Автоправо
Прятки с эвакуатором
Знание нюансов ПДД поможет избежать эвакуации автомобиля
Едва ли можно назвать приятными мгновения, когда, возвращаясь к машине, не обнаруживаешь ее на том месте, куда поставил. К счастью, в большинстве случаев потрясение владельцев быстро проходит после того, как выясняется, что автомобиль не угнали, а эвакуировали за нарушение правил парковки. Однако вызволение железного коня из парковочного плена – удовольствие тоже весьма сомнительное, да к тому же еще и затратное. Увы, но причину, как правило, надо искать в себе, а точнее, в незнании правил парковки.
В качестве шпаргалки логично использовать Правила дорожного движения, а именно их 12-й раздел, посвященный остановке и стоянке. Согласно пункту 12.1 машину необходимо ставить «на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края». Из этого следует, что «по умолчанию» парковаться надо всегда справа. А можно ли слева? Ответ читаем далее: «На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением». Это правило касается всех транспортных средств. Однако для больших грузовиков (с разрешенной максимальной массой более 3,5 т) имеется исключение: на левой стороне дорог с односторонним движением им разрешена лишь остановка для загрузки или разгрузки. К слову, если вы нарушите эти правила, эвакуация машине не грозит.
Однако случается, что остановившись на левой стороне в местах, где делать этого было нельзя (например, сплошная линия разметки запрещает выезд на встречную полосу), вы попадаете в зону запрещенной парковки, хотя об этом и не подозреваете. Дело в том, что запрещающий остановку дорожный знак установлен для водителей, которые едут во встречном направлении, то есть к вам он обращен «спиной». Тут уж не обессудьте: задержание и штраф будут вполне обоснованными.
Разметка предлагает встать «елочкой», но соответствующего знака нет? Осторожно, это ловушка!
Теперь о распространенной ошибке. Часто, видя парковочный карман, позволяющий встать «елочкой» или перпендикулярно краю дороги, либо широкий тротуар, многие водители занимают свободное место по своему усмотрению. Причем делают это нередко из самых лучших побуждений – сэкономить место для парковки для других либо не затруднять им движение по проезжей части. Вот тут-то и подстерегает опасность, поскольку опять же по общему правилу (пункт 12.2 ПДД) парковать автомобили необходимо строго параллельно краю проезжей части. Исключения бывают, но об этом дорожники должны сообщить отдельно: стоянка на тротуаре или под углом к краю проезжей части разрешена только в том случае, если на то есть специальное указание в виде дорожного знака 6.4 (буква «Р» в голубом квадрате) с одной из дополнительных табличек, показывающих способ парковки, а также разграфленные на асфальте парковочные места. Впрочем, разметки может и не быть – в этом случае руководствуемся только знаками.
Но случается и наоборот: знаков нет, а линии на асфальте услужливо предлагают остановиться под углом или на тротуаре. Это не что иное, как «подстава» от местных дорожников, которые, по всей видимости, демонтировали знаки, но удалить разметку забыли или поленились, надеясь, что через некоторое время она сотрется сама собой. В таких случаях во избежание эвакуации вспоминаем общее правило: если нет знаков, паркуемся на краю проезжей части (вне населенных пунктов – на обочине) вдоль дороги.
Еще водители часто попадаются на остановке там, где знаки ее вроде бы не запрещают, однако машину все равно эвакуируют. Тут надо напомнить перечень запретов, содержащихся в пункте 12.4 ПДД. Среди них парковка на остановках общественного транспорта и такси, а также в радиусе 15 метров от них, ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части и перед пешеходным переходом (сразу после «зебры» останавливаться не запрещено), не говоря уже про трамвайные пути, тоннели, мосты, железнодорожные переезды и прочие места, где могут быть созданы помехи другим участникам дорожного движения. Если же вследствие неисправности, ДТП или иного форс-мажора вы совершили вынужденную остановку в запрещенном месте, примите необходимые меры предосторожности, выставив красный светоотражающий треугольник и включив аварийную сигнализацию. А еще мы бы посоветовали в подобных случаях от машины далеко не уходить, так как эвакуаторщик может и не поверить в «легенду», если некому будет ее подтвердить.
Эвакуация по закону
Общие правила и условия задержания транспортных средств регламентируются статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из нее мы, в частности, узнаем, что эвакуировать автомобиль можно, если он припаркован в зоне действия запрещающего знака, под которым, однако, обязательно должна быть закреплена дополнительная табличка «Работает эвакуатор». Если таблички нет, то задержание незаконно. Но вот в других случаях, когда закон разрешает эвакуацию, табличка уже не нужна. Так, без всяких напоминаний на штрафстоянку увезут машину с места для инвалидов (если под ее стеклом нет соответствующего опознавательного знака), «зебры», остановки общественного транспорта, тротуара, трамвайных путей, из второго ряда, из тоннеля. Не придется рассчитывать на снисхождение и тем, чья машина создает препятствие для движения транспорта. Порядок задержания и стоимость услуг по перевозке и хранению автотранспорта определяют и закрепляют в законах органы государственной власти каждого субъекта РФ самостоятельно.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl