35000 км – полная дистанция автомарафона «Сокровенная Россия». А самый его впечатляющий, живописный и неизведанный участок – 3266 км по Саянам, за которые можно изучить все дороги, какие в принципе тут есть. Но далеко не все достопримечательности.

АвтоМирАвто

Путешествие

Тайны Саян

35000 км – полная дистанция автомарафона «Сокровенная Россия». А самый его впечатляющий, живописный и неизведанный участок – 3266 км по Саянам, за которые можно изучить все дороги, какие в принципе тут есть. Но далеко не все достопримечательности

 День для нас первый, он же 55-й для команды автопробега, начался раньше запланированного на час. Организаторы – компания Skoda, Русское географическое общество и LAV Production – тоже не ожидали такого сюрприза. Все дело было в автобусе с китайскими туристами, которые хотели осмотреть одну из немногих достопримечательностей Красноярска – пароход «Святитель Николай».

– Ну как же я вам одновременно с ними все покажу, – причитала экскурсовод Валентина Тимофеевна. – Давайте-ка до них!

«До них» успели. Подкатили к набережной на пяти вымытых и заправленных ночью Yeti, сфотографировали снаружи пароход, уже 29 лет как вытащенный на сушу возле музея имени Ленина.

Вот они – знаменитые сафроновские менгиры. У них есть не характерная для хакасских мегалитов особенность – на этих стелах руки древних художников выбивали рисунки и загадочные символы. Хочешь дотронуться до птички, которой 5000 лет – пожалуйста! Турист остается с менгирами один на один, никаких тебе тут экскурсий или заборов. Да и толп никаких, конечно, нет. Редко кто сюда добирается

– Вы уже люди взрослые, не будете спрашивать, почему тут ламинат, и было ли так с самого начала. Не было! – сразу начинает с главного Валентина Тимофеевна. – Мебель и предметы интерьера – из краеведческого музея. Отделка новая. Десять лет назад в Красноярске было наводнение, тут все затопило. Четыре года восстанавливали.

Всего же «Святителю Николаю» как раз недавно стукнуло 130 лет.

Николай Александрович, тогда еще наследник престола, провел на этом пароходе 2,5 часа в 1891 году – переправлялся через Енисей, возвращаясь из своей неудавшейся после покушения японского самурая кругосветки. Ильич провел на «Святителе Николае» куда больше времени – 6 дней его конвоировали на этом судне из Красноярска вниз до Минусинска, откуда затем отправили в Шушенское

– Тридцать лет он плавал как грузопассажирский, еще 20 – как грузовой, потом его на кладбище кораблей отправили, – рассказывает экскурсовод. – А к 100-летию со дня рождения Ленина достали, восстановили, музей сделали. Вот как интересно получается: Николай Второй на нем на 6 лет раньше Ленина плавал, а музеем судно стало только благодаря Ленину.

Рядом с пароходом «Святитель Николай» в Красноярске – памятник тому самому Николаю Резанову, который плавал с дипмиссией в Японию и провалил ее. Это тот самый, что поссорился вдрызг с капитаном своего же корабля – а это был Крузенштерн, – и тот самый, что в 1806 году, переплыв Тихий Океан, основал русское поселение под Сан-Франциско

Полный автобус китайцев, отправившихся на экскурсию в Красноярск, прибыл одновременно с представителями Русского географического общества. Они подъехали на «праворукой», но еще вполне свежей «Тойоте». Все серьезно: выставили у «Святителя Николая» знак «контроль времени», на капот водрузили полуметровые электронные часы. Эксперты сняли с двух зачетных машин данные одометров и логи gps-трекеров – все это нужно для рекорда, который в «Шкоде» надеются установить. Достижение, если с ним повезет, будет называться «самый длинный незакольцованный маршрут внутри одной страны».

Стоит выехать из Красноярска и преодолеть гористую местность с почти альпийскими серпантинчиками, миновать указатель на доммузей Виктора Астафьева, про который напоминают рекламные щиты, отвернуть от Енисея – и начнутся равнинные пастбища. Коровы не стесняются выходить на трассу «Байкал» и сгонять мух с боков, млея под припекающим полуденным солнцем прямо на ровном асфальте. Дорога правда хороша – значение у нее региональное, но качество вполне федеральное. Разве что есть два отрезка по паре километров вообще без асфальта – неприятная гравийка, пыльная, тряская и мрачная. Впрочем, на этих участках ремонт идет вовсю, так что наверняка скоро доделают и их.

На отметке 2214 м – граница Хакасии и Тувы. Перевал со смотровой площадкой увенчан двумя стелами. Хакасская – новая и чистая, тувинская – видала много зим. За ней – грунтовый спуск. Мокро, скользко и промозгло: +7 даже в августе!

Пейзажи становятся однообразными – предгорья Саян синеют вдали, низкие облачка пушатся близко-близко к земле, скошенные поля усеяны копнами сена. А посреди этого – «Оазис». Парные, как ялтинские львы, помойки у входа в это популярнейшее придорожное кафе окружены роем мух. Внутри насекомые корчатся на свисающих с потолка коричневых липучках. Главное, на столы не падают, а то неминуемо бы в тарелках оказались – кафе битком.

На спуске, уже в Туве, начинают попадаться юрты – в низинах, на берегах рек. Пасутся коровы, овцы. Со скал за проезжающими наблюдает ватага ребятишек

На парковке у машин с хэштегами #skoda35000km собираются зеваки – всем хочется знать, что за движуха:

– И что, прямо 35000 км поедут? А потом под списание?

– Поедут, конечно. Какое списание, разве это пробег? ТО сделали, нормально все.

– А куда? Продавать? Они ж убитые!

– Да не убитые они, что с ними будет-то?! Нормально едут, нет проблем!

Не верит мужчина. Уходит, оборачиваясь и что-то тихо бормоча про полный привод. А Yeti едут дальше.

То степь, то тайга

Вдоль дорог Хакасии то тут, то там можно увидеть камни разных размеров, поставленные «на попа» и сгруппированные в круги. Это менгиры, древние мегалиты, в каком-то смысле родственники Стоунхэнджа или дольменов Краснодарского края. Кто и зачем ставил менгиры в этих степях – неизвестно. Есть куча теорий, основная гласит, что камни – это надгробия. Но ни одна из версий не подтверждена.

Этот МАЗ-525, говорят, последний в стране экземпляр послевоенного карьерного самосвала, водружен на постамент неподалеку от Красноярской ГЭС. С постамента отваливаются буквы и смысл надписи на правом его боку уже не узнать, зато заросшая кустарником плита рядом с МАЗом хранит имена всех водителей-ударников, возводивших эту ГЭС с 1956 по 1972 год

Спешащий путешественник может довольствоваться менгирами, видными вдоль трассы. Но стоит найти пару часов и свернуть с А-161 в деревню Сафронов, за которой уже не по равнинам, а по предгорью разбросаны по-настоящему огромные стелы – тут есть мегалиты и до 6 метров высотой. При очень большом желании можно подъехать прямо к ним – что по колее, проложенной местными, что просто по траве. Против никто не будет.

В этих краях даже захочешь найти людей – не сможешь. Если двинуться из Хакасии в Туву по А-161, то по пути будут встречаться лишь изредка охотники да рыбаки. Ну и водители грузовиков, обслуживающих незаметные для проезжающих по трассе предприятия Абазы – города, открывающего алфавитный список населенных пунктов России.

Как по хакасской степи разбросаны камни-менгиры, так по тувинской – места поклонения богам. Попадаются самые разные – от «вылизанных» туристических точек, в которых чистенькие идолы спрятаны под стекло, а рядом организована парковка, до совсем диких и недоступных

Ради Абазы, ради доставки сланцев и асбеста грузовиками и была построена эта дорога в 1971 году. Пейзажи здесь открываются роскошные: покрытые густыми, живыми лесами из пихт, кедров и лиственниц горы, долины, низкие облака, злые, быстрые реки. Асфальт, правда, с неровностями, хотя в целом неплохой: едешь себе и едешь через перевалы, которые в Саянах все выше и выше: 1006 м, 1037 м, 2214 м...

На вершине горы Уттуг-Хая есть сквозная пещера, через которую прямо с проходящей рядом трассы, ведущей из Ак-Довурака в Кызыл-Мажалык, можно увидеть небо, если встать у столбика, отмечающего 273-й км. К пещере стоит и подняться. Это непросто, но в сухую погоду реально и даже вполне безопасно. Полчаса карабканья по камням наверх – и вы увидите, что тувинцы приносят своим богам, а заодно насладитесь видом на долину

Таежный пейзаж закончился вскоре после перевала. Дорога спускается в самую настоящую тувинскую степь и становится совершенно прямой на 20 км – до городка Ак-Довурак, где встречаются первые на всем пути заправки. Поклонники книг и сериала «Игра престолов» наверняка разглядят в Ак-Довураке Вейс Дотрак нашей реальности – те же степи, те же горы на горизонте, стада лошадей – ухоженных, сытых, лоснящихся, и та же недружелюбность. Здесь не стоит ночевать, если вы едете мимо. Даже местный полицейский сказал:

– Машину парковать небезопасно.

Свои понятия о прекрасном и в кафе с очередным типичным названием «Мираж». Например, спросите, какое мясо вам предлагают, а в ответ услышите:

– Обычное!

Впрочем, не исключено, что все дело просто в незнании языков. Представитель Тувинского республиканского отделения Русского географического общества Омак Ондар объясняет:

– Для всех тувинцев родной именно тувинский, а русский свободный далеко не у всех.

Специалисты утверждают, что на самом деле географический центр Азии вовсе не там, где стела: кто-то говорит, что в 300 метрах, прямо в Енисее, кто-то – что он вообще в 25 километрах.

Причем это касается не только простых людей, живущих в поселках, но даже и, например, заслуженных артистов. В знаменитом коллективе «Чиргилчин» по-русски идеально говорит солистка Айдысмаа Кошкендей, а вот ее супруг, демонстрирующий горловое пение высокого стиля, объясняет нам содержание народных песен не без труда.

Проникнуться тувинской атмосферой можно и в комплексе Алдын-Булак, что на берегу Енисея. Заявлен он как священное место, но это совершенно не мешает принимать туристов в юртах. Юрты, конечно, благоустроенные, но экзотика чувствуется. Особенно когда персонал по десять раз предупредит:

– Вот та гора священная, туда женщинам нельзя, это такая мужская вера!

В Саянах по-настоящему понимаешь крылатые фразы из песен. «Зеленое море тайги» и «Саяны лечат раны» – это и правда именно так

Каждую секунду только по одному водоводу Саяно-Шушенской ГЭС пролетает примерно шесть железнодорожных цистерн воды. Самая большая в России гидроэлектростанция выдает по 4000 мегаватт энергии круглые сутки. Здесь установлено 10 турбин, а каждый из их роторов весит 900 тонн

Центр Азии – в России

В столице Тувы, Кызыле, находится мемориал под названием «Центр Азии». Выглядит новодел неплохо и привлекает сюда множество любопытных. При этом история умалчивает, насколько в принципе корректны расчеты географического центра.

Зато точно можно определить, где самая большая гидроэлектростанция. В России это Саяно-Шушенская ГЭС, которая находится все на том же Енисее – вернее, перекрывает его. От Тувы до Саяно-Шушенской ГЭС около 400 км, живописная дорога опять лежит через горы. Тут нет заправок и, если водитель понадеялся на авось, не залил полный бак и запасную канистру на АЗС в Туране – пиши пропало. Мобильной связи вдоль этой горной дороги нет. Хорошо, если получится спуститься на «нейтралке». А если топливо кончится до 1500-метрового перевала?

Музей-заповедник Шушенское теперь посвящен не только Ленину, отбывавшему здесь ссылку, – его превратили в центр русского крестьянского быта XIX века. Перенесли сюда избы, сохранившиеся в соседних селах, собрали экспонаты... Хотя и на дом, где жил Ленин, по-прежнему можно посмотреть

Именно на этом перевале погиб в 2002 году губернатор Красноярского края Александр Лебедь – пилот вертолета из-за тумана не увидел вершину горы. На месте падения вертолета стоит часовня и памятная стела.

Мемориалов вообще в Саянах немало. Та же Саяно-Шушенская ГЭС встречает посетителей часовней – она поставлена в память о погибших здесь 7 лет назад 75 сотрудниках станции во время страшной катастрофы. Сейчас все на станции восстановлено, все ее 10 турбин работают и ГЭС выдает во время пиковой нагрузки 4000 мегаватт, обеспечивая промышленные предприятия Новокузнецка и даже отправляя значительные излишки энергии в европейскую часть России.

Вдоль железной дороги, названной «Трассой мужества», тянется 150-километровый грунтовый серпантин. Тут почти никто не ездит – и это понятно. Даже летом тут сыро, мрачно, глухо и, честно говоря, страшно. Почти невозможно представить, как эти же 150 км во времена, когда никаких дорог и поселений вообще здесь не было, трое героических изыскателей – Кошурников, Стофато и Журавлев – преодолевали поздней осенью, пешком по уже заснеженной тайге и на плоту по горным рекам, начинающим замерзать

Русский дух всему вопреки

По сравнению с гигантской ГЭС, все остальное в округе небольшое. Например, Шушенское, прекрасно знакомое всем, ходившим в советскую школу или детский сад. Музей-заповедник, правда, теперь посвящен не одному только Ленину, отбывавшему здесь ссылку. В 1993 году руководство музея Ильича постаралось перепрофилировать его в музей русского крестьянского быта XIX века, сохранив, конечно, и ленинскую тему, но сместив акцент. Несколько изб тут оставалось, еще несколько перенесли из соседних поселков, собрали вилы, косы, бороны, прялки и многое другое, причем в огромном количестве – 100 000 экспонатов! Сделали торговые лавки и восстановили обстановку кабака, организовали гончарную мастерскую, пошили гидам народные костюмы – и нет отбоя от туристов. Экскурсия идет за экскурсией. Тут можно и пожить в специально для этого построенных избушках – проникнуться русским духом.

Русского духа в этой части Сибири вообще предостаточно. Правда, сохранен он зачастую не «благодаря», а «вопреки». Вот, например, Минусинск – всего 50 км от Шушенского. В городе сохранился уникальный дом, где жил в ссылке декабрист Николай Осипович Мозгалевский с семьей. Дом 1820-х годов, ему два века и в нем и сейчас живут люди!

А еще, оказавшись в Минусинске на машине, не поленитесь проехать рядом с «Трассой мужества» – железной дорогой Абакан-Тайшет. Широкая грунтовка-серпантин тянется вдоль рельсов по непролазной тайге. Изыскатели этой крайне важной для всей страны железной дороги Александр Кошурников, Константин Стофато и Алексей Журавлев героически погибли, прокладывая ее маршрут в 1942 году. В их честь названы станции железной дороги, построенной благодаря их изысканиям, и поселки, возникшие у станций. В поселке Кошурниково есть музей и памятник «Серебряные рельсы», названный по повести Владимира Чивилихина.

А проехав 150 км вдоль «трассы мужества», можно заглянуть в деревню Выезжий Лог, знаменитую тем, что здесь снимался фильм «Хозяин тайги» с Владимиром Высоцким в одной из ролей. Местные жители с удовольствием покажут дом, где жил актер и певец. А на окраине деревни от лодочной пристани открывается впечатляющий вид на коварную, как и все здесь, реку Мана.

Текст: Екатерина Квашенкина
Фото: Екатерина Квашенкина, Skoda

Блокнот

Skoda Yeti, на котором наш экипаж проехал 3266 км, держался молодцом. Расход топлива – на уровне 10 л на 100 км. Поломок – никаких. В Иркутске этот автомобиль отправился на ТО к официальному дилеру, который засвидетельствовал – от российских дорог с Yeti ничего не случилось.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Женское дело Женское дело

Проблема любого женского бизнес-рейтинга, своего рода «первородный грех», — в самом факте гендерного деления участников коммерческой деятельности. Но доля топ-менеджеров или предпринимателей мужчин в подобных списках так велика, что женщин часто просто не видно, будто их нет совсем. В рейтинге крупнейших компаний России РБК 500 доля женщин-CEO — чуть больше 5%, и по мировым меркам это еще очень неплохой результат и вполне заслуженный повод показать их отдельно.

РБК
Tesla Model S Tesla Model S

Самый эксклюзивный из электрокаров обновился: второй мотор подарил ему полный привод, увеличилась емкость аккумуляторов, разгоняется автомобиль еще быстрее.

Quattroruote
3D-обман в благородных целях 3D-обман в благородных целях

Объем нелегальной торговли органами диких животных, по данным организации United for Wildlife, в 2014 году достиг $20 млрд. Это четвертый по величине черный рынок после наркотиков, оружия и работорговли. Для борьбы с браконьерами американская Pembient решила наводнить рынок искусственными рогами носорогов, напечатанными на 3D-принтере.

РБК
Правила бенедиктинцев Правила бенедиктинцев

Накануне выхода в прокат нового блокбастера Marvel «Доктор Стрэндж» (в кино с 28 октября) GQ вспомнил 15 фактов о Бенедикте Камбербэтче, которых вы еще не знаете и даже не догадываетесь о них спросить.

GQ
Бизнес в груди Бизнес в груди

Для чего Наталья Мантурова реформирует российскую пластическую хирургию?

РБК
Кардиналы и прошутто Кардиналы и прошутто

Могущественные кланы, которые мы представляем себе по «Ромео и Джульетте», строили себе здесь, в Северной Италии, фамильные дворцы с единорогами. Голливудские режиссеры снимали самые лиричные сцены «Звездных войн» и эпопеи про Джеймса Бонда. А на местных фабриках делали — и продолжают делать — безупречную пармскую ветчину

GEO
Имя — Тино Сегал Имя — Тино Сегал

Загадочный художник Тино Сегал создает многочасовые перформансы, от которых не остается следов и документов; главное, что они дают, — впечатления и чувство сопричастности.

Numéro
Взрослый разговор Взрослый разговор

Несмотря на нежное имя, Нюша – серьезная девушка

Cosmopolitan
Магия Колина Магия Колина

Колин Фаррелл разбил много сердец

Cosmopolitan
Пол будущего малыша: все во власти природы? Пол будущего малыша: все во власти природы?

Можно ли спланировать пол будущего ребенка?

9 месяцев
Не сахар Не сахар

Диабет всегда начинается незаметно. А первые симптомы нередко списывают на усталость или плохое настроение. Как же распознать это трудное заболевание вовремя?

Добрые советы
Остров Александрова Остров Александрова

Бизнесмен, зарабатывающий миллиарды на десертах, строит новый бизнес на похудении.

РБК
Дорогие наши Дорогие наши

Эмигрант, рок-музыкант, литератор — кто из российских художников пользуется наибольшим спросом.

Forbes
Скорость их уже не отпустит Скорость их уже не отпустит

На автодроме «Крепость Грозная» состоялся четвертый этап чемпионата России по дрэг-рейсингу. Результаты финальных заездов вновь показали, что мощный автомобиль – это лишь часть успеха

АвтоМир
Веселье, музыка и тьма. Дарк-кабаре Веселье, музыка и тьма. Дарк-кабаре

Дарк-кабаре — не то чтобы распространённый жанр. Его часто путают со стимпанком, готикой, музыкальным стендапом или театром. Его отрицают, пытаясь подогнать под привычные определения «фолк», «неоклассика», «панк» или «дарквейв». Дарк-кабаре — это действительно нетипичный жанр, соединивший в себе театрализованные представления в духе водевиля, яркие образы бурлеска, энергетику панк-рока и тёмную сторону музыки. А ещё в нём очень много фантастики.

Мир Фантастики
Mercedes A-Class Mercedes A-Class

Ожидаемое в 2018 году четвертое поколение A-класса продолжит идти путем нынешней серии. Однако подтянутая и спортивная модель появится в большем количестве вариаций.

Quattroruote
7 ошибок худеющих 7 ошибок худеющих

Ты сидишь на диете, стараешься во всем себя ограничивать, а результата нет. Почему лишний вес не торопится уходить?

Лиза
Audi Q2 Audi Q2

Нам выпала возможность протестировать кроссовер в версии 2.0 TDI. Его сильные стороны – комфорт и маневренность. И низкий расход даже с полным приводом.

Quattroruote
Принцессы среди драконов Принцессы среди драконов

Название «стрекозы» объединяет существ, похожих друг на друга меньше, чем геккон на крокодила: на одном полюсе — огромные мощные бронзовокрылые стрекозы-коромысла, на другом — тончайшие нежные черно-синие стрекозы-стрелки. Биологи делят этих насекомых на два подотряда. На фоне брутальных разнокрылых стрекоз равнокрылые выделяются хрупкостью и плавными движениями и во многом напоминают бабочек

GEO
Mazda MX5 Mazda MX5

Скажем сразу: в таком виде японский родстер до российского рынка точно не доберется – с мягким верхом и... левым рулем. Но от приглашения еще раз встретиться с ним отказаться просто невозможно.

Quattroruote
Land Rover Discovery Land Rover Discovery

Land Rover Discovery «За эволюцией кроется революция» – с таким слоганом британцы показали миру Discovery второго поколения. Пришло время пятого поколения, и революция выступает уже открыто!

АвтоМир
Переходим на газомотор Переходим на газомотор

Завод Урал активно работает над созданием автомобилей с двигателями на газомоторном топливе. Опытный образец «метанового» грузовика Ural Next CNG уже можно встретить на дорогах

АвтоМир
Цена вкуса Цена вкуса

Самые дорогие картины в коллекциях десяти российских бизнесменов.

Forbes
Искренне, Даша Искренне, Даша

Даша Жукова со­вер­ши­ла круп­ную сдел­ку, от­празд­но­ва­ла го­дов­щи­ну «Гаража» и от­кры­ла «Новую Голландию» в Петербур­ге. Ксения Соловьё­ва пы­та­ет­ся по­нять, что у это­го про­из­ве­де­ния ис­кус­ства на уме.

Tatler
Deus Ex: Бионический человек Deus Ex: Бионический человек

Deus Ex: Mankind Divided уже на прилавках, до 2029 года рукой подать, а YouTube переполнен роликами о бионических чудесах. Не пора ли отрезать себе руку в ожидании протеза со встроенным клинком или лучше подождать еще пару лет?

Игромания
Бюрократический вопрос Бюрократический вопрос

Какие документы всегда должны быть с собой у водителя и как накажут за их отсутствие?

АвтоМир
Бизнес-квартет Бизнес-квартет

Новый седан Alfa Romeo бросил перчатку холодным, надменным, но почти безукоризненным «тевтонцам». Что из этого получится? Выясняем на полигоне Quattroruote.

Quattroruote
За что мы любим Call of Duty За что мы любим Call of Duty

За десять с лишним лет своего существования серия Call of Duty стала одной из самых популярных и продаваемых в игровой индустрии. О ней слышали даже те, кто далек от электронных развлечений, а ее название стало почти нарицательным.

Игромания
Составлям резюме правильно Составлям резюме правильно

Кажется, что сделать это просто – указать место и годы учебы, описать профессиональный опыт, добавить пару строк о своих положительных качествах и – готово! Ты рассылаешь резюме на десяток адресов. Почему же тебе не отвечают?

Лиза
Почтовое превращение «Почта России» становится технологичной компанией Почтовое превращение «Почта России» становится технологичной компанией

«Почта России» за последние три года отказалась от госдотаций, стала прибыльной компанией, создала собственный банк и минимум вдвое сократила срок доставки посылок. Цена трансформации госкомпании вписана в ее обновленную в 2013 году стратегию развития — 131 млрд руб. до 2018 года. Руководители «Почты России» мечтают сделать ее похожей на «Яндекс» и Mail.Ru Group. Удастся ли это?

РБК
Открыть в приложении