трюфели такие дорогие. Это же просто грибы! Почему трюфели такие дорогие. Это же просто грибы!

Почему именно трюфели стоят так много?

ТехИнсайдер
Как владелец стекольной империи в городе Гусь-Хрустальный построил Пушкинский музей Как владелец стекольной империи в городе Гусь-Хрустальный построил Пушкинский музей

Как возникла и развивалась династия предпринимателей и меценатов Мальцовых

Forbes
Как три предпринимательницы помогают женщинам создавать собственный бизнес Как три предпринимательницы помогают женщинам создавать собственный бизнес

Как Collabroom помогает женщинам преодолеть неуверенность в собственных силах

Forbes
Покупка подержанного MINI Countryman. Стильно, модно и надёжно Покупка подержанного MINI Countryman. Стильно, модно и надёжно

Зачем вам покупать подержанный MINI Countryman?

4x4 Club
Цапли не то, чем кажутся: каким получился последний фильм Миядзаки «Как поживаете?» Цапли не то, чем кажутся: каким получился последний фильм Миядзаки «Как поживаете?»

«Как поживаете?» — фильм о том, как важно научиться принимать смерть

Правила жизни
«Не гневите Бога»: почему мужчинам нельзя делать вазэктомию — мнение россиян «Не гневите Бога»: почему мужчинам нельзя делать вазэктомию — мнение россиян

Почему многие люди выступают против хирургической контрацепции

Psychologies
Мужчина, который не боится бояться Мужчина, который не боится бояться

Как сериалы создали образ новой маскулинности

Weekend
Посторонним вход строго запрещен: 5 мест на земле, которые недоступны для посетителей Посторонним вход строго запрещен: 5 мест на земле, которые недоступны для посетителей

Почему эти загадочные места старательно ограждают от посетителей?

ТехИнсайдер
Самки косаток в постменопаузе защитили взрослых сыновей от драк Самки косаток в постменопаузе защитили взрослых сыновей от драк

Пожилые самки косаток приходят на помощь к взрослым сыновьям

N+1
Икона скама: что происходит в бренде ÖMANKÖ и почему его покинул Артем Ермилов Икона скама: что происходит в бренде ÖMANKÖ и почему его покинул Артем Ермилов

Разбираемся, что происходит с популярным сообществом ÖMANKÖ

Правила жизни
Близость, страсть, привязанность: какой ваш тип любви — определите чувства Близость, страсть, привязанность: какой ваш тип любви — определите чувства

В любых отношениях есть важные составляющие

Psychologies
«Я хотел показать, как общество может довести человека до безумия» «Я хотел показать, как общество может довести человека до безумия»

Стэнли Кубрик о том, как легко сойти с ума

Weekend
Иван Фролухин. Frantsuza Bistrot, С.-Петербург Иван Фролухин. Frantsuza Bistrot, С.-Петербург

Шеф-повар из Duo Band запустил ренессанс французской кухни по всей России

Собака.ru
Открыть в приложении