Мелочей не бывает
Даже совсем небольшие неисправности машины могут грозить крупными неприятностями водителю
Вряд ли для кого-то станет открытием, что эксплуатировать неисправный автомобиль нельзя. Однако что конкретно считать неисправностью и чем грозит игнорирование запрета, понимают далеко не все. А потому проведем краткий ликбез на эту тему.
Правила дорожного движения разделяют неисправности, при которых нельзя ехать дальше, и все остальные – при их наличии запрещена эксплуатация транспортного средства, но остановиться «здесь и сейчас» не требуется. К первым относятся неполадки рулевого управления, рабочей тормозной системы («ручника» и распространенной на грузовиках и автобусах вспомогательной системы это не касается), сцепного устройства в случае автопоезда, а также негорящие фары и задние габаритные огни в темноте или при недостаточной видимости (туман, ливень и тому подобное) и не действующий «дворник» со стороны водителя в дождь или снегопад. Причем первые три неисправности, будучи выявленными в пути сотрудником ГИБДД, повлекут за собой задержание автомобиля с вызовом эвакуатора и поездкой на спецстоянку. Именно такой сценарий рисует закон, а именно часть 2 статьи 12.5 и часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ.
Что касается неисправных фар, фонарей и стеклоочистителей, то штрафстоянка горе-водителю не грозит, однако и дальше ехать нельзя. В этом случае инспектор обязан предложить либо устранить неисправность на месте, либо дождаться, когда прояснится видимость или закончатся осадки. Ситуация неоднозначная. С одной стороны, от езды вслепую ничего хорошего ждать не приходится. С другой стороны, возникает вопрос, куда деваться водителю и его пассажирам, если до утра еще долго, а ремонт в полевых условиях невозможен? Известно, что на некоторых автомобилях для замены лампы в фаре головного света приходится демонтировать бампер. Несколько сглаживает ситуацию то обстоятельство, что довести дело до конца у ДПС, скорее всего, не получится, ведь никто не будет специально караулить нарушителя в ожидании утра, а потому, как только экипаж ДПС снимется с места, можно продолжить движение.
Устранить нельзя ехать
Перечислять все неисправности, при которых запрещена эксплуатация, смысла нет. В двух словах – это состояние автомобиля, отличающее его от того, каким он вышел с конвейера. Буквоедов отошлем к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а также «Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (его можно найти в конце брошюрки ПДД). При таких неполадках правила дорожного движения предписывают водителю устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. Что это за меры, правда, не конкретизируется. Возможно, именно поэтому многие не утруждают себя этим и продолжают годами ездить с растрескавшимися ветровыми стеклами, тонировкой, нештатными световыми приборами и прочими хорошо знакомыми атрибутами.
Что касается возможных юридических последствий нарушения запрета, то здесь есть ряд нюансов. В большинстве случаев нарушителям грозит лишь предупреждение или 500-рублевый штраф по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Однако есть и нюансы. Например, самопальный «ксенон» в фарах головного света или противотуманках, равно как и цветные (кроме белых и желтых) лампочки спереди авто или мотоцикла подпадают по часть 3 статьи 12.5, по которой нарушителя лишат прав на срок от полугода до года. Чудо-лампочки конфискуют.
Пугает отмена регистрации
За тонировку передней полусферы несколько лет назад номера снимать перестали, однако противникам «аквариумов» по-прежнему не дают вздохнуть спокойно: в некоторых регионах ГИБДД ввела практику сажать на 15 суток тех, кто попался с темной пленкой повторно, не выполнив предписание служивых очистить стекла, которое нарушителю выдали, когда уличили его в этом нарушении в предыдущий раз.
Безграничный тюнинг с некоторых пор также стал объектом повышенного внимания со стороны ГИБДД. Первыми это на себе почувствовали владельцы лифтованных внедорожников, заниженных «Приор», таксисты с рекламными конструкциями на крышах. Опять же пугает не штраф (он прежний – 500 рублей), а аннулирование регистрации. Советуем всегда следить за «здоровьем» своего автомобиля или мотоцикла и воздержаться от кустарного «улучшайзинга».
Техосмотр на обочине
Заблуждаются тот, кто считает, что проверить техническое состояние автомобиля или мотоцикла непосредственно на дороге нельзя. На самом деле можно! Причем, опровергая устоявшееся мнение, проводить такую проверку могут не только инспекторы подразделений технического надзора ГИБДД, но и обычный инспектор ДПС. Разумеется, объем контроля зависит от того, какими техническими средствами вооружены сотрудники. Так, инспектор ДПС в лучшем случае сможет проверить с помощью несложного прибора степень светопропускания стекол и зафиксировать те неисправности и несоответствия, которые видны невооруженным глазом. В отличие от своих коллег из дорожно-патрульной службы, инспекторы технадзора могут быть экипированы весьма серьезно, вплоть до специальных передвижных комплексов, позволяющих выявить неполадки во всех системах, включая эффективность работы тормозной системы и наличие люфтов в рулевом управлении. Как правило, повышенный интерес вызывают профессиональные перевозчики, но в период целевых мероприятий «под раздачу» попадают и владельцы личного транспорта.
Текст: Алексей Лучников. Фото: S_E, Daniel Krason, Fotoschlick/Fotolia.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl