Прошел год как наличие «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным для всех новых моделей

АвтоМирАвто

ОСАГО через спутник

Прошел год с того момента, как наличие на борту терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным условием для всех новых моделей автомобилей, выходящих на российский рынок. C 1 января 2018 года системой собирались пользоваться страховщики для сбора информации об авариях. Но не вышло

Текст: Вадим Рощин

C 1 января 2018 года жизнь российских автовладельцев в части оформления аварий по «европротоколу» должна была стать еще прекрасней и проще. Планировалось, что начиная с первого дня нового года, все данные о ДТП, полученные с помощью терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС», станут поступать в единую базу Российского союза автостраховщиков (РСА). По первоначальной идее проекта, информация, переданная с помощью системы ГЛОНАСС, должна была облегчить жизнь как страховщикам, так и автовладельцам.

Страховщики получали бы точные данные о месте, времени и обстоятельствах аварии, которые практически невозможно скорректировать. А клиенты страховых компаний при фиксации аварии с помощью «ЭРЫ» и оформлении ее без вызова сотрудников ГИБДД могли бы рассчитывать на увеличенный до 400 000 рублей лимит возмещения ущерба. Новая совместная инициатива освещалась в СМИ, но новогодние праздники прошли, а система так и не заработала. И речь идет не столько о возможности оформить аварию с применением данных ГЛОНАСС, пока что не удалось наладить даже процесс передачи информации с терминалов в автомобилях в единую базу.

Законодательные преграды

Идея использования данных «ЭРА-ГЛОНАСС» для фиксации и подробного анализа обстоятельств аварий не нова. Редакция закона об ОСАГО, которая предусматривает такую возможность, вступила в силу еще в августе 2014 года. Однако тот документ не содержал подробных технических требований к устройствам, которые могли бы собирать информацию для страховщиков. Они должны были быть установлены отдельно правительством РФ.

Отсутствие технических требований и стало первым серьезным препятствием на тернистом пути нового проекта. Для того, чтобы страховщики могли использовать полученные данные, устройства контроля, установленные на автомобиль, должны в автоматическом режиме фиксировать время и точные координаты аварии. Обычное устройство вызова экстренных оперативных служб, которое устанавливается на многие новые автомобили производителями, данные о ДТП, необходимые для урегулирования по «европротоколу», не передает.

Поэтому авторы инициативы, АО «ГЛОНАСС» и Российский союз автостраховщиков (РСА), разработали стандарты, в которых описаны требования к самим приборам, методам их тестирования и к протоколам передачи данных. Эти стандарты были утверждены соответствующим приказом Росстандарта еще в середине прошлого года, а 1 января 2018 года этот приказ вступил в силу. Но одного этого оказалось недостаточно, чтобы запустить систему.

Как рассказали в пресс-службе РСА, камнем преткновения стало отсутствие постановления правительства, в котором содержались бы ссылки на действующие стандарты. Пока его нет – требования к оборудованию не имеют никакой силы.

– В настоящее время проект постановления правительства РФ, который со ссылками на стандарты был подготовлен АО «ГЛОНАСС», согласован РСА, не поддержан в Минтрансе России. Это означает, что «узаконивания» стандартов не произошло, их положения и требования с 1 января не становятся обязательными, и вопрос о том, какое же оборудование нужно, чтобы надежно и без ошибок зафиксировать факт ДТП, остается по-прежнему открытым, – сообщили в пресс-службе Союза.

Это подтвердили и в прессслужбе АО «ГЛОНАСС»:

– Новой редакции постановления правительства со ссылкой на ГОСТы пока нет, – рассказали в пресс-службе.

В Минтрансе не смогли оперативно ответить на запрос «АвтоМира».

Устройство, установленное в автомобиле, в момент аварии фиксирует множество параметров – дату и время ДТП, координаты машины, направление и скорость движения, а также показатели замедления или ускорения транспортного средства при столкновении

Как это работает

Разработчики системы из АО «ГЛОНАСС» утверждают, что с технической стороны ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» полностью готова передавать информацию. То есть с этим сложностей нет. Однако кроме законодательных препон есть и другие проблемы – чисто экономические. Для полноценного запуска проекта необходимо активное участие в нем производителей специальных устройств, которых пока нет на рынке.

Наладить массовый выпуск устройств, соответствующих стандартам, вступившим в силу с 1 января, не так уж и сложно. Представители производителей подобного оборудования, участвовавшие в обсуждениях проекта, неоднократно заявляли, что могут поставлять такие устройства на рынок, был бы спрос. В теории до 2020 года потребность рынка могла бы составить примерно 5 000 000 штук.

Оснастить подобным прибором свою машину сможет любой автовладелец. Также аналогичным функционалом могут быть снабжены устройства вызова экстренных оперативных служб, установленные на автомобиль на конвейере. Данные, зафиксированные техническим средством контроля (ТСК), могут быть использованы при урегулировании страхового случая по ОСАГО. Тогда потерпевший в случае оформления документов о ДТП по «европротоколу» получит страховую выплату в пределах общего лимита в 400 000 рублей – это намного больше, чем при привычном оформлении без вызова сотрудников ГИБДД.

По задумке инициаторов проекта, повышение максимального размера возмещения стимулирует автовладельцев чаще пользоваться «европротоколом», что поможет им сэкономить личное время и уменьшит количество пробок на дорогах. Сам процесс проще не станет – участник ДТП по-прежнему должен будет сделать фотографии автомобилей и их повреждений на месте аварии: эти снимки необходимо увидеть страховщику. Оформление извещения на бланке тоже не отменяется – согласие водителей с обстоятельствами ДТП и повреждениями машин должно быть зафиксировано. Кстати, закон об ОСАГО в части «европротокола» вновь изменился. Как именно – читайте в этом же номере «АвтоМира» на странице 46.

Устройство, установленное в автомобиле, в момент столкновения фиксирует множество параметров – дату и время ДТП, координаты машины, направление и скорость движения, а также показатели замедления или ускорения транспортного средства при аварии. Передавать эту информацию страховщику ТСК может с помощью мобильного Интернета – каждый прибор оснащен сим-картой. Данные поступят в общую систему АИС ОСАГО и будут храниться на сервере РСА до момента обращения пострадавшего в страховую компанию. Таким образом страховщик вместе с уже привычными для «европротокола» документами получит автоматически зафиксированные данные о ДТП. Их очень сложно подделать, что служит надежной защитой от мошенничества, связанного с имитацией аварий. Поэтому скорейший ввод новой системы в строй, конечно, выгоден страховым компаниям – она защитит их от необоснованных выплат по тем ДТП, которые фактически не происходили.

В РСА говорят, что с помощью ГЛОНАСС страховщики смогут получать детализированную информацию о манере вождения каждого конкретного клиента, что отразится на цене страховки. Коснется это, правда, только добровольного страхования каско, для тарификации ОСАГО эти данные применять не планируется

Всевидящий ГЛОНАСС

Предполагается, что функционал бортовых ТСК со временем будет расширяться. Так, в РСА говорят, что с помощью ГЛОНАСС страховщики смогут получать детальную информацию о манере вождения каждого конкретного клиента, что отразится на цене страховки. Коснется это, правда, только добровольного страхования каско, для тарификации ОСАГО эти сведения применять не планируется. Кроме того, обширные возможности системы заинтересовали не только страховщиков.

– Автопроизводители серьезно задумались о том, какие еще дополнительные услуги, кроме «европротокола», может получить владелец купленного у них автомобиля, используя уже установленное оборудование. Поэтому мы рассчитываем, что в ближайшее время на конвейере будут устанавливаться многофункциональные устройства, которые как минимум будут реализовывать функции вызова экстренных оперативных служб, «европротокола» и мониторинга транспорта, – рассказал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля.

Снова уверяют, что ждать осталось недолго – вполне возможно, что передача данных с терминалов «ЭРАГЛОНАСС» страховщикам начнется уже в этом году. В РСА надеются на 1 июня 2018 года – дату вступления в силу поправок в закон об ОСАГО, принятых Госдумой незадолго до Нового года. Эти нововведения предусматривают альтернативное применение технических средств, установленных на автомобилях и соответствующих определенным требованиям.

Представители АО «ГЛОНАСС» более оптимистичны – по их информации согласование новой редакции постановления правительства со ссылкой на требования к ТСК должно завершиться в ближайшее время. Также в компании отметили, что сами приборы для передачи данных пока что производятся мелкосерийно, поэтому в продаже их нет. Но в АО «ГЛОНАСС» ожидать появления этих устройств на рынке стоит во втором квартале 2018 года.

Количество случаев оформления ДТП по «европротоколу» в России (% от общего количества водителей, оформлявших аварии)

Источник данных – Российский союз автостраховщиков

Фото: Кирилл Каллиников, Максим Богодвид/РИА «Новости»; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ; Юрий Смитюк, Кирилл Кухмарь/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бумажные дела Бумажные дела

Автомобиль — это почти всегда куча официальных бумаг

АвтоМир
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Бэтмен против Супермена Бэтмен против Супермена

Tank 700 двойного действия

Автопилот
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Новое чувство космоса Новое чувство космоса

Теперь телескопы могут отслеживать колебания пространства-времени

ТехИнсайдер
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы

Влияние монархов на стиль даже в XXI веке куда глубже, чем кажется

ТехИнсайдер
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет 6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет

Некоторые из этих вещей вы совершаете ежедневно, а они влияют на запах в доме

ТехИнсайдер
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами

Почему динофлагелляты они не стали преобладать над диатомовыми водорослями

N+1
50 лет исследований показали: эти 4 ошибки разрушают брак 50 лет исследований показали: эти 4 ошибки разрушают брак

Четыре стратегии общения, которые могут привести к расставаниям и разводам

Inc.
Волнительный момент Волнительный момент

Как хронический стресс сказывается на коже?

Лиза
Бизнесмены со школьной скамьи: предприниматели вспоминают истории из детства Бизнесмены со школьной скамьи: предприниматели вспоминают истории из детства

Уже со школы наши герои показывали смекалку и предпринимательские способности

Inc.
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Открыть в приложении