Автодор подсчитывает прибыль
Россияне все чаще пользуются платными дорогами, даже несмотря на высокую стоимость проезда на некоторых их участках. Выходит, дело не в цене
Статистику подбивали еще в декабре прошлого – 2018 года – по итогам 11 месяцев. Но результаты все равно показательные. С января по ноябрь включительно подведомственными «Автодору» платными дорогами воспользовались порядка 103 млн раз. И это на 23% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Только за ноябрь 2018 года оплаченных проездов насчитали около 7,6 млн (+21%) – отчитывается пресс-служба госкомпании. И добавляет, что доля автомобилей с транспондерами составила уже 50%, что говорит о неуклонном росте постоянной аудитории тех, кто регулярно использует платные трассы. Не удивительно, что в 2017 году число пользователей транспондеров не превышало 36% – треть всего транспортного потока, а в 2016 году с помощью транспондеров оплачивалась и вовсе лишь пятая часть проездов.
Какая дорога стала бестселлером, «Автодор» пока не сообщает. Однако чемпионом по бесконтактному проезду – по использованию транспондеров – стала скоростная магистраль М-11 «Москва – Санкт-Петербург». В ноябре 2018 года 63% пользователей оплатили движение по трассе с помощью электронных устройств. Разумеется, наиболее активными пользователями бесконтактной системы стали владельцы грузовиков. В среде большегрузов проникновение цифровых технологий зафиксировано на уровне более 90%. Иными словами, сегодня лишь один грузовик из десяти, проезжающих по платнику М-11, платит наличными. Такому положению вещей, уверены в госкомпании, способствовало подписанное всеми операторами платных дорог соглашение в рамках единой системы взимания платы – так называемой интероперабельности. Это когда за проезд по любому «платнику» можно рассчитаться с помощью одного транспондера.
Впрочем, наибольший трафик по-прежнему приходится на платные участки трассы М-4 «Дон». По статистике, за 11 месяцев 2018 года по открытым участкам скоростной трассы М-11 проехало более 800 тыс. транспортных средств. Тогда как рекордный суточный (!) показатель трафика на М-4 был зафиксирован на отметке 110 354 проездов в сутки. Такие данные были получены в конце июля 2018 года на подходах к Аксаю в Ростовской области. Причем летом даже среднестатистические суточные показатели трафика по всей трассе иной раз приближались к отметке в 50 000 проездов и более.
Премия вышла
Ускорить темпы строительства и реконструкции крупных и особо важных инфраструктурных дорожных проектов смогут в некоторых регионах. «Росавтодор» пообещал 27 регионам дополнительное финансирование из федерального бюджета. На лот выставлено 12 млрд 73 млн рублей. Впрочем, кто сколько получит, уже известно.
«Оcкар» – наибольший трансферт в 1,3 млрд рублей – достается Камчатскому краю на реконструкцию участка дороги «Петропавловск-Камчатский – Мильково» со 171 по 181 км. Целый миллиард обещан Кемеровской области на строительство скоростной дороги «Кемерово – Ленинск-Кузнецкий». А 630 млн отправляются на продолжение строительства кольцевой дороги вокруг Екатеринбурга (ЕКАД). Которую, кстати, намерены целиком сдать уже в этом году, если, конечно, поступят обещанные ранее еще 8,5 млрд рублей на строительство II и III этапов. В Пермском крае с помощью 152 млн решено поддержать завершение строительства Обхода Чусового. Ну а 619 млн рублей поедут совсем далеко – их получит Ненецкий автономный округ на дорогу «Нарьян-Мар – Усинск». Кроме того, помимо прочих, деньги распределены для поддержки дорожных проектов в Тыву, Амурскую область, Адыгею, Чукотку и Самарскую область, где попытаются уже в нынешнем году закончить работу над Фрунзенским мостом.
Пошумим
В Россию возвращается шумовая разметка. Об этом заявили в «Росавтодоре». Разметку нанесут там, где нет возможности поставить барьерное или тросовое ограждение. Москвичи хорошо помнят эксперименты, которые проводились в столице уже много лет назад, когда на некоторых улицах выдающиеся над поверхностью дороги элементы вибрацией и шумом предупреждали о смене полосы движения. Те элементы, впрочем, быстро растоптали – затерли колесами. Да они, собственно, разметкой и не являлись. Скорее, это были пластиковые вкрапления. Так или иначе, но в 2019 году на федеральных трассах России кое-где появятся пилотные участки с шумовой разметкой на разделительных полосах. При наезде на «шумовку» автомобиль начинает вибрировать, что должно предостеречь водителя от выезда на встречную полосу». Первые подобные участки появятся в качестве пробных на трассах М-7 «Волга» в Татарстане, Р-22 «Каспий» из Москвы в Волгоград, М-5 на Урале, Р-258 «Байкал» и Р-254 «Иртыш».
Платные улицы?
Деньги – вещь интересная. В том смысле, что никто, распоряжаясь средствами, не любит с ними расставаться. Наш президент – не исключение. И как бы кто ни относился к Владимиру Владимировичу, спорить сложно, деньги он считать умеет. Быть может поэтому, сообразив, во что обойдутся стране все затеянные нацпроекты, и прикинув дебет с кредитом на ближайшие годы, гарант понял – бюджет не выдюжит. И поручил Указом правительству проработать вопрос привлечения в нацпроекты частных инвестиций. Механизм привлечения было поручено разработать до конца 2018 года. Согласно указу, доклад необходимо было представить до 31 декабря. А к первому февраля уже этого года должен быть определен порядок формирования портфеля проектов для привлечения инвесторов. А теперь прикинем, что к чему. Если в дорожной отрасли пока наблюдается лишь одна программа со статусом нацпроекта – «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), участниками которого станут все регионы за исключением Москвы и Санкт-Петербурга – то речь наверняка пойдет о привлечении частных инвестиций в ремонт и строительство региональных дорог. И коль скоро в стране пока есть лишь один подобный механизм – концессия – государственно-частное партнерство (ГЧП) – то и условия привлечения денег могут оказаться соответствующими. Частник получит право эксплуатировать региональные дороги на платной основе. А как иначе отбить деньги? Собрать с нас, горемычных! Вот мы и задумались, какую пользу, да и пользу ли, принесет, казалось бы, перспективный БКАД? Только платных улиц нам не хватало для полного счастья. В целях БКАД – к 2024 году довести долю дорог в нормативном состоянии в городских агломерациях до 85%. Однако если нам придется еще десятки лет платить инвесторам по счетам за проезд по собственной улице, это никуда не годится. Мы же платим налоги!
Все под землю
Ныне «опальный» Илон Маск, которого «сняли» с одной из руководящих должностей в собственной компании, открыл демонстрационный скоростной тоннель, доказывающий, что проект Loop (не путать с Hyperloop) – не пустые фантазии. Напомним, проект предполагает создание под крупными городами сети скоростных транспортных тоннелей, где со скоростью более 240 км/ч будут передвигаться электроприводные пассажирские капсулы и тележки для автомобилей.
Тоннель порядка мили длиной соорудили под взлетно-посадочной полосой аэропорта Хоторна в Лос-Анджелесе чисто в экспериментальных целях и с тем, чтобы доказать: технология работает. Много вопросов, помнится, вызывали станции выхода на поверхность. Но оказалось, что лифты для автомобилей вполне компактны. На презентации Маск пояснил, что для проезда по тоннелю машины оснастят выдвижными боковыми колесами. Подобным «гаджетом» он уже снабдил свою Tesla. В будущем, уверен миллиардер-романтик, такие колеса можно изготовить и для других марок. Словом, если вам любопытно, то добро пожаловать в Интернет. Там есть видео...
Фото: Администрация Губернатора Свердловской области; Глеб Щелкунов/Коммерсантъ/Fotodom.ru; ShutterStock/Fotodom.ru; sablinstanislav/Fotolia.com; The Boring Company
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl