Как живется и работается московским таксистам

АвтоМирАвто

Личный опыт

Тяжела и неказиста

Эксперимент на себе: редактор «АвтоМира» прочувствовал, как живется и работается московским таксистам и теперь знает, с чего лучше начать, если хочешь зарабатывать извозом в столице

Времена, когда пассажирам нужно было звонить в диспетчерские и упрашивать неприветливых сотрудниц прислать машину, прошли. Собственные диспетчерские таксопарков постепенно отмирают и занимаются в основном распределением заказов от юридических лиц. А большая часть заказов водителю такси приходит через агрегаторы – компании, которые не имеют собственного парка машин, а являются посредниками между пассажиром и водителем.

Для того, чтобы работать в Москве таксистом, нужно не так много. Нужен автомобиль – технически исправный, подходящий под критерии агрегатора по классу и возрасту. Нужна лицензия на осуществление деятельности. Получить ее – не такая большая проблема, но если вы собираетесь работать частным образом, на своей машине, а не на машине таксопарка, вам нужно будет открыть ООО или ИП, от имени которого будут осуществляться перевозки, и собрать пакет документов. Лицензия на работу в такси выдается на 5 лет, а все этапы ее оформления обойдутся примерно в 5 тысяч рублей. Если вы хотите ездить по полосам, предназначенным для общественного транспорта, придется перекрасить автомобиль в желтый цвет или обтянуть его пленкой. Это стоит уже от 20 тысяч рублей. Также необходимо наличие фонаря на крыше и шашек на передних дверях. Наконец, понадобятся бланки строгой отчетности. Предоставление услуг без этих бланков наказывается штрафом.

Если все это будущему таксисту кажется слишком сложным и хлопотным, он может взять машину в аренду в одном из многих московских таксопарков. Именно так я и сделал. Гражданство РФ и 3 года опыта вождения – обязательные условия во многих таксопарках, хотя в некоторых организациях и на это закрывают глаза.

Аренда или зарплата?

Существует несколько основных схем работы. Первая – чистая аренда (но она встречается нечасто) и ее разновидность – аренда с обязательством работать через диспетчерскую таксопарка и получать заказы от агрегаторов тоже через нее. Вторая схема – все заказы вам будет предоставлять диспетчерская автопарка, но и аренду вы платить не будете. Третья – зарплатная, вы устраиваетесь водителем в таксопарк и получаете фиксированный (но небольшой) процент от выполненных заказов, а все расходы, включая оплату топлива (но зачастую исключая мойку), берет на себя компания.

Со второй и третьей схемами более или менее все понятно – вы привязаны к определенной компании и просто работаете водителем. При этом можно отдельно говорить о корректности удерживаемых процентов, ведь часто получается, что это не заявленные 50/50, а 30/70 – и не в вашу пользу, а при этом все расходы также ложатся на ваши плечи.

Если вы решили рискнуть и выбрали аренду, то все расходы – за ваш счет. Какие это расходы? Для начала нужно выбрать класс арендуемого автомобиля: «Эконом», «Комфорт», «Комфорт+» или «Бизнес». Если вы выберете класс «Бизнес», то, чтобы начать работать и зарабатывать, понадобится «подушка безопасности» в 60-70 тысяч рублей на первый месяц. Для класса «Комфорт+» эта сумма составляет 35 тысяч, 15 тысяч – для «Комфорт»класса, 5 тысяч рублей нужно иметь в запасе для работы на автомобиле класса «Эконом». Вы не с первого дня работы начнете зарабатывать – для того, чтобы привыкнуть и разобраться в системах заказов, нужно время. А время – это деньги за аренду автомобиля и прочие расходы.

Потом нужно выбрать агрегатор заказов. Если вы решите работать на планшете, предоставляемом компанией-арендодателем автомобиля, то, скорее всего, там уже будут установлены программы от агрегаторов, партнером которых является таксопарк. Если же захотите самостоятельно выбирать агрегаторы, то первое, что вам нужно выяснить, не брендирована ли ваша машина под какого-то из них. Агрегаторы не любят, когда по их заказам ездят машины с символикой другой компании. Так что если автомобиль брендирован, то либо вы работаете только с этим агрегатором, либо выбираете другой таксопарк, где машины носят символику таксомоторной компании.

Подключаясь к любому из агрегаторов, вы будете обязаны сдать экзамены по его стандартам. Обычно проверяют знание географии и русского языка, а также предлагают пройти психологический тест. Некоторые смотрят и на знание ПДД. По итогам водителю такси присваивают рейтинг, который влияет на количество заказов и на положение в очереди на заказы.

Если вы хорошо водите машину, большинство ваших клиентов поставят вам хорошие оценки и ваш рейтинг будет на высоком уровне. Агрегаторы всегда смотрят на рейтинг при распределении заказов: если водитель с более высоким рейтингом будет находиться дальше от клиента, чем вы, заказ все равно получит он, а не вы. Старайтесь принимать все заказы – низкий коэффициент принятия заказов может даже привести к блокировке вашего аккаунта

Как выбрать агрегатор?

«Яндекс.Такси», Gett, Uber – все хороши, но каждый по-своему. Если вы предпочтете «Эконом-класс», то «ЯндексТакси» будет лучшим выбором. Большинство водителей, взявших в аренду автомобили класса «Комфорт», работают по заказам эконом-тарифа «Яндекс. Такси», по их классу просто недостаточно заказов. В Gett и Uber большинство заказов выполняется на автомобилях класса «Комфорт», но между этими агрегаторами есть большая разница в среднем чеке. В Gett больше средний чек, а в Uber больше заказов и меньше время простоя, но и общий пробег по итогам дня больше. Есть и другие агрегаторы – «Максим», «Везет», «Таксик» – но их доля на московском рынке ничтожно мала. Это не означает, что с ними не нужно работать, просто не стоит рассчитывать на нормальный заработок, работая только с ними.

Яндекс использует свои собственные карты для расчета маршрута, Gett и Uber пользуются картами Google, которые путают стороны дороги и не знают многих внутридворовых проездов. Так что стоит пользоваться альтернативными навигаторами при прокладывании маршрута к клиенту

Если работать внутри МКАД и не лениться, то за 16-часовой день на «Эконом-классе» можно заработать 3-5 тысяч рублей, на «Комфорт-классе» – 5-7 тысяч рублей, а на классе «Комфорт+» и «Бизнес» – до 8-10 тысяч рублей «чистыми». Ключ к успешному заработку – работа на несколько диспетчерских и агрегаторов одновременно. Любой из них постарается создать для вас цепочку заказов, следующих один за другим и уменьшающим время простоя. Но в какой-то момент наступит перерыв: либо вы уедете в зону, где мало заказов, либо встанете в пробку «в другую сторону» от заказов. Очень часто, когда у одного из агрегаторов заказов мало, они есть у другого. Так, в часы обеда часто «проседает» Яндекс, а Uber при этом заставляет вас дымиться от количества заказов.

Все еще хотите влиться в ряды московских таксистов? Постарайтесь оценить свои силы трезво до того, как приступать к делу. Работать без остановки 14-16 часов в сутки, проезжая по 300-400 километров по московским пробкам? Нести все расходы, связанные с выполнением заказов, платить за аренду автомобиля, автомойку, парковку, проезд по платным дорогам? Если да, то «ни гвоздя, ни жезла!»

Текст: Георгий Вершинский
Фото: Георгий Вершинский, Екатерина Квашенкина/ Burda Media, пресс-служба правительства Москвы

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Физики и лирики Физики и лирики

Противоположные модели выясняют, каким должен быть идеальный седан бизнес-класса

АвтоМир
Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина: Институт полигамии мы узаконивать не будем Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина: Институт полигамии мы узаконивать не будем

Нина Останина — об аспектах законодательной деятельности

Ведомости
Трудности электропривода Трудности электропривода

Почему китайцы теснят европейский автопром

Деньги
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Культ счастья: почему это опасно Культ счастья: почему это опасно

Улучшает ли позитивное мышление качество жизни... или наоборот?

Grazia
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
«Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой «Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой

Сценарист Андрей Золотарев — о полном метре и просроченных дедлайнах

Правила жизни
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы

На самом деле китайцы изобрели множество привычных нам вещей

ТехИнсайдер
Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует» Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует»

Мы все равно из разных поколений, у нас все равно разная энергия

Коллекция. Караван историй
Криптовалютные пенсии Криптовалютные пенсии

В чем сложность хранения альтернативных активов на пенсионных счетах

Ведомости
Стройка на автомате Стройка на автомате

Передовые технологии сокращают сроки строительства и повышают безопасность

Ведомости
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
Секс и скорость: 5 лучших фильмов с крутыми тачками и сексуальными девушками Секс и скорость: 5 лучших фильмов с крутыми тачками и сексуальными девушками

Вспоминаем крутые фильмы с горячими девушками

Maxim
Новые горизонты Новые горизонты

Комфортные и надежные: эти машины идеально подходят для путешествий по России

Men Today
Непрогулка Непрогулка

Непрогулка по ночному Петербургу с Евгением Цыгановым и его дочерью Полиной

Собака.ru
Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП

Как банки при маркетплейсах становятся ключевыми игроками на финансовом рынке

Ведомости
Что наша жизнь — стрельба Что наша жизнь — стрельба

Случаи в истории кинематографа, когда пуля оказалась умной и настоящей

Weekend
Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения? Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения?

Кого и зачем сыграл Дэвид Духовны в «Californication»

Weekend
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса

Могли бы мы найти регулятор громкости, чтобы заглушить навязчивые мысли о еде?

ТехИнсайдер
Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил» Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил»

Думаю, и встреча их тоже была предопределена

Коллекция. Караван историй
4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель 4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель

Бизнес-литература, на которую стоит обратить внимание

Inc.
Открыть в приложении