Изучаем законодательные новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году

АвтоМирАвто

Куда идет дорожное движение?

Изучаем законодательные новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году

Текст: Алексей Лучников

Дорожное движение во многом проецирует на себя нашу жизнь. Экономические, социальные и даже политические процессы в том или ином виде находят свое отражение и на дороге. Поэтому чтобы понять, что в реальности происходит с государством и обществом, достаточно просто выйти из дома, а еще лучше – сесть за руль. Стало ли здоровее общество? Нам кажется, да, пусть это заметно и не всем.

Изменения видны не только в количестве и качестве транспорта, но и в более уважительном отношении людей друг к другу. Многие поспорят и, наверное, по-своему тоже будут правы: иногда складывается впечатление, что градус ненависти повышается. Факт это или просто следствие массового распространения видеорегистраторов и соцсетей – вопрос пока открытый.

Тем не менее, объективно дороги стали безопаснее, о чем свидетельствует как официальная статистика, так и наблюдения воочию. Безусловно, не последнюю роль в этом сыграли и экономические трудности, и общее замедление трафика Изучаем законодательные новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году из-за пробок, и более совершенные в плане безопасности машины.

Но и целенаправленные действия власти отрицать тоже глупо. Повышение штрафов и распространение средств автоматического контроля позволило обуздать многих нарушителей. Средства разделения встречных потоков, включая недорогие тросовые ограждения, уберегли многих от выезда на встречную полосу и самых тяжелых столкновений, а пешеходов – от перехода проезжей части в неположенном месте.

Так или иначе, власть в последнее время все больше внимания уделяет дорожному движению, видя в нем как угрозу экономике – по данным экспертов, дорожно-транспортный травматизм стоит казне от 1,5 до 2% ВВП, – так и способ пополнить бюджет за счет налогов, акцизов и штрафов. Почуяв в этом деле вкус, ни законодательная, ни исполнительная власти не собираются останавливаться на достигнутом. Что же нас ждет в наступившем году и как планируемые нововведения повлияют на нашу жизнь?

Бизнес на крови

Пожалуй, наиболее принципиальным для рядового водителя можно считать законопроект, который предусматривает передачу полномочий по рассмотрению дел о дорожных правонарушениях, зафиксированных автоматическими камерами, от федеральной полиции в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Это означает, что оформление и рассылку «писем счастья» будет осуществлять не ГИБДД, а субъектовые администрации. Для этого им достаточно будет официально заключить соответствующее соглашение с МВД России. С одной стороны, определенная логика в этом есть, ведь камеры приобретаются за счет субъекта, да и деньги от штрафов идут в региональный бюджет. К тому же ГИБДД не всегда справляется с потоком материалов, приходящих с камер. Но в этом же кроется и главная опасность: ведь власть рассматривает фотовидеофиксацию не как способ сделать дороги безопаснее, а как инструмент для ощутимого пополнения бюджета. Грубо говоря, чем больше нарушают, тем чиновнику лучше. МВД же, при всех его недостатках, отвечает именно за безопасность дорожного движения и к тому же, получая финансирование из федерального бюджета, кровно никак не заинтересовано в пополнении регионального бюджета.

Как только все в свои руки возьмут субъекты федерации, есть риск, что это благое по своей сути дело превратится в очередной бизнес-проект. Это значит, что камеры станут ставить не там, где есть проблемы, а там, где они позволят собрать больше денег. Кроме того, прямо заинтересованные в пополнении бюджета власти не будут заморачиваться с отбраковкой снимков с плохо читаемыми номерами или отменой постановлений, вынесенных в спорных ситуациях, действуя под лозунгом: если не согласны – идите в суд. Наглядно продемонстрировала это Москва, которая в течение нескольких лет уже реализует аналогичный алгоритм, рассылая направо и налево штрафы за нарушение требований знаков, запрещающих остановку и стоянку. То, что в этой структуре творится полное беззаконие, увы, никого не настораживает. После внесения поправок в КоАП такая возможность распространится на все субъекты Российской Федерации и на любые другие нарушения ПДД, которые можно зафиксировать камерой.

Рассылку «писем счастья» законодатели собираются передать от полиции властям субъектов федерации. В этом кроется риск, что камеры будут ставить не там, где это нужно для безопасности движения, а в тех местах, где можно больше наловить

На сегодняшний день законопроект уже прошел первое чтение в Государственной Думе и готовится ко второму. Шансы на то, что он увидит свет именно в наступившем году, очень высоки.

Стукачество возвращается

Следующее решение, которое тоже грозит радикальным образом изменить жизнь простых автомобилистов – законопроект, получивший неофициальное название «народный инспектор». Суть его в том, что он открывает двери для массового «стукачества» участников движения друг на друга. Достаточно будет скачать на мобильное устройство специальное приложение, с помощью которого можно фиксировать нарушения ПДД другими водителями и отправлять информацию органам власти, на основе чего нарушителю будут приходить «письма счастья». Для того, чтобы сообщение не выглядело анонимным, использование приложения будет доступно только для зарегистрировавшихся на портале государственных и муниципальных услуг и прошедших соответствующую авторизацию.

Приложения, позволяющие сообщать властям о нарушениях ПДД, совершенных другими водителями, уже работают в ряде регионов. Но для того, чтобы их применение стало законным, необходимо скорректировать КоАП. Есть вероятность, что в наступившем году инструменты для дорожного «стукачества» будут введены повсеместно

К чему это приведет, сказать пока трудно. С одной стороны, это может положительным образом сказаться на дисциплине на дороге. Но есть и минусы. Так, вкупе с упомянутой выше передачей полномочий по вынесению штрафных постановлений органам власти субъектов Российской Федерации есть немалая вероятность того, что местные чиновники не будут забивать себе голову проверкой и детальным анализом сообщений, штрафуя всех без разбора и обрекая их на поиски правды в суде. Хорошо, если один из десяти добьется справедливости, а остальные девять либо погрязнут в судебных разбирательствах, либо заплатят сразу, предпочитая не связываться с неповоротливой административной и судебной системой. Есть и более прозаические причины, которые не позволят заработать системе так, как она задумана. Например, невозможность существующих информационных систем «переварить» трафик данных, который ляжет на них и, в конечном счете, их и обрушит. Где взять персонал, который займется этой работой, тоже пока неясно.

С другой стороны, аналогичные приложения уже работают в ряде регионов, включая Москву и Татарстан, и постепенно набирают обороты. К слову, пока не скорректирован КоАП, они совершенно незаконны, что не мешает властям отчитываться об их эффективности. Возвращаясь к законопроекту, немалый шанс на его принятие есть в этом году. Но, учитывая потенциальный резонанс, случится это никак не раньше президентских выборов.

Нарушать становится накладно

Что уж точно появится в ближайшее время, так это ответственность за так называемое «опасное вождение». Оно выражается в «неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Формулировка «опасное вождение» была введена в ПДД еще в 2016 году, но мера наказания за него пока так и не определена. К рассмотрению законопроекта с соответствующими поправками в КоАП обещают вернуться весной

Само понятие появилось в ПДД еще в 2016 году, но с введением санкций власть не торопилась. Законопроект с поправками в КоАП РФ внесен в Госдуму почти год назад, но, пройдя первое чтение, до сих пор так и не принят. По всей видимости, нарушителям будет грозить штраф в сумме пяти тысяч рублей. Но как он будет работать в действительности, учитывая, мягко говоря, весьма неоднозначную трактовку «опасного вождения», предсказать пока трудно. Видимо, без перегибов не обойдется.

«Прицепом» к этим поправкам в КоАП идет еще один законопроект, продвигаемый правительством и предусматривающий повышенную ответственность за систематические нарушения ПДД: совершение трех нарушений в течение года повлечет лишение прав или крупный денежный штраф. Это некий аналог действующей во многих странах системы, когда за совершенные нарушения начисляется или, наоборот, списывается определенное количество баллов. По достижении критической суммы водителя лишают прав. Таким образом обеспечивается дифференцированное наказание для злостных нарушителей дорожного порядка. Пройдя первое чтение, документ так и «завис» в Госдуме. К его рассмотрению вернутся весной.

Европротокол в массы

Летом автомобилисты смогут прочувствовать на себе изменения в системе страхования гражданской ответственности, позволяющие полностью отказаться от услуг полиции в оформлении документов о дорожно-транспортных происшествиях с участием двух транспортных средств при условии, что нет пострадавших. Взамен разбирательству в ГИБДД предлагается процедура так называемого европейского протокола, когда гражданский спор по поводу причиненного ущерба улаживается страховыми компаниями. Сделано это путем исключения из закона об ОСАГО взаимного согласия участников ДТП в оценке обстоятельств происшествия как одного из обязательных условий для европротокола. Иными словами, разбираться, кто прав, а кто виноват, предлагается страховым компаниям самостоятельно. Одновременно повышается лимит страховой выплаты для подобных случаев до 100 тысяч рублей и расширяются возможности водителей для фиксации обстоятельств с помощью специального мобильного приложения «ДТП. Европротокол», которое, к слову, существует уже сейчас и доступно для скачивания для основных операционных систем. Его заказчик – Российский союз автостраховщиков.

Для фиксации обстоятельств ДТП без привлечения полиции уже сейчас доступно официальное мобильное приложение «ДТП. Европротокол». Оно разработано по заказу Российского союза автостраховщиков

Еще два законопроекта, которые, скорее всего, обретут статус федеральных законов, называются «О регистрации транспортных средств» и «Об организации дорожного движения». Из принципиальных нововведений первого из них отметим возможность приобретения автовладельцами регистрационных знаков, что исключает коррупционную составляющую вокруг «красивых» номеров, а также постановку на учет транспорта в автосалонах. Второй законопроект подводит основу для введения платного въезда на определенные территории. Не секрет, что за ним «торчат уши» правительства Москвы.

Из принципиальных нововведений в законопроекте «О регистрации транспортных средств» следует отметить возможность официально приобрести понравившийся номерной знак. Также проект регламентирует постановку на учет приобретаемых автомобилей прямо в автосалонах
Закон «Об организации дорожного движения» позволит устраивать платную парковку где угодно – в том числе и во дворах жилых домов, если только жильцы заранее не позаботились о межевании дворовой территории и не «приписали» ее к дому

За экологию в жилете

Уже с 1 июля 2018 года должна заработать система электронного паспорта транспортного средства. Суть ее в том, что все бумажные «простыни» ПТС постепенно будут заменены на соответствующие записи в единой базе данных. С одной стороны, это позволит сделать историю автомобиля более прозрачной, ведь собственники получат возможность проследить историю автомобиля на протяжении его жизненного цикла, включая участие в ДТП, или, например, своевременность прохождения регламентного обслуживания. С другой стороны, пока непонятно, во сколько в конечном итоге система обойдется конечному потребителю. Ведь свои затраты по участию в ней автопроизводители и другие пользователи вынуждены будут переложить на плечи автовладельцев.

Светоотражающие жилеты для водителей, покидающих транспортное средство из-за ДТП или неисправности, будут обязательны с марта 2018 года. Однако штрафа за неиспользование пока нет. Но дело это нужное, так что стоит проявить сознательность и запастись такой «униформой»

Вступают в силу и поправки в правила дорожного движения, внесенные в 2017 году. Прежде всего это так называемые экологические знаки, которые будут использоваться местными властями для ограничения въезда в определенные города или на отдельные территории. Неудивительно, что особенно ратовали за них столичные власти, но и другие города, как представляется, увидят за ними весьма эффективный механизм ограничения трафика и пополнения бюджета за счет штрафов с нарушителей. А таковые, без сомнения, будут, ведь обновление автомобильного парка – мероприятие дорогостоящее и по плечу только крупному бизнесу.

Уже в марте вступят в силу поправки, принятые в конце 2017 года и обязывающие водителей надевать жилет со светоотражающими элементами, прежде чем выйти на проезжую часть в связи с дорожно-транспортным происшествием, из-за технеисправности или при вынужденной остановке по другой причине. Правда, касается это не всех случаев, а только если дело происходит за пределами населенных пунктов, а за окном – темное время суток или видимость ограничена из-за непогоды. Заранее понятно, что должным образом среагируют на эту норму только наиболее сознательные и понимающие водители, поскольку штраф за ее неисполнение пока не предусмотрен.

Фото: Зд ShutterStock/Fotodom.ru; Официальный портал Мэра и Правительства Москвы; ООО «Управление Информационными Проектами»; Юрий Смитюк/ТАСС; ShutterStock/Fotodom.ru; Максим Придатко/Burda Media; Яна Королёва/Фотобанк Лори; Christian Vorhofer/imagebroker.com/Global Look Press

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века» Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Эссе из сборника «О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Правила жизни
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете

Что такое воздушная болезнь и как облегчить ее симптомы?

ТехИнсайдер
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
Без диплома, но с работой Без диплома, но с работой

Почему студенты колледжей бросают учебу?

Ведомости
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Художники Художники

Рассказ Александра Маркова «Художники»

Знание – сила
Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов

Гаджеты, которые помогут вернуть контроль над своим временем

Inc.
Катай на здоровье Катай на здоровье

Как укрепить мышцы кора и натренировать стабилизацию

ЖАРА Magazine
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек

Как Астрид Линдгрен стала борцом за права детей и причем тут Пеппи Длинныйчулок?

Forbes
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
Открыть в приложении