Покупка автомобиля из радостного события вполне может превратиться в кошмар

АвтоМирАвто

Актуальная тема

В заложниках у дилера

Покупка нового автомобиля из радостного события вполне может превратиться в кошмар, обернувшийся потерей времени и денег. Это наглядно иллюстрирует ситуация с компанией «Независимость», десятки клиентов которой вынуждены были ожидать заказанные машины месяцами. Некоторые из них внесли предоплату за выбранные автомобили и оказались у дилера в заложниках. Людей регулярно «кормили завтраками», обещая вот-вот отдать машину. Кто-то, разуверившись в дилере, приобретал автомобиль у другого продавца. Другие ждали до последнего, надеясь все-таки получить вожделенную машину или хотя бы вернуть внесенные ранее деньги

Одним из попавших в такую ситуацию оказался Вадим Назаров. Летом он заказал новый автомобиль BMW X4 в дилерском центре «Независимость» в Котельниках и внес предоплату в размере 50 000 рублей. По договору машину должны были передать мужчине в течение 20 дней или же вернуть внесенный авансовый платеж. Но и через месяц автомобиль клиенту не выдали.

– Прошла первая неделя ожидания, и я позвонил менеджеру «Независимости» – узнать, что с моей машиной. Он сказал, что «информации нет, когда будет – не знаю и вообще я увольняюсь отсюда». Позже я позвонил в представительство BMW, где мне сообщили, что есть проблемы с этим дилером, что автомобили не поставляются, а ПТС на машины «Независимости» не выдаются, – вспоминает пострадавший.

Автосалон «Независимости» в Котельниках сейчас закрыт. Парковка, когда-то заставленная автомобилями BMW, опустела. На дверях висит объявление о том, что дилерский центр не работает по техническим причинам с извинениями в адрес клиентов. Дальнейшая судьба огромного автосалона неизвестна – возможно, в его стенах разместится торговая площадка другого российского дилера

В тот же сентябрьский день Назаров отправился к дилеру и расторг договор купли-продажи. Но внесенные ранее 50 000 рублей ему так и не вернули.

– Я требовал вернуть деньги в течение 10 дней в соответствии с законодательством РФ, поскольку «Независимость» заведомо ввела меня в заблуждение и в собственности данного автомобиля у них не было. Они решили пойти другим путем и подсунули мне соглашение, в котором прописано, что я претензий не имею – естественно, я отказался его подписывать. Вначале предложили вернуть предоплату аксессуарами для авто, а потом прямо сказали – не отдадим, обращайтесь в инстанции!, – рассказывает мужчина.

Именно так он и поступил, обратившись с иском в Бабушкинский районный суд Москвы и с заявлением в прокуратуру СВАО столицы. А автомобиль Вадим все-таки приобрел, но у другого дилера.

Как сообщили в пресс-службе российского офиса BMW, клиенты «Независимости», продолжившие ожидать заказанные и оплаченные машины, их все же получили. Но не от дилера, а от российского представительства марки.

– Мы выдали 47 клиентских автомобилей, за которые так и не получили оплаты от дилера. При этом мы взяли все финансовые риски на себя. Договор с «Независимостью» расторгнут 30 сентября 2017 года, – рассказал представитель BMW Group Василий Мельников.

«Независимость» продавала не только автомобили BMW: в портфеле дилера еще несколько марок. В том числе Volkswagen, машины этого бренда реализуются через сеть дилерских центров «АвтоГанза», входящих в структуру группы компаний «Независимость». Клиенты этого ритейлера также попали в неприятную ситуацию. Так, москвич, пожелавший не раскрывать свое имя, собирался приобрести кроссовер Volkswagen Tiguan в «АвтоГанзе» на улице Марксистская – заключил договор купли-продажи 1 апреля 2017 года, внес аванс в размере 10% от стоимости автомобиля. По условиям сделки машину должны были привезти в конце июля. Но месяцы шли, а заказанного автомобиля все не было.

Автомобили Volkswagen реализуются через сеть дилерских центров «АвтоГанза», входящих в структуру группы компаний «Независимость». Клиенты ритейлера также столкнулись с проблемами – многие из них не получили в срок заказанные машины

– Весь октябрь я звонил в представительство Volkswagen, писал в Роспотребнадзор, направил письменную претензию дилеру. Также писал заявление на разрыв договора и возврат денежных средств. За все эти месяцы представители дилера не звонили ни разу. Ни основной договор, ни претензия, ни возврат денежных средств – ничего выполнено в установленные сроки не было. Автосалон дилера на Марксистской продали, телефоны уже не отвечают, на российском сайте Volkswagen такого дилера в официальном списке нет, – поведал пострадавший.

Сейчас мужчина с помощью адвоката готовит досудебную претензию в отношении продавца, надеясь получить внесенную предоплату назад. Приобрести Tiguan жителю столицы все же удалось – при оформлении договора купли-продажи в «АвтоГанзе» он получил данные автомобиля, в том числе его VIN-номер. Благодаря этому заказанный автомобиль был выкуплен другим дилером, к которому обратился пострадавший. Как выяснилось, кроссовер все это время находился в Калуге, на складе завода Volkswagen.

Еще один клиент «АвтоГанзы», Павел Карякин, ждал свой автомобиль почти год. Volkswagen Tiguan, который он заказал еще в декабре 2016 года, прибыл к дилеру только в августе. Но покупателю машину не выдали, мотивируя отказ отсутствием ПТС. Каждый день представители продавца обещали Павлу, что документы на автомобиль «появятся завтра или послезавтра», ссылаясь на задержки со стороны производителя. А ведь для покупки «паркетника» мужчина взял кредит, который необходимо было выплачивать, и сдал свой предыдущий автомобиль по системе tradein. Заказанную машину Павел получил в итоге лишь в середине октября и уже через российское представительство Volkswagen.

Представители немецкой компании не стали раскрывать планы, касающиеся дальнейшего сотрудничества с проблемным дилером, сообщив лишь, что Volkswagen Group Russia внимательно следит за ситуацией с группой компаний «Независимость». Между тем, внушительный когда-то портфель брендов этого ритейлера уменьшается на глазах – вслед за BMW о прекращении сотрудничества с «Независимостью» объявили компании Jaguar Land Rover и Volvo. Относительно оставшихся брендов – Ford, Audi, Mazda, Peugeot и Mitsubishi ясность пока что отсутствует. Так, в пресс-службе российского офиса Mitsubishi сообщили, что «Независимости» компания отгружает автомобили только по предоплате, о дальнейших планах по сотрудничеству японского бренда и дилера пока нет информации.

Как правило, дилер объяснял задержку с выдачей автомобиля клиенту отсутствием документов. Сама машина при этом могла стоять на складе у продавца или даже в шоу-руме. Как рассказал «АвтоМиру» источник, близкий к автобизнесу, это нормальная ситуация – дилер всегда держит в запасе несколько десятков автомобилей, особенно если речь идет о популярных моделях. Выкупать у производителя все машины для продавца – смерти подобно, ведь в случае, если не удастся их распродать, такая тактика без сомнений приведет к убыткам.

Схема работы дилера следующая: ритейлер получает автомобиль, который нужно оплатить в определенный срок, находит на него покупателя, получает от него деньги, переводит их производителю, получает ПТС и затем выдает машину клиенту. Если у дилера возникают какие-то финансовые проблемы – цепочка прерывается, и он затягивает с оплатой производителю. Тот, в свою очередь, имеет полное право не выдавать документы на автомобиль, за который не заплатили. Наш источник отмечает, что для дилера такая схема зачастую превращается в порочный круг, из которого нет выхода – для того, чтобы выкупить заказанные ранее машины (точнее, документы на них), ему необходимо привлечь новых покупателей и взять с них предоплату. С помощью этих денег гасятся старые задолженности, но сразу же появляются новые. С каждым кругом долгов все больше, и в итоге может наступить момент, когда платить производителю будет нечем.

Проблемы с выдачей автомобилей начались не на пустом месте. По данным журнала «Автобизнесревю», в 2016 году продажи новых машин у «Независимости» сократились на 27,5%, а летом нынешнего года компания закрыла ряд дилерских центров в разных городах России. Все это происходит на фоне сокращения количества дилеров – согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», с начала года в России прекратили свое существование 89 точек продаж новых автомобилей. Однако проблемы «Независимости» не связаны напрямую с ситуацией на рынке дилеров и обусловлены субъективными причинами, уверен президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев.

– Существующая дилерская сеть рассчитана на продажу гораздо большего количества машин, чем сейчас. Плюс есть проблемы с финансированием – поэтому возможен уход с рынка еще нескольких игроков. Также очень многое зависит от того, как будет чувствовать себя авторынок. Для того, чтобы количество дилеров не уменьшалось, рынок должен расти, а для этого пока еще необходимы программы господдержки. Будет рост авторынка – будет и расширение дилерской сети, – рассказал Мосеев.

Ситуация с «Независимостью» не является показательной для всего рынка российских дилеров, говорит эксперт. В случае, если наметившаяся тенденция роста продаж новых автомобилей продолжится, клиентам не нужно опасаться приобретать машины у официальных дилеров.

Количество официальных дилерских центров

Источник данных – аналитическое агентство «Автостат».

Количество официальных дилерских центров

С начала года закрылось 89 дилеров

Совет юриста

Самый лучший способ избежать задержек с поставками автомобиля – это приобретать машину уже с ПТС, имея всю необходимую сумму. Но далеко не всегда желаемый экземпляр есть в наличии у дилера, да и финансовые обстоятельства разные. К заключению договора купли-продажи нужно отнестись максимально внимательно, особенно к той его части, где оговариваются сроки поставки автомобиля и санкции для дилера в случае, если эти сроки не будут соблюдены. Также необходимо заранее обговорить условия возврата платежей, которые клиент сделает до того, как получит машину. А лучше всего взять предварительный договор у дилера и обратиться к юристу. Профессионал выявит спорные позиции в документе и посоветует, как его изменить, чтобы в дальнейшем дилера можно было призвать к ответу. Тем, кто уже попал в подобную неприятную ситуацию, стоит обратиться в суд, даже если сумма, которую задолжал дилер, небольшая. Скромный аванс за машину как раз вернуть более реально, чем большой платеж. Особенно, если у дилера нет средств – в этом случае пострадавший потратит массу времени и нервов, чтобы добиться от продавца выплаты денег.

Владимир Александров, автомобильный юрист

Текст: Вадим Рощин
Фото: Андрей Колтун/Burda Media; Сергей Коньков/ТАСС; Вячеслав Палес/Фотобанк ЛОРИ


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игра в догонялки Игра в догонялки

Новый кроссовер Haval почти догнал своих именитых конкурентов

АвтоМир
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Чем круче джип Чем круче джип

Семь машин и девять дней в штате Юта

Автопилот
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Открыть в приложении