Прошел год как наличие «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным для всех новых моделей

АвтоМирАвто

ОСАГО через спутник

Прошел год с того момента, как наличие на борту терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным условием для всех новых моделей автомобилей, выходящих на российский рынок. C 1 января 2018 года системой собирались пользоваться страховщики для сбора информации об авариях. Но не вышло

Текст: Вадим Рощин

C 1 января 2018 года жизнь российских автовладельцев в части оформления аварий по «европротоколу» должна была стать еще прекрасней и проще. Планировалось, что начиная с первого дня нового года, все данные о ДТП, полученные с помощью терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС», станут поступать в единую базу Российского союза автостраховщиков (РСА). По первоначальной идее проекта, информация, переданная с помощью системы ГЛОНАСС, должна была облегчить жизнь как страховщикам, так и автовладельцам.

Страховщики получали бы точные данные о месте, времени и обстоятельствах аварии, которые практически невозможно скорректировать. А клиенты страховых компаний при фиксации аварии с помощью «ЭРЫ» и оформлении ее без вызова сотрудников ГИБДД могли бы рассчитывать на увеличенный до 400 000 рублей лимит возмещения ущерба. Новая совместная инициатива освещалась в СМИ, но новогодние праздники прошли, а система так и не заработала. И речь идет не столько о возможности оформить аварию с применением данных ГЛОНАСС, пока что не удалось наладить даже процесс передачи информации с терминалов в автомобилях в единую базу.

Законодательные преграды

Идея использования данных «ЭРА-ГЛОНАСС» для фиксации и подробного анализа обстоятельств аварий не нова. Редакция закона об ОСАГО, которая предусматривает такую возможность, вступила в силу еще в августе 2014 года. Однако тот документ не содержал подробных технических требований к устройствам, которые могли бы собирать информацию для страховщиков. Они должны были быть установлены отдельно правительством РФ.

Отсутствие технических требований и стало первым серьезным препятствием на тернистом пути нового проекта. Для того, чтобы страховщики могли использовать полученные данные, устройства контроля, установленные на автомобиль, должны в автоматическом режиме фиксировать время и точные координаты аварии. Обычное устройство вызова экстренных оперативных служб, которое устанавливается на многие новые автомобили производителями, данные о ДТП, необходимые для урегулирования по «европротоколу», не передает.

Поэтому авторы инициативы, АО «ГЛОНАСС» и Российский союз автостраховщиков (РСА), разработали стандарты, в которых описаны требования к самим приборам, методам их тестирования и к протоколам передачи данных. Эти стандарты были утверждены соответствующим приказом Росстандарта еще в середине прошлого года, а 1 января 2018 года этот приказ вступил в силу. Но одного этого оказалось недостаточно, чтобы запустить систему.

Как рассказали в пресс-службе РСА, камнем преткновения стало отсутствие постановления правительства, в котором содержались бы ссылки на действующие стандарты. Пока его нет – требования к оборудованию не имеют никакой силы.

– В настоящее время проект постановления правительства РФ, который со ссылками на стандарты был подготовлен АО «ГЛОНАСС», согласован РСА, не поддержан в Минтрансе России. Это означает, что «узаконивания» стандартов не произошло, их положения и требования с 1 января не становятся обязательными, и вопрос о том, какое же оборудование нужно, чтобы надежно и без ошибок зафиксировать факт ДТП, остается по-прежнему открытым, – сообщили в пресс-службе Союза.

Это подтвердили и в прессслужбе АО «ГЛОНАСС»:

– Новой редакции постановления правительства со ссылкой на ГОСТы пока нет, – рассказали в пресс-службе.

В Минтрансе не смогли оперативно ответить на запрос «АвтоМира».

Устройство, установленное в автомобиле, в момент аварии фиксирует множество параметров – дату и время ДТП, координаты машины, направление и скорость движения, а также показатели замедления или ускорения транспортного средства при столкновении

Как это работает

Разработчики системы из АО «ГЛОНАСС» утверждают, что с технической стороны ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» полностью готова передавать информацию. То есть с этим сложностей нет. Однако кроме законодательных препон есть и другие проблемы – чисто экономические. Для полноценного запуска проекта необходимо активное участие в нем производителей специальных устройств, которых пока нет на рынке.

Наладить массовый выпуск устройств, соответствующих стандартам, вступившим в силу с 1 января, не так уж и сложно. Представители производителей подобного оборудования, участвовавшие в обсуждениях проекта, неоднократно заявляли, что могут поставлять такие устройства на рынок, был бы спрос. В теории до 2020 года потребность рынка могла бы составить примерно 5 000 000 штук.

Оснастить подобным прибором свою машину сможет любой автовладелец. Также аналогичным функционалом могут быть снабжены устройства вызова экстренных оперативных служб, установленные на автомобиль на конвейере. Данные, зафиксированные техническим средством контроля (ТСК), могут быть использованы при урегулировании страхового случая по ОСАГО. Тогда потерпевший в случае оформления документов о ДТП по «европротоколу» получит страховую выплату в пределах общего лимита в 400 000 рублей – это намного больше, чем при привычном оформлении без вызова сотрудников ГИБДД.

По задумке инициаторов проекта, повышение максимального размера возмещения стимулирует автовладельцев чаще пользоваться «европротоколом», что поможет им сэкономить личное время и уменьшит количество пробок на дорогах. Сам процесс проще не станет – участник ДТП по-прежнему должен будет сделать фотографии автомобилей и их повреждений на месте аварии: эти снимки необходимо увидеть страховщику. Оформление извещения на бланке тоже не отменяется – согласие водителей с обстоятельствами ДТП и повреждениями машин должно быть зафиксировано. Кстати, закон об ОСАГО в части «европротокола» вновь изменился. Как именно – читайте в этом же номере «АвтоМира» на странице 46.

Устройство, установленное в автомобиле, в момент столкновения фиксирует множество параметров – дату и время ДТП, координаты машины, направление и скорость движения, а также показатели замедления или ускорения транспортного средства при аварии. Передавать эту информацию страховщику ТСК может с помощью мобильного Интернета – каждый прибор оснащен сим-картой. Данные поступят в общую систему АИС ОСАГО и будут храниться на сервере РСА до момента обращения пострадавшего в страховую компанию. Таким образом страховщик вместе с уже привычными для «европротокола» документами получит автоматически зафиксированные данные о ДТП. Их очень сложно подделать, что служит надежной защитой от мошенничества, связанного с имитацией аварий. Поэтому скорейший ввод новой системы в строй, конечно, выгоден страховым компаниям – она защитит их от необоснованных выплат по тем ДТП, которые фактически не происходили.

В РСА говорят, что с помощью ГЛОНАСС страховщики смогут получать детализированную информацию о манере вождения каждого конкретного клиента, что отразится на цене страховки. Коснется это, правда, только добровольного страхования каско, для тарификации ОСАГО эти данные применять не планируется

Всевидящий ГЛОНАСС

Предполагается, что функционал бортовых ТСК со временем будет расширяться. Так, в РСА говорят, что с помощью ГЛОНАСС страховщики смогут получать детальную информацию о манере вождения каждого конкретного клиента, что отразится на цене страховки. Коснется это, правда, только добровольного страхования каско, для тарификации ОСАГО эти сведения применять не планируется. Кроме того, обширные возможности системы заинтересовали не только страховщиков.

– Автопроизводители серьезно задумались о том, какие еще дополнительные услуги, кроме «европротокола», может получить владелец купленного у них автомобиля, используя уже установленное оборудование. Поэтому мы рассчитываем, что в ближайшее время на конвейере будут устанавливаться многофункциональные устройства, которые как минимум будут реализовывать функции вызова экстренных оперативных служб, «европротокола» и мониторинга транспорта, – рассказал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля.

Снова уверяют, что ждать осталось недолго – вполне возможно, что передача данных с терминалов «ЭРАГЛОНАСС» страховщикам начнется уже в этом году. В РСА надеются на 1 июня 2018 года – дату вступления в силу поправок в закон об ОСАГО, принятых Госдумой незадолго до Нового года. Эти нововведения предусматривают альтернативное применение технических средств, установленных на автомобилях и соответствующих определенным требованиям.

Представители АО «ГЛОНАСС» более оптимистичны – по их информации согласование новой редакции постановления правительства со ссылкой на требования к ТСК должно завершиться в ближайшее время. Также в компании отметили, что сами приборы для передачи данных пока что производятся мелкосерийно, поэтому в продаже их нет. Но в АО «ГЛОНАСС» ожидать появления этих устройств на рынке стоит во втором квартале 2018 года.

Количество случаев оформления ДТП по «европротоколу» в России (% от общего количества водителей, оформлявших аварии)

Источник данных – Российский союз автостраховщиков

Фото: Кирилл Каллиников, Максим Богодвид/РИА «Новости»; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ; Юрий Смитюк, Кирилл Кухмарь/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кавказские танцы Кавказские танцы

Гран-при Азербайджана оказался богат на события

АвтоМир
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Дождь со снегом Дождь со снегом

Автомобили в объективе фотографа Бориса Косарева

Автопилот
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили

Молдавский оппозиционер Илан Шор о своем отношении к процессу евроинтеграции

Ведомости
«Ким Ир Сен: Вождь по воле случая» «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая»

Как будущий правитель КНДР стал партизаном

N+1
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
Константин Тхостов: «Нужно быть инакомыслящим во благо государства» Константин Тхостов: «Нужно быть инакомыслящим во благо государства»

Как построить идеальную школу в реальных обстоятельствах

Монокль
Делянка лирохвоста Делянка лирохвоста

Большая птица-лира живет во влажных лесах восточной Австралии и Тасмании

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
Хорошо сидим Хорошо сидим

Как правильно выбрать стул для рабочего места дома

Лиза
Музыкальный класс Музыкальный класс

Многое в концертной жизни впервые произошло в Филармоническом обществе

СНОБ
Слишком заняты, чтобы спать: как сон влияет на эффективность CEO Слишком заняты, чтобы спать: как сон влияет на эффективность CEO

Об особенностях и важности такого простого состояния управленца, как сон

Forbes
Ингибиторы янус-киназы не повысиил риск рака при лечении ревматоидного артрита Ингибиторы янус-киназы не повысиил риск рака при лечении ревматоидного артрита

Ученые выяснили, что терапия артрита ингибиторами янус-киназы не провоцирует рак

N+1
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Черное зеркало Черное зеркало

Aito Seres M5 – достойная замена Mercedes-Benz в России

Автопилот
Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной

«Бэтмен. Начало»: масштаб фильма и его влияние на массовую культуру

Правила жизни
Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии

Как общество относится к рассказам женщин о травматичном опыте?

Forbes
900 запусков ракет в космос выдержит атмосфера Земли. Далее – разрушение озонового слоя 900 запусков ракет в космос выдержит атмосфера Земли. Далее – разрушение озонового слоя

Сколько запусков ракет происходит ежегодно и как это воздействует на атмосферу?

ТехИнсайдер
Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников

О главных ошибках, которые допускает бизнес в работе с кадрами

Inc.
Не только лабубу: уродливые игрушки, которые все любили Не только лабубу: уродливые игрушки, которые все любили

Самые уродливые игрушки, которые завоевали сердца детей и коллекционеров

Maxim
«Том и Джерри» vs Ленинград «Том и Джерри» vs Ленинград

Ференц Лист однажды резко поднял мои ставки в знатном московском доме...

СНОБ
Открыть в приложении