35000 км – полная дистанция автомарафона «Сокровенная Россия». А самый его впечатляющий, живописный и неизведанный участок – 3266 км по Саянам, за которые можно изучить все дороги, какие в принципе тут есть. Но далеко не все достопримечательности.

АвтоМирАвто

Путешествие

Тайны Саян

35000 км – полная дистанция автомарафона «Сокровенная Россия». А самый его впечатляющий, живописный и неизведанный участок – 3266 км по Саянам, за которые можно изучить все дороги, какие в принципе тут есть. Но далеко не все достопримечательности

 День для нас первый, он же 55-й для команды автопробега, начался раньше запланированного на час. Организаторы – компания Skoda, Русское географическое общество и LAV Production – тоже не ожидали такого сюрприза. Все дело было в автобусе с китайскими туристами, которые хотели осмотреть одну из немногих достопримечательностей Красноярска – пароход «Святитель Николай».

– Ну как же я вам одновременно с ними все покажу, – причитала экскурсовод Валентина Тимофеевна. – Давайте-ка до них!

«До них» успели. Подкатили к набережной на пяти вымытых и заправленных ночью Yeti, сфотографировали снаружи пароход, уже 29 лет как вытащенный на сушу возле музея имени Ленина.

Вот они – знаменитые сафроновские менгиры. У них есть не характерная для хакасских мегалитов особенность – на этих стелах руки древних художников выбивали рисунки и загадочные символы. Хочешь дотронуться до птички, которой 5000 лет – пожалуйста! Турист остается с менгирами один на один, никаких тебе тут экскурсий или заборов. Да и толп никаких, конечно, нет. Редко кто сюда добирается

– Вы уже люди взрослые, не будете спрашивать, почему тут ламинат, и было ли так с самого начала. Не было! – сразу начинает с главного Валентина Тимофеевна. – Мебель и предметы интерьера – из краеведческого музея. Отделка новая. Десять лет назад в Красноярске было наводнение, тут все затопило. Четыре года восстанавливали.

Всего же «Святителю Николаю» как раз недавно стукнуло 130 лет.

Николай Александрович, тогда еще наследник престола, провел на этом пароходе 2,5 часа в 1891 году – переправлялся через Енисей, возвращаясь из своей неудавшейся после покушения японского самурая кругосветки. Ильич провел на «Святителе Николае» куда больше времени – 6 дней его конвоировали на этом судне из Красноярска вниз до Минусинска, откуда затем отправили в Шушенское

– Тридцать лет он плавал как грузопассажирский, еще 20 – как грузовой, потом его на кладбище кораблей отправили, – рассказывает экскурсовод. – А к 100-летию со дня рождения Ленина достали, восстановили, музей сделали. Вот как интересно получается: Николай Второй на нем на 6 лет раньше Ленина плавал, а музеем судно стало только благодаря Ленину.

Рядом с пароходом «Святитель Николай» в Красноярске – памятник тому самому Николаю Резанову, который плавал с дипмиссией в Японию и провалил ее. Это тот самый, что поссорился вдрызг с капитаном своего же корабля – а это был Крузенштерн, – и тот самый, что в 1806 году, переплыв Тихий Океан, основал русское поселение под Сан-Франциско

Полный автобус китайцев, отправившихся на экскурсию в Красноярск, прибыл одновременно с представителями Русского географического общества. Они подъехали на «праворукой», но еще вполне свежей «Тойоте». Все серьезно: выставили у «Святителя Николая» знак «контроль времени», на капот водрузили полуметровые электронные часы. Эксперты сняли с двух зачетных машин данные одометров и логи gps-трекеров – все это нужно для рекорда, который в «Шкоде» надеются установить. Достижение, если с ним повезет, будет называться «самый длинный незакольцованный маршрут внутри одной страны».

Стоит выехать из Красноярска и преодолеть гористую местность с почти альпийскими серпантинчиками, миновать указатель на доммузей Виктора Астафьева, про который напоминают рекламные щиты, отвернуть от Енисея – и начнутся равнинные пастбища. Коровы не стесняются выходить на трассу «Байкал» и сгонять мух с боков, млея под припекающим полуденным солнцем прямо на ровном асфальте. Дорога правда хороша – значение у нее региональное, но качество вполне федеральное. Разве что есть два отрезка по паре километров вообще без асфальта – неприятная гравийка, пыльная, тряская и мрачная. Впрочем, на этих участках ремонт идет вовсю, так что наверняка скоро доделают и их.

На отметке 2214 м – граница Хакасии и Тувы. Перевал со смотровой площадкой увенчан двумя стелами. Хакасская – новая и чистая, тувинская – видала много зим. За ней – грунтовый спуск. Мокро, скользко и промозгло: +7 даже в августе!

Пейзажи становятся однообразными – предгорья Саян синеют вдали, низкие облачка пушатся близко-близко к земле, скошенные поля усеяны копнами сена. А посреди этого – «Оазис». Парные, как ялтинские львы, помойки у входа в это популярнейшее придорожное кафе окружены роем мух. Внутри насекомые корчатся на свисающих с потолка коричневых липучках. Главное, на столы не падают, а то неминуемо бы в тарелках оказались – кафе битком.

На спуске, уже в Туве, начинают попадаться юрты – в низинах, на берегах рек. Пасутся коровы, овцы. Со скал за проезжающими наблюдает ватага ребятишек

На парковке у машин с хэштегами #skoda35000km собираются зеваки – всем хочется знать, что за движуха:

– И что, прямо 35000 км поедут? А потом под списание?

– Поедут, конечно. Какое списание, разве это пробег? ТО сделали, нормально все.

– А куда? Продавать? Они ж убитые!

– Да не убитые они, что с ними будет-то?! Нормально едут, нет проблем!

Не верит мужчина. Уходит, оборачиваясь и что-то тихо бормоча про полный привод. А Yeti едут дальше.

То степь, то тайга

Вдоль дорог Хакасии то тут, то там можно увидеть камни разных размеров, поставленные «на попа» и сгруппированные в круги. Это менгиры, древние мегалиты, в каком-то смысле родственники Стоунхэнджа или дольменов Краснодарского края. Кто и зачем ставил менгиры в этих степях – неизвестно. Есть куча теорий, основная гласит, что камни – это надгробия. Но ни одна из версий не подтверждена.

Этот МАЗ-525, говорят, последний в стране экземпляр послевоенного карьерного самосвала, водружен на постамент неподалеку от Красноярской ГЭС. С постамента отваливаются буквы и смысл надписи на правом его боку уже не узнать, зато заросшая кустарником плита рядом с МАЗом хранит имена всех водителей-ударников, возводивших эту ГЭС с 1956 по 1972 год

Спешащий путешественник может довольствоваться менгирами, видными вдоль трассы. Но стоит найти пару часов и свернуть с А-161 в деревню Сафронов, за которой уже не по равнинам, а по предгорью разбросаны по-настоящему огромные стелы – тут есть мегалиты и до 6 метров высотой. При очень большом желании можно подъехать прямо к ним – что по колее, проложенной местными, что просто по траве. Против никто не будет.

В этих краях даже захочешь найти людей – не сможешь. Если двинуться из Хакасии в Туву по А-161, то по пути будут встречаться лишь изредка охотники да рыбаки. Ну и водители грузовиков, обслуживающих незаметные для проезжающих по трассе предприятия Абазы – города, открывающего алфавитный список населенных пунктов России.

Как по хакасской степи разбросаны камни-менгиры, так по тувинской – места поклонения богам. Попадаются самые разные – от «вылизанных» туристических точек, в которых чистенькие идолы спрятаны под стекло, а рядом организована парковка, до совсем диких и недоступных

Ради Абазы, ради доставки сланцев и асбеста грузовиками и была построена эта дорога в 1971 году. Пейзажи здесь открываются роскошные: покрытые густыми, живыми лесами из пихт, кедров и лиственниц горы, долины, низкие облака, злые, быстрые реки. Асфальт, правда, с неровностями, хотя в целом неплохой: едешь себе и едешь через перевалы, которые в Саянах все выше и выше: 1006 м, 1037 м, 2214 м...

На вершине горы Уттуг-Хая есть сквозная пещера, через которую прямо с проходящей рядом трассы, ведущей из Ак-Довурака в Кызыл-Мажалык, можно увидеть небо, если встать у столбика, отмечающего 273-й км. К пещере стоит и подняться. Это непросто, но в сухую погоду реально и даже вполне безопасно. Полчаса карабканья по камням наверх – и вы увидите, что тувинцы приносят своим богам, а заодно насладитесь видом на долину

Таежный пейзаж закончился вскоре после перевала. Дорога спускается в самую настоящую тувинскую степь и становится совершенно прямой на 20 км – до городка Ак-Довурак, где встречаются первые на всем пути заправки. Поклонники книг и сериала «Игра престолов» наверняка разглядят в Ак-Довураке Вейс Дотрак нашей реальности – те же степи, те же горы на горизонте, стада лошадей – ухоженных, сытых, лоснящихся, и та же недружелюбность. Здесь не стоит ночевать, если вы едете мимо. Даже местный полицейский сказал:

– Машину парковать небезопасно.

Свои понятия о прекрасном и в кафе с очередным типичным названием «Мираж». Например, спросите, какое мясо вам предлагают, а в ответ услышите:

– Обычное!

Впрочем, не исключено, что все дело просто в незнании языков. Представитель Тувинского республиканского отделения Русского географического общества Омак Ондар объясняет:

– Для всех тувинцев родной именно тувинский, а русский свободный далеко не у всех.

Специалисты утверждают, что на самом деле географический центр Азии вовсе не там, где стела: кто-то говорит, что в 300 метрах, прямо в Енисее, кто-то – что он вообще в 25 километрах.

Причем это касается не только простых людей, живущих в поселках, но даже и, например, заслуженных артистов. В знаменитом коллективе «Чиргилчин» по-русски идеально говорит солистка Айдысмаа Кошкендей, а вот ее супруг, демонстрирующий горловое пение высокого стиля, объясняет нам содержание народных песен не без труда.

Проникнуться тувинской атмосферой можно и в комплексе Алдын-Булак, что на берегу Енисея. Заявлен он как священное место, но это совершенно не мешает принимать туристов в юртах. Юрты, конечно, благоустроенные, но экзотика чувствуется. Особенно когда персонал по десять раз предупредит:

– Вот та гора священная, туда женщинам нельзя, это такая мужская вера!

В Саянах по-настоящему понимаешь крылатые фразы из песен. «Зеленое море тайги» и «Саяны лечат раны» – это и правда именно так

Каждую секунду только по одному водоводу Саяно-Шушенской ГЭС пролетает примерно шесть железнодорожных цистерн воды. Самая большая в России гидроэлектростанция выдает по 4000 мегаватт энергии круглые сутки. Здесь установлено 10 турбин, а каждый из их роторов весит 900 тонн

Центр Азии – в России

В столице Тувы, Кызыле, находится мемориал под названием «Центр Азии». Выглядит новодел неплохо и привлекает сюда множество любопытных. При этом история умалчивает, насколько в принципе корректны расчеты географического центра.

Зато точно можно определить, где самая большая гидроэлектростанция. В России это Саяно-Шушенская ГЭС, которая находится все на том же Енисее – вернее, перекрывает его. От Тувы до Саяно-Шушенской ГЭС около 400 км, живописная дорога опять лежит через горы. Тут нет заправок и, если водитель понадеялся на авось, не залил полный бак и запасную канистру на АЗС в Туране – пиши пропало. Мобильной связи вдоль этой горной дороги нет. Хорошо, если получится спуститься на «нейтралке». А если топливо кончится до 1500-метрового перевала?

Музей-заповедник Шушенское теперь посвящен не только Ленину, отбывавшему здесь ссылку, – его превратили в центр русского крестьянского быта XIX века. Перенесли сюда избы, сохранившиеся в соседних селах, собрали экспонаты... Хотя и на дом, где жил Ленин, по-прежнему можно посмотреть

Именно на этом перевале погиб в 2002 году губернатор Красноярского края Александр Лебедь – пилот вертолета из-за тумана не увидел вершину горы. На месте падения вертолета стоит часовня и памятная стела.

Мемориалов вообще в Саянах немало. Та же Саяно-Шушенская ГЭС встречает посетителей часовней – она поставлена в память о погибших здесь 7 лет назад 75 сотрудниках станции во время страшной катастрофы. Сейчас все на станции восстановлено, все ее 10 турбин работают и ГЭС выдает во время пиковой нагрузки 4000 мегаватт, обеспечивая промышленные предприятия Новокузнецка и даже отправляя значительные излишки энергии в европейскую часть России.

Вдоль железной дороги, названной «Трассой мужества», тянется 150-километровый грунтовый серпантин. Тут почти никто не ездит – и это понятно. Даже летом тут сыро, мрачно, глухо и, честно говоря, страшно. Почти невозможно представить, как эти же 150 км во времена, когда никаких дорог и поселений вообще здесь не было, трое героических изыскателей – Кошурников, Стофато и Журавлев – преодолевали поздней осенью, пешком по уже заснеженной тайге и на плоту по горным рекам, начинающим замерзать

Русский дух всему вопреки

По сравнению с гигантской ГЭС, все остальное в округе небольшое. Например, Шушенское, прекрасно знакомое всем, ходившим в советскую школу или детский сад. Музей-заповедник, правда, теперь посвящен не одному только Ленину, отбывавшему здесь ссылку. В 1993 году руководство музея Ильича постаралось перепрофилировать его в музей русского крестьянского быта XIX века, сохранив, конечно, и ленинскую тему, но сместив акцент. Несколько изб тут оставалось, еще несколько перенесли из соседних поселков, собрали вилы, косы, бороны, прялки и многое другое, причем в огромном количестве – 100 000 экспонатов! Сделали торговые лавки и восстановили обстановку кабака, организовали гончарную мастерскую, пошили гидам народные костюмы – и нет отбоя от туристов. Экскурсия идет за экскурсией. Тут можно и пожить в специально для этого построенных избушках – проникнуться русским духом.

Русского духа в этой части Сибири вообще предостаточно. Правда, сохранен он зачастую не «благодаря», а «вопреки». Вот, например, Минусинск – всего 50 км от Шушенского. В городе сохранился уникальный дом, где жил в ссылке декабрист Николай Осипович Мозгалевский с семьей. Дом 1820-х годов, ему два века и в нем и сейчас живут люди!

А еще, оказавшись в Минусинске на машине, не поленитесь проехать рядом с «Трассой мужества» – железной дорогой Абакан-Тайшет. Широкая грунтовка-серпантин тянется вдоль рельсов по непролазной тайге. Изыскатели этой крайне важной для всей страны железной дороги Александр Кошурников, Константин Стофато и Алексей Журавлев героически погибли, прокладывая ее маршрут в 1942 году. В их честь названы станции железной дороги, построенной благодаря их изысканиям, и поселки, возникшие у станций. В поселке Кошурниково есть музей и памятник «Серебряные рельсы», названный по повести Владимира Чивилихина.

А проехав 150 км вдоль «трассы мужества», можно заглянуть в деревню Выезжий Лог, знаменитую тем, что здесь снимался фильм «Хозяин тайги» с Владимиром Высоцким в одной из ролей. Местные жители с удовольствием покажут дом, где жил актер и певец. А на окраине деревни от лодочной пристани открывается впечатляющий вид на коварную, как и все здесь, реку Мана.

Текст: Екатерина Квашенкина
Фото: Екатерина Квашенкина, Skoda

Блокнот

Skoda Yeti, на котором наш экипаж проехал 3266 км, держался молодцом. Расход топлива – на уровне 10 л на 100 км. Поломок – никаких. В Иркутске этот автомобиль отправился на ТО к официальному дилеру, который засвидетельствовал – от российских дорог с Yeti ничего не случилось.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фиолетовые конфеты, ножи Путина и много товаров из России Фиолетовые конфеты, ножи Путина и много товаров из России

Анастасия Тарасевич о бизнесе компании «Эпиньдо»

Эксперт
Работаем над покрытием Работаем над покрытием

Инновационные напольные покрытия вытесняют традиционные дерево и камень. Спокойнее всего тем, кто занял узкую нишу.

РБК
Гаджеты из Поднебесной Гаджеты из Поднебесной

Электроника из Китая зачастую дешевле, а новые модели манят все сильнее. Но чтобы не разочароваться в покупке, важно правильно выбрать продавца и способ доставки.

CHIP
Суперкар для стиляги Суперкар для стиляги

Если вы ищете идеальную машину для новой Москвы с ее суженными из-за тротуаров улицами, лишенными парковочных мест, вам потребуется небольшой и стремительный автомобиль со стильным ДНК. Такой, как Smart Brabus.

The Rake
Составлям резюме правильно Составлям резюме правильно

Кажется, что сделать это просто – указать место и годы учебы, описать профессиональный опыт, добавить пару строк о своих положительных качествах и – готово! Ты рассылаешь резюме на десяток адресов. Почему же тебе не отвечают?

Лиза
Hyundai Creta Hyundai Creta

Адаптация для России проведена, производство под Санкт-Петербургом запущено, продажи начались. Пора познакомиться с долгожданным кроссовером вживую. Пакуем чемоданы и отправляемся в Республику Алтай...

Quattroruote
Линия защиты Линия защиты

Осенью мы все чаще задумываемся о том, что нужно укреплять иммунитет

Cosmopolitan
Девушка и миллиард Девушка и миллиард

Как Екатерина Лапшина cтала управлять инвестиционным фондом основателей Yota.

РБК
Технологии на защите демократии Технологии на защите демократии

Алекс Хэлдермен — невообразимо талантливый хакер

Playboy
Lexus ES Lexus ES

Это автомобиль-антидепрессант. Дождливая осень уютна и мила, если проводить ее у камина. Пробки, побитый асфальт и плохие водители тоже воспринимаются по-другому за трехслойными стеклами Lexus ES

АвтоМир
Командовать парадом буду не я Командовать парадом буду не я

Бывший главный редактор мужского журнала объясняет, почему не быть начальником лучше, чем быть им.

GQ
Audi R8 LMS Audi R8 LMS

Купе из Ингольштадта прибыло в Ваирано в версии, предназначенной для участия в чемпионате GT3. Гоночная аэродинамика позволяет ему проходить повороты с головокружительной скоростью.

Quattroruote
Земля–воздух Земля–воздух

Панорам­ный вид на Москву — гор­дость этой квар­ти­ры, спро­ек­ти­ро­ван­ной Алексеем Дунаевым и его бюро “ПРОЕКТ905”. Ради это­го вида при­шлось даже под­кор­рек­ти­ро­вать про­ект мно­го­этаж­но­го дома.

AD
Land Rover Discovery Land Rover Discovery

Land Rover Discovery «За эволюцией кроется революция» – с таким слоганом британцы показали миру Discovery второго поколения. Пришло время пятого поколения, и революция выступает уже открыто!

АвтоМир
Легко и просто Легко и просто

Архитек­тор Никита Морозов уве­ря­ет, что оформ­ле­ние за­го­род­но­го дома в под­мос­ков­ном Павлово да­лось ему безо вся­ких усилий.

AD
Победа над солнцем Победа над солнцем

Архитек­тор Николай Белоусов по­стро­ил в Подмоско­вье мо­дер­нист­ский сруб с па­но­рам­ны­ми ок­на­ми, на­зван­ный “Ловушка для солн­ца”. Рассказы­ва­ем почему.

AD
Праздник непослушания Праздник непослушания

“Какой славный ребенок растет у Ивановых, всегда всех слушается. Не то что мой...” Готовы поспорить, подобные мысли посещают большинство родителей. Но действительно ли дети должны беспрекословно следовать указаниям взрослых? Попробуем разобраться.

Добрые советы
Беспилотные курьеры Беспилотные курьеры

Зарубежные логистические компании активно готовятся использовать беспилотники для доставки заказов: в сентябре тесты провели американская UPS и немецкая DHL. Дроны — это будущее логистики, настаивают крупнейшие операторы, преодолевая сопротивление регуляторов по всему миру.

РБК
Пишите письма Пишите письма

Как правильно вести электронную переписку

Cosmopolitan
Лишение за пешехода Лишение за пешехода

Новая редакция КоАП прошла первое чтение в Государственной думе: депутаты согласились с тем, что водителей, не пропустивших пешеходов более трех раз, нужно лишать прав

АвтоМир
Под парусом надежды Под парусом надежды

Компания Officine Panerai в 12-й раз проводит крупнейшие гонки классических яхт Panerai Classic Yacht Challenge. РБК собрал самые важные и интересные факты о захватывающем и невероятно красивом этапе в тосканском Арджентарио.

РБК
Томми-американец Томми-американец

В но­яб­ре в Америке вы­хо­дит ав­то­био­гра­фия Томми Хилфиге­ра. Vogue вы­брал луч­шие пассажи.

Vogue
Осторожно, Меркурий! Осторожно, Меркурий!

Есть несколько периодов в году, когда эта маленькая планета может устроить большие неприятности. Учитывай это при планировании важных дел.

Лиза
России – с любовью России – с любовью

Основатель Uomo Collezioni Джонни Манглани – о том, как укрепить бизнес во время кризиса, о пользе самокритики и своих русских привычках.

The Rake
Hyundai i30 Hyundai i30

Редактор Quattroruote прокатился на новинке еще до официального показа – во время доводочных испытаний.

Quattroruote
10 репродуктологов 10 репродуктологов

Этих ге­не­ти­ков, эн­до­кри­но­ло­гов, ги­не­ко­ло­гов и эм­брио­ло­гов на­зы­ва­ют «аиста­ми», ко­то­рые при­но­сят дол­го­ждан­ное агу­ка­ю­щее счастье.

Tatler
Кевин Харт: «После каждого фильма я дарю себе крутую машину и часы» Кевин Харт: «После каждого фильма я дарю себе крутую машину и часы»

Кевин Харт — о том, как боялся шутить с арабами и чему он учится у Jay Z

Playboy
Красиво есть Красиво есть

Коже, волосам и ногтям недостаточно масок и кремов, им нужно питание изнутри

Cosmopolitan
Skoda Kodiaq Skoda Kodiaq

Долгожданный большой кроссовер всего на 4 см длиннее Octavia. Чего еще никто не ожидал от Kodiaq и чего, наоборот, многие ждали, но так и не увидели на первом показе новинки?

Quattroruote
Kia Optima GT Kia Optima GT

Корейские производители давно и успешно портят нервы европейским конкурентам. Последнее поколение Kia Optima принимает в этом непосредственное участие

АвтоМир
Открыть в приложении