35000 км – полная дистанция автомарафона «Сокровенная Россия». А самый его впечатляющий, живописный и неизведанный участок – 3266 км по Саянам, за которые можно изучить все дороги, какие в принципе тут есть. Но далеко не все достопримечательности.

АвтоМирАвто

Путешествие

Тайны Саян

35000 км – полная дистанция автомарафона «Сокровенная Россия». А самый его впечатляющий, живописный и неизведанный участок – 3266 км по Саянам, за которые можно изучить все дороги, какие в принципе тут есть. Но далеко не все достопримечательности

 День для нас первый, он же 55-й для команды автопробега, начался раньше запланированного на час. Организаторы – компания Skoda, Русское географическое общество и LAV Production – тоже не ожидали такого сюрприза. Все дело было в автобусе с китайскими туристами, которые хотели осмотреть одну из немногих достопримечательностей Красноярска – пароход «Святитель Николай».

– Ну как же я вам одновременно с ними все покажу, – причитала экскурсовод Валентина Тимофеевна. – Давайте-ка до них!

«До них» успели. Подкатили к набережной на пяти вымытых и заправленных ночью Yeti, сфотографировали снаружи пароход, уже 29 лет как вытащенный на сушу возле музея имени Ленина.

Вот они – знаменитые сафроновские менгиры. У них есть не характерная для хакасских мегалитов особенность – на этих стелах руки древних художников выбивали рисунки и загадочные символы. Хочешь дотронуться до птички, которой 5000 лет – пожалуйста! Турист остается с менгирами один на один, никаких тебе тут экскурсий или заборов. Да и толп никаких, конечно, нет. Редко кто сюда добирается

– Вы уже люди взрослые, не будете спрашивать, почему тут ламинат, и было ли так с самого начала. Не было! – сразу начинает с главного Валентина Тимофеевна. – Мебель и предметы интерьера – из краеведческого музея. Отделка новая. Десять лет назад в Красноярске было наводнение, тут все затопило. Четыре года восстанавливали.

Всего же «Святителю Николаю» как раз недавно стукнуло 130 лет.

Николай Александрович, тогда еще наследник престола, провел на этом пароходе 2,5 часа в 1891 году – переправлялся через Енисей, возвращаясь из своей неудавшейся после покушения японского самурая кругосветки. Ильич провел на «Святителе Николае» куда больше времени – 6 дней его конвоировали на этом судне из Красноярска вниз до Минусинска, откуда затем отправили в Шушенское

– Тридцать лет он плавал как грузопассажирский, еще 20 – как грузовой, потом его на кладбище кораблей отправили, – рассказывает экскурсовод. – А к 100-летию со дня рождения Ленина достали, восстановили, музей сделали. Вот как интересно получается: Николай Второй на нем на 6 лет раньше Ленина плавал, а музеем судно стало только благодаря Ленину.

Рядом с пароходом «Святитель Николай» в Красноярске – памятник тому самому Николаю Резанову, который плавал с дипмиссией в Японию и провалил ее. Это тот самый, что поссорился вдрызг с капитаном своего же корабля – а это был Крузенштерн, – и тот самый, что в 1806 году, переплыв Тихий Океан, основал русское поселение под Сан-Франциско

Полный автобус китайцев, отправившихся на экскурсию в Красноярск, прибыл одновременно с представителями Русского географического общества. Они подъехали на «праворукой», но еще вполне свежей «Тойоте». Все серьезно: выставили у «Святителя Николая» знак «контроль времени», на капот водрузили полуметровые электронные часы. Эксперты сняли с двух зачетных машин данные одометров и логи gps-трекеров – все это нужно для рекорда, который в «Шкоде» надеются установить. Достижение, если с ним повезет, будет называться «самый длинный незакольцованный маршрут внутри одной страны».

Стоит выехать из Красноярска и преодолеть гористую местность с почти альпийскими серпантинчиками, миновать указатель на доммузей Виктора Астафьева, про который напоминают рекламные щиты, отвернуть от Енисея – и начнутся равнинные пастбища. Коровы не стесняются выходить на трассу «Байкал» и сгонять мух с боков, млея под припекающим полуденным солнцем прямо на ровном асфальте. Дорога правда хороша – значение у нее региональное, но качество вполне федеральное. Разве что есть два отрезка по паре километров вообще без асфальта – неприятная гравийка, пыльная, тряская и мрачная. Впрочем, на этих участках ремонт идет вовсю, так что наверняка скоро доделают и их.

На отметке 2214 м – граница Хакасии и Тувы. Перевал со смотровой площадкой увенчан двумя стелами. Хакасская – новая и чистая, тувинская – видала много зим. За ней – грунтовый спуск. Мокро, скользко и промозгло: +7 даже в августе!

Пейзажи становятся однообразными – предгорья Саян синеют вдали, низкие облачка пушатся близко-близко к земле, скошенные поля усеяны копнами сена. А посреди этого – «Оазис». Парные, как ялтинские львы, помойки у входа в это популярнейшее придорожное кафе окружены роем мух. Внутри насекомые корчатся на свисающих с потолка коричневых липучках. Главное, на столы не падают, а то неминуемо бы в тарелках оказались – кафе битком.

На спуске, уже в Туве, начинают попадаться юрты – в низинах, на берегах рек. Пасутся коровы, овцы. Со скал за проезжающими наблюдает ватага ребятишек

На парковке у машин с хэштегами #skoda35000km собираются зеваки – всем хочется знать, что за движуха:

– И что, прямо 35000 км поедут? А потом под списание?

– Поедут, конечно. Какое списание, разве это пробег? ТО сделали, нормально все.

– А куда? Продавать? Они ж убитые!

– Да не убитые они, что с ними будет-то?! Нормально едут, нет проблем!

Не верит мужчина. Уходит, оборачиваясь и что-то тихо бормоча про полный привод. А Yeti едут дальше.

То степь, то тайга

Вдоль дорог Хакасии то тут, то там можно увидеть камни разных размеров, поставленные «на попа» и сгруппированные в круги. Это менгиры, древние мегалиты, в каком-то смысле родственники Стоунхэнджа или дольменов Краснодарского края. Кто и зачем ставил менгиры в этих степях – неизвестно. Есть куча теорий, основная гласит, что камни – это надгробия. Но ни одна из версий не подтверждена.

Этот МАЗ-525, говорят, последний в стране экземпляр послевоенного карьерного самосвала, водружен на постамент неподалеку от Красноярской ГЭС. С постамента отваливаются буквы и смысл надписи на правом его боку уже не узнать, зато заросшая кустарником плита рядом с МАЗом хранит имена всех водителей-ударников, возводивших эту ГЭС с 1956 по 1972 год

Спешащий путешественник может довольствоваться менгирами, видными вдоль трассы. Но стоит найти пару часов и свернуть с А-161 в деревню Сафронов, за которой уже не по равнинам, а по предгорью разбросаны по-настоящему огромные стелы – тут есть мегалиты и до 6 метров высотой. При очень большом желании можно подъехать прямо к ним – что по колее, проложенной местными, что просто по траве. Против никто не будет.

В этих краях даже захочешь найти людей – не сможешь. Если двинуться из Хакасии в Туву по А-161, то по пути будут встречаться лишь изредка охотники да рыбаки. Ну и водители грузовиков, обслуживающих незаметные для проезжающих по трассе предприятия Абазы – города, открывающего алфавитный список населенных пунктов России.

Как по хакасской степи разбросаны камни-менгиры, так по тувинской – места поклонения богам. Попадаются самые разные – от «вылизанных» туристических точек, в которых чистенькие идолы спрятаны под стекло, а рядом организована парковка, до совсем диких и недоступных

Ради Абазы, ради доставки сланцев и асбеста грузовиками и была построена эта дорога в 1971 году. Пейзажи здесь открываются роскошные: покрытые густыми, живыми лесами из пихт, кедров и лиственниц горы, долины, низкие облака, злые, быстрые реки. Асфальт, правда, с неровностями, хотя в целом неплохой: едешь себе и едешь через перевалы, которые в Саянах все выше и выше: 1006 м, 1037 м, 2214 м...

На вершине горы Уттуг-Хая есть сквозная пещера, через которую прямо с проходящей рядом трассы, ведущей из Ак-Довурака в Кызыл-Мажалык, можно увидеть небо, если встать у столбика, отмечающего 273-й км. К пещере стоит и подняться. Это непросто, но в сухую погоду реально и даже вполне безопасно. Полчаса карабканья по камням наверх – и вы увидите, что тувинцы приносят своим богам, а заодно насладитесь видом на долину

Таежный пейзаж закончился вскоре после перевала. Дорога спускается в самую настоящую тувинскую степь и становится совершенно прямой на 20 км – до городка Ак-Довурак, где встречаются первые на всем пути заправки. Поклонники книг и сериала «Игра престолов» наверняка разглядят в Ак-Довураке Вейс Дотрак нашей реальности – те же степи, те же горы на горизонте, стада лошадей – ухоженных, сытых, лоснящихся, и та же недружелюбность. Здесь не стоит ночевать, если вы едете мимо. Даже местный полицейский сказал:

– Машину парковать небезопасно.

Свои понятия о прекрасном и в кафе с очередным типичным названием «Мираж». Например, спросите, какое мясо вам предлагают, а в ответ услышите:

– Обычное!

Впрочем, не исключено, что все дело просто в незнании языков. Представитель Тувинского республиканского отделения Русского географического общества Омак Ондар объясняет:

– Для всех тувинцев родной именно тувинский, а русский свободный далеко не у всех.

Специалисты утверждают, что на самом деле географический центр Азии вовсе не там, где стела: кто-то говорит, что в 300 метрах, прямо в Енисее, кто-то – что он вообще в 25 километрах.

Причем это касается не только простых людей, живущих в поселках, но даже и, например, заслуженных артистов. В знаменитом коллективе «Чиргилчин» по-русски идеально говорит солистка Айдысмаа Кошкендей, а вот ее супруг, демонстрирующий горловое пение высокого стиля, объясняет нам содержание народных песен не без труда.

Проникнуться тувинской атмосферой можно и в комплексе Алдын-Булак, что на берегу Енисея. Заявлен он как священное место, но это совершенно не мешает принимать туристов в юртах. Юрты, конечно, благоустроенные, но экзотика чувствуется. Особенно когда персонал по десять раз предупредит:

– Вот та гора священная, туда женщинам нельзя, это такая мужская вера!

В Саянах по-настоящему понимаешь крылатые фразы из песен. «Зеленое море тайги» и «Саяны лечат раны» – это и правда именно так

Каждую секунду только по одному водоводу Саяно-Шушенской ГЭС пролетает примерно шесть железнодорожных цистерн воды. Самая большая в России гидроэлектростанция выдает по 4000 мегаватт энергии круглые сутки. Здесь установлено 10 турбин, а каждый из их роторов весит 900 тонн

Центр Азии – в России

В столице Тувы, Кызыле, находится мемориал под названием «Центр Азии». Выглядит новодел неплохо и привлекает сюда множество любопытных. При этом история умалчивает, насколько в принципе корректны расчеты географического центра.

Зато точно можно определить, где самая большая гидроэлектростанция. В России это Саяно-Шушенская ГЭС, которая находится все на том же Енисее – вернее, перекрывает его. От Тувы до Саяно-Шушенской ГЭС около 400 км, живописная дорога опять лежит через горы. Тут нет заправок и, если водитель понадеялся на авось, не залил полный бак и запасную канистру на АЗС в Туране – пиши пропало. Мобильной связи вдоль этой горной дороги нет. Хорошо, если получится спуститься на «нейтралке». А если топливо кончится до 1500-метрового перевала?

Музей-заповедник Шушенское теперь посвящен не только Ленину, отбывавшему здесь ссылку, – его превратили в центр русского крестьянского быта XIX века. Перенесли сюда избы, сохранившиеся в соседних селах, собрали экспонаты... Хотя и на дом, где жил Ленин, по-прежнему можно посмотреть

Именно на этом перевале погиб в 2002 году губернатор Красноярского края Александр Лебедь – пилот вертолета из-за тумана не увидел вершину горы. На месте падения вертолета стоит часовня и памятная стела.

Мемориалов вообще в Саянах немало. Та же Саяно-Шушенская ГЭС встречает посетителей часовней – она поставлена в память о погибших здесь 7 лет назад 75 сотрудниках станции во время страшной катастрофы. Сейчас все на станции восстановлено, все ее 10 турбин работают и ГЭС выдает во время пиковой нагрузки 4000 мегаватт, обеспечивая промышленные предприятия Новокузнецка и даже отправляя значительные излишки энергии в европейскую часть России.

Вдоль железной дороги, названной «Трассой мужества», тянется 150-километровый грунтовый серпантин. Тут почти никто не ездит – и это понятно. Даже летом тут сыро, мрачно, глухо и, честно говоря, страшно. Почти невозможно представить, как эти же 150 км во времена, когда никаких дорог и поселений вообще здесь не было, трое героических изыскателей – Кошурников, Стофато и Журавлев – преодолевали поздней осенью, пешком по уже заснеженной тайге и на плоту по горным рекам, начинающим замерзать

Русский дух всему вопреки

По сравнению с гигантской ГЭС, все остальное в округе небольшое. Например, Шушенское, прекрасно знакомое всем, ходившим в советскую школу или детский сад. Музей-заповедник, правда, теперь посвящен не одному только Ленину, отбывавшему здесь ссылку. В 1993 году руководство музея Ильича постаралось перепрофилировать его в музей русского крестьянского быта XIX века, сохранив, конечно, и ленинскую тему, но сместив акцент. Несколько изб тут оставалось, еще несколько перенесли из соседних поселков, собрали вилы, косы, бороны, прялки и многое другое, причем в огромном количестве – 100 000 экспонатов! Сделали торговые лавки и восстановили обстановку кабака, организовали гончарную мастерскую, пошили гидам народные костюмы – и нет отбоя от туристов. Экскурсия идет за экскурсией. Тут можно и пожить в специально для этого построенных избушках – проникнуться русским духом.

Русского духа в этой части Сибири вообще предостаточно. Правда, сохранен он зачастую не «благодаря», а «вопреки». Вот, например, Минусинск – всего 50 км от Шушенского. В городе сохранился уникальный дом, где жил в ссылке декабрист Николай Осипович Мозгалевский с семьей. Дом 1820-х годов, ему два века и в нем и сейчас живут люди!

А еще, оказавшись в Минусинске на машине, не поленитесь проехать рядом с «Трассой мужества» – железной дорогой Абакан-Тайшет. Широкая грунтовка-серпантин тянется вдоль рельсов по непролазной тайге. Изыскатели этой крайне важной для всей страны железной дороги Александр Кошурников, Константин Стофато и Алексей Журавлев героически погибли, прокладывая ее маршрут в 1942 году. В их честь названы станции железной дороги, построенной благодаря их изысканиям, и поселки, возникшие у станций. В поселке Кошурниково есть музей и памятник «Серебряные рельсы», названный по повести Владимира Чивилихина.

А проехав 150 км вдоль «трассы мужества», можно заглянуть в деревню Выезжий Лог, знаменитую тем, что здесь снимался фильм «Хозяин тайги» с Владимиром Высоцким в одной из ролей. Местные жители с удовольствием покажут дом, где жил актер и певец. А на окраине деревни от лодочной пристани открывается впечатляющий вид на коварную, как и все здесь, реку Мана.

Текст: Екатерина Квашенкина
Фото: Екатерина Квашенкина, Skoda

Блокнот

Skoda Yeti, на котором наш экипаж проехал 3266 км, держался молодцом. Расход топлива – на уровне 10 л на 100 км. Поломок – никаких. В Иркутске этот автомобиль отправился на ТО к официальному дилеру, который засвидетельствовал – от российских дорог с Yeti ничего не случилось.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Золотой запас Золотой запас

Курорт Коста-Даурада

Лиза
Законы привлекательности Законы привлекательности

До определенного возраста мы чувствуем себя желанными и радостно флиртуем с мужчинами. А потом все это внезапно заканчивается. Почему так происходит и можно ли как-то вернуть радость общения с противоположным полом? У нас есть ответы!

Добрые советы
Праздник непослушания Праздник непослушания

“Какой славный ребенок растет у Ивановых, всегда всех слушается. Не то что мой...” Готовы поспорить, подобные мысли посещают большинство родителей. Но действительно ли дети должны беспрекословно следовать указаниям взрослых? Попробуем разобраться.

Добрые советы
Лучшее из возможного Лучшее из возможного

Когда вы предлагаете Эвелине Хромченко поговорить о тенденциях осени, а она приглашает вас просто заглянуть в ее гардероб, – это удача. И мы ей с радостью воспользовались!*

Домашний Очаг
“Рак груди изменил мое отношение к жизни и счастью” “Рак груди изменил мое отношение к жизни и счастью”

Три женщины, которые справились с раком груди

Cosmopolitan
Гаджеты из Поднебесной Гаджеты из Поднебесной

Электроника из Китая зачастую дешевле, а новые модели манят все сильнее. Но чтобы не разочароваться в покупке, важно правильно выбрать продавца и способ доставки.

CHIP
Все супер Все супер

Рассказываем правду о модных экзотических (и не очень) продуктах

Glamour
Бизнес в груди Бизнес в груди

Для чего Наталья Мантурова реформирует российскую пластическую хирургию?

РБК
С Apple дороже? С Apple дороже?

Есть подозрение, что интернет-магазины показывают разные цены в зависимости от браузера. Так ли это на самом деле? Мы решили проверить и заодно собрали советы по экономии.

CHIP
Брючный бунт Брючный бунт

Мировая слава брючного ателье Ambrosi Napoli состоялась не благодаря, а вопреки традиции.

The Rake
Его эго Его эго

Дональд Трамп, который уже изменил Америку.

Forbes
Умный в гору Умный в гору

Покоряем заснеженные склоны Норвегии

Cosmopolitan
Чем запить лекарство? Чем запить лекарство?

Врачи настаивают: таблетки надо запивать водой. А почему не соком например? Чем это грозит? Давай разберемся, какие последствия могут быть от неправильного сочетания лекарств с напитками или едой

Лиза
Не сахар Не сахар

Диабет всегда начинается незаметно. А первые симптомы нередко списывают на усталость или плохое настроение. Как же распознать это трудное заболевание вовремя?

Добрые советы
Стресс в большом городе Стресс в большом городе

Жить полной жизнью можно без ущерба нервным клеткам!

Cosmopolitan
Toyota Avensis Toyota Avensis

Можно ли считать Avensis III преемником неубиваемой Carina E, станет ясно через каких-нибудь пять лет. Впрочем, уже сегодня «японец» демонстрирует отличные результаты в плане надежности

АвтоМир
А зори здесь дикие А зори здесь дикие

На фер­мах-ре­сто­ра­нах в Австралии Геннадий Иозефави­чус на­ел­ся тра­вы, на­пил­ся кро­ви кен­гу­ру и об­на­ру­жил вос­хо­дя­щих звезд ми­ро­вой гастрономии.

Tatler
Тяжелый случай Тяжелый случай

Неуверенные в себе люди меньше зарабатывают и не так счастливы

Cosmopolitan
Победить хемофобию Победить хемофобию

Хемофобия в потребительском обществе — не очевидная, но очень серьезная проблема для химической отрасли. Она ведет не только к падению спроса на определенные продукты отрасли, но и провоцирует государственные власти к введению запретов.

РБК
Важная малость Важная малость

Как выходцы из Сбербанка создали бизнес на идеях, не пригодившихся работодателю.

Forbes
Фото с маржой 56% Фото с маржой 56%

Первый инстамат — терминал для печати фото из Instagram — в России появился весной 2014 года. Сейчас их уже сотни, а заработок производителей терминалов исчисляется в сотнях миллионов рублей в год. В 2016 году начался новый этап — выход инстаматов на зарубежные рынки.

РБК
Jaguar F-Type SVR Convertible Jaguar F-Type SVR Convertible

Еще больше мощности и тяги у спецверсии британского суперкара. Тем не менее, он хорош и в прогулочном темпе.

Quattroruote
15 мыслей Игоря Ларионова 15 мыслей Игоря Ларионова

Хоккеист, начинавший карьеру с Вячеславом Фетисовым в ЦСКА, а завершивший ее в НХЛ, трижды выиграв кубок Стэнли, — сегодня успешный хоккейный агент и винодел.

GQ
Audi R8 LMS Audi R8 LMS

Купе из Ингольштадта прибыло в Ваирано в версии, предназначенной для участия в чемпионате GT3. Гоночная аэродинамика позволяет ему проходить повороты с головокружительной скоростью.

Quattroruote
Прятки с эвакуатором Прятки с эвакуатором

Знание нюансов ПДД поможет избежать эвакуации автомобиля

АвтоМир
Полюбить себя. Зачем? Полюбить себя. Зачем?

Психологи говорят: чтобы построить гармоничные отношения с миром, надо полюбить себя. Но как? Давай разберемся.

Лиза
Land Rover Discovery Land Rover Discovery

«За эволюцией кроется революция» – с таким слоганом британцы показали миру Discovery второго поколения. Пришло время пятого поколения, и революция выступает уже открыто!

Quattroruote
Автономия Грейс Автономия Грейс

Дизайнер лон­дон­ских ин­те­рье­ров Анна Грейс-Дэвидсон пред­ста­ви­лась Алексею Тархано­ву («Ъ») как нем­ка, ев­рей­ка, укра­ин­ка и немнож­ко ин­дий­ский йог.

Tatler
Сырозамещение. Российские производители сыра пока немного выиграли от запрета на импорт Сырозамещение. Российские производители сыра пока немного выиграли от запрета на импорт

Объявленное в 2014 году продовольственное эмбарго выжило с российского рынка иностранных производителей сыра, уход которых образовал брешь размером почти в 300 тыс. т и 100–150 млрд руб. Заполнить ее пытаются не только крупные заводы, но и отдельные предприниматели и фермеры. Получается пока не очень. Так что российский бизнес боится отмены спасительного эмбарго

РБК
Ракетка даль­не­го действия Ракетка даль­не­го действия

Анастасии Павлючен­ко­вой про­чи­ли боль­шое бу­ду­щее с че­тыр­на­дца­ти лет

Glamour
Открыть в приложении