Здесь все вспоминают о войне. Часто. По поводу и без. «А что вы хотите, у нас же война была!» – постоянно говорят абхазы. На войну списываются все нынешние проблемы и недостатки. А их, между прочим, хватает. Впрочем, все они отнюдь не мешают Абхазии становиться все более и более популярным туристическим направлением. Всё относительно недорого, легко добраться, есть на что посмотреть. А что еще надо экономному российскому туристу?

АвтоМирАвто

Путешествие

Координаты Абхазии

Здесь все вспоминают о войне. Часто. По поводу и без. «А что вы хотите, у нас же война была!» – постоянно говорят абхазы. На войну списываются все нынешние проблемы и недостатки. А их, между прочим, хватает. Впрочем, все они отнюдь не мешают Абхазии становиться все более и более популярным туристическим направлением. Всё относительно недорого, легко добраться, есть на что посмотреть. А что еще надо экономному российскому туристу?

Традиционный мотопробег российского подразделения BMW Motorrad в этом году было решено провести в Абхазии. Мероприятию дали красивое название «Координаты – Черное море». Мы ввели координаты в навигаторы и поехали! Подробно рассказывать о длинном перегоне от Москвы до Джубги по трассе М4 нет никакого смысла. Дорога быстрая, хорошая: до Краснодара на мотоцикле гарантированно добираешься за день. Первый действительно сложный участок начинается в районе Горячего Ключа. Масштабные дорожные ремонты там еще до конца не завершились, так что будьте осторожны. Проделать путь от Краснодара до Сочи быстрее, чем за 4 часа, у вас вряд ли получится.

Но вот наконец и Сочи – наша точка сбора и место официального старта мотопробега. Сюда съехались любители баварских мотоциклов с всей страны и уже организованным порядком двинулись на границу с Абхазией. Здесь снова небольшой совет: рано утром на пропускном пункте столпотворение. В это время границу пересекают туристические автобусы. Обычно они выдвигаются из Сочи в сторону Гагр около 6 часов, и с ними лучше не пересекаться.

От Гагр до озера Рица – около 70-80 км опасной для мотоциклиста дороги. Само горное озеро красивое, живописное... но какое-то уж очень обыкновенное

Прежде, чем въехать в Абхазию, всем рекомендуют заправить бак под завязку. Все дело в том, что во всей стране всего... три приличные брендированные заправки! Две в Гагрском районе и одна в Сухумском. На всех остальных АЗС продают мутный бензин марки «хороший». Заправляться им стоит лишь в случае крайней необходимости. Справедливости ради скажу, что на обратном пути нам пришлось рискнуть, вызвав неподдельный Координаты Абхазии интерес не только владельца безымянной бензоколонки, но всего его многочисленного семейства. Столько безрассудно отважных мотоциклистов они не видели ни разу в жизни! Но, к счастью, все обошлось.

Летний вечер в Гаграх

От границы к Гаграм ведет относительно приличное, хотя и довольно извилистое, Сухумское шоссе, считающееся главной дорогой страны. В маленькой Абхазии все близко, 20 минут – и вы въезжаете в город. Раньше я никогда здесь не был, но, проезжая по городу, неожиданно увидел множество знакомых мест. Ставший культовым еще в советские времена ресторан «Гагрипш», гостиница «Гагра», колоннада на небережной... Здесь снимали фильм моего детства – «Зимний вечер в Гаграх». Пожилой официант в ресторане даже готов рассказать, как это было. Как люди заранее заказывали столики, чтобы посмотреть на съемки и знаменитых артистов. Как приносили корзины роз для Гундаревой. Где стоял Евстигнеев, где сидел Шахназаров... А потом неизбежно перейдет на тему войны.

Оказавшись в Абхазии, определенно стоит выкроить свободное время для посещения Новоафонской пещеры. Выглядит это природное образование поистине величественно: массивные сталактиты и сталагмиты, причудливые наплывы породы, громадные залы... Достопримечательностью пещера стала не так уж и давно: ее открыли в 1961 году, а в 1975-м, после масштабных работ по благоустройству, она стала доступна для туристов

Со времени ее окончания, кстати, прошло уже почти четверть века. В Гаграх, где боевых действий практически не было, следов совсем не осталось. А, например, в Сухуме до сих пор то и дело попадаются полуразрушенные дома со следами пуль и снарядов. Но в Гаграх все чистенько и аккуратненько. А в первой половине лета еще и довольно пустынно. Местные говорят, что основная масса туристов приедет позже, вот тогда на пляжах будет яблоку негде упасть. Море от тысяч купающихся помутнеет и на улицах станет заметно грязнее. Но, мы-то сюда не купаться приехали! Едем дальше по тому же Сухумскому шоссе. По большому счету это единственная дорога, по диагонали пересекающая Абхазию с северозапада на юго-восток.

Местные жители с удивлением провожают взглядами колонну. Думаю, что тут еще долго будут ходить разговоры «об этих, которые на мотоциклах». Отношение очень доброжелательное. Даже местные гаишники довольно лояльно относятся к туристам из России. Остановят только если уж очень серьезно «накосячить». И то, подойдя, сперва спросят, как вам отдыхается в Абхазии, все ли нравится, и только потом озвучат претензии. Кстати, за «встречку» тут прав не лишают. Обычно не лишают, хотя правилами это и предусмотрено. Но надо здорово постараться, чтобы вместо штрафа ваше дело передали в суд со всеми вытекающими последствиями.

Большинство достопримечательностей здесь, как бусинки на нитку, нанизаны на центральное шоссе, по которому курсируют туристические автобусы. Отклоняться в сторону от побережья придется, только если захотите посетить озеро Рица. Поворот к нему – сразу на выезде из Гагр в местечке Бзыпта. Многие приезжающие к озеру туристы хотят посетить знаменитую дачу Сталина, о которой ходит множество слухов и легенд, и на которой в разное время жили Хрущев и Брежнев. Но нам сказали, что теперь это режимный объект – резиденция правительства республики – и проход на него закрыт. Жаль, хотелось бы увидеть.

ГРЭС в городе Ткуарчале практически полностью разрушена. От железнодорожного вокзала остались одни руины. Большая часть территории, где были бои, разминирована, но, сходя с проторенных троп, лучше все же смотреть под ноги

Эхо прошедшей войны

Видимо, мне придется возвращаться в Абхазию. Я столько не успел посмотреть. Мы буквально ходом промчались через Новый Афон, увидев очертания знаменитого Новоафонского монастыря лишь на горизонте. Кому-то из коллег повезло и у них выдалась свободная минутка для посещения Новоафонской пещеры. Но мы торопились на восток. Очень уж хотелось успеть до темноты добраться до города-призрака Ткуарчала.

Дорога по мере удаления от российской границы становится все хуже, полуразрушенных зданий все больше. А привычные по средней полосе России стандартные воинские монументы встречаются по обочинам все чаще. Все вроде бы как у нас. Но если притормозить и присмотреться, то вместо цифр 1941-1945 на них выбито 1992-1993 – годы большой войны, которую в Абхазии называют Отечественной.

Это именно о ней так много вспоминают местные жители. Интересуетесь? Просто проявите готовность слушать, и вам расскажут про пришедшие со стороны моря вертолеты, поливавшие пулеметным огнем пляжи. И про то, как с охотничьими ружьями и самодельными гранатами ходили на танки. И про то, как с помощью строительных кислородных баллонов взрывали мосты на этом самом Сухумском шоссе, чтобы воспрепятствовать продвижению боевой техники противника. Жуть. Подозреваю, что с другой стороны рассказывают не менее впечатляющие истории. Боюсь, что кто там был прав, а кто виноват, уже не рассудит даже время.

А времени прошло много. Мосты восстановлены, дорога более-менее в порядке. Большая часть территории, где проходили боевые действия, разминирована. Утверждают, что где-то в горах мины еще остались. Саперы туда еще просто не дошли. Но, оказывается, не только в горах. Например, в окрестностях Ткуарчала нам показали место, где еще в начале лета работал минный трал. Вроде бы ничего не нашли, но сигнал был и саперов подняли по тревоге. В любом случае, сходя с проторенных троп в Абхазии рекомендуют почаще смотреть под ноги.

Война нанесла колоссальный урон сельскому хозяйству страны. Вон там когда-то выращивали чай. А тут были табачные плантации. Чуть дальше – виноградники. Сейчас все заросло бурьяном. Поговаривают, что даже традиционное абхазское вино сейчас делают из привозных виноматериалов. Не знаю, правда это или нет, но могу поклясться, что то, которое продают на рынке, явно вкуснее заводского.

Досталось и промышленности. Город-призрак Ткуарчал, в который мы едем, раньше считался главным индустриальным центром республики. Город шахтеров, город энергетиков и металлургов после войны опустел. Местная ГРЭС практически полностью разрушена. В Википедии можно прочитать, что на угледобыче сейчас задействовано всего несколько десятков человек. От железнодорожного вокзала остались одни руины. Но поезда еще ходят. Редко, не чаще, чем раз в сутки. И остался начальник станции, который, завидев наши мотоциклы, сбегал домой за форменной фуражкой, видимо, придававшей ему уверенности, и грозно поинтересовался, что, мол, нам тут надо, а после оттаял и начал рассказывать. О чем? Да все о том же. По его словам, в городе осталось всего 90 жителей. Я хотел купить бутылку воды в местном магазинчике на первом этаже заброшенного дома, но разменять крупную купюру оказалось просто нечем. «Вот, все мои деньги», – сказала продавщица и открыла толстую тетрадь с записями должников. Одному брикет чая, второму мешок сахара, третьему какие-то макароны... Очень грустно! А еще грустнее то, что места в окрестностях Ткуарчала просто райские. Теплый мягкий климат, богатая природа, красота – глаз не отвести!

Наш мотоцикл BMW R1200R

В это путешествие я отправился на дорожном мотоцикле BMW R1200R. Это не туристический эндуро, не специализированный «турист» и отнюдь не спортбайк. Просто классический мотоцикл, и в этом его главное достоинство. Он отлично подходит как для каждодневных поездок по городу, так и для дальних «прохватов». А еще на сегодняшний день это самая доступная модель в линейке BMW Motorrad с легендарным оппозитным мотором. Тип двигателя — это в данном случае важно. Многие поклонники баварских мотоциклов категорически не приемлют модели с рядными двух- и четырехцилиндровыми моторами. Говорят, мол, не те ощущения. И я, пожалуй, с ними совершенно согласен.

Текст: Иван Владимиров, фото: BMW Motorrad Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорогу осилит едящий Дорогу осилит едящий

Кулинарная карта России

Men Today
Сэмюэл Л. Джексон: «Каждый день я наблюдаю, как лучше не стареть» Сэмюэл Л. Джексон: «Каждый день я наблюдаю, как лучше не стареть»

Этого мужчину обожают и монашки, и Квентин Тарантино

Playboy
В лучах Славы В лучах Славы

Новая надежда русского балета, сорокадвухлетний хореограф и денди Вячеслав Самодуров дебютирует в Большом театре с балетом «Ундина».

Vogue
Mazda6 Mazda6

У моделей из Хиросимы появится система перераспределения нагрузки G-Vectoring. Сейчас расскажем, как она работает.

Quattroruote
Ремонтная география Ремонтная география

РСА регулярно обновляет справочники средней стоимости работ и запчастей при восстановлении после аварий. Вчитаемся повнимательнее!

АвтоМир
Bentley Bentayga Bentley Bentayga

Вот и англичане не устояли: далеко ли сегодня уедешь без кроссовера? Традиции традициями, но времена берут свое. И тем не менее это самый необычный кроссовер из тех, что были на полигоне Quattroruote.

Quattroruote
Собрание самых стойких Собрание самых стойких

Московский международный автосалон 2016 года не столь масштабен, как в прежние времена. Но интересные новинки на выставке присутствуют!

АвтоМир
В другой жизни В другой жизни

В то время, как продажи новых автомобилей в России снижаются, на вторичном рынке отмечается рост. Какие же из подержанных машин популярнее?

АвтоМир
Философия Философия

Сложно найти cтоль не похожих друг на друга представителей одного сегмента как Land Rover Discovery Sport, BMW X3 и Lexus NX. Тем интереснее сравнение!

АвтоМир
Женщина-мечта! Женщина-мечта!

Вы знаете ее? Конечно, знаете. У нее прекрасная фигура, низкий индекс массы тела и сияющее лицо без носогубных складок. В свои тридцать девять она выглядит на двадцать пять, а целлюлита у нее не наблюдается вовсе. Таких не бывает, говорит разум. Но...

Домашний Очаг
Водный мир Водный мир

В контексте затеянного городскими властями масштабного «благоустройства» в центре столицы все городские неурядицы принято считать последствиями «плиткомании» начальства. Даже аномальные дожди. Мы не знаем наверняка, кто виноват в последних катаклизмах – Собянин или всевышний. Ясно одно, к воде в столице больше нельзя относиться легкомысленно…

АвтоМир
История одного бренда в картинках История одного бренда в картинках

BMW Group отмечает столетие. «Сноб» решил проследить историю марки в рекламных кампаниях разных лет – перед вами подборка старинной (и не очень) рекламы. Искусство художников, изобретательность копирайтеров, торжество подтекста и блеск полиграфии – есть что вспомнить.

СНОБ
Cadillac XT5 Cadillac XT5

Вслед за спортивными седаном и купе ATS, а также роскошным трехобъеником CTS до Европы – и России – доехал и новый среднеразмерный кроссовер. Чего бояться его конкурентам?

Quattroruote
Женщина года Женщина года

У молодой актрисы «Мастерской Петра Фоменко» почти два миллиона поклонников — и большая их часть вовсе не театралы, а подписчики ее инстаграма, куда она выкладывает свои юмористические скетчи.

GQ
Есть такие буквы Есть такие буквы

В летнем автомобильном обзоре – лингвистические казусы машиностроения, корейские любители кофе и нашкодившие немцы.

СНОБ
Привет, иконы! Привет, иконы!

Солистки шведской группы Icona Pop задают моду на готический люкс и музыку в стиле неодиско.

Vogue
Бен Барнс Бен Барнс

О музыке, Флоренции и ароматах.

GQ
Добровольное безумие Добровольное безумие

К релизу альбома Can’t touch us now Madness прервали обет молчания

Playboy
Mercedes GLC Coupe Mercedes GLC Coupe

Младшее кросс-купе, немало вытянувшееся по сравнению с обычным GLC, еще и едет задорнее. И тому есть несколько объяснений...

Quattroruote
Открытие года Открытие года

Уроженец Казахстана Адиль Жалелов, взявший псевдоним в духе комиксов о Супермене, записал альбом «Дом с нормальными явлениями», показав нам, как может — и должен — звучать русский рэп.

GQ
Не на пустом месте Не на пустом месте

До сих пор лишь японцы создавали «с нуля» премиум-бренды, чтобы соперничать с немцами. Но Hyundai решил повторить этот опыт. Quattroruote разузнал подробности о модельной гамме марки Genesis.

Quattroruote
Машины времени Машины времени

Калифорния не ограничивается киношными ассоциациями: спасателей Малибу и тропы славы Хэнка Муди оставим на потом. В этот раз поедем в Монтерей.

Quattroruote
Господарь Валахии Господарь Валахии

Предприниматель Антонио Бембо построил для своей семьи дом в Валахии, чтобы быть ближе к природе и заряжаться от нее энергией.

AD
Volkswagen Crafter Volkswagen Crafter

Новый Crafter изрядно похорошел. Но стильная внешность – далеко не главный его козырь. Списку оборудования фургона позавидует иной бизнес-седан

АвтоМир
Реванш по-итальянски Реванш по-итальянски

Возродив семейную фабрику Edesim в Неаполе, Эдуардо де Симоне отдался своей страсти и основал одноименное ателье.

The Rake
Картинка для привлечения внимания Картинка для привлечения внимания

Новый проект Жана‑Луи Денио — отель Nolinski в Париже: яркий пример французского стиля и творческой манеры дизайнера.

AD
15 мыслей Рейфа Файнса 15 мыслей Рейфа Файнса

Немецкий генерал в «Списке Шиндлера» и Волдеморт в саге о Гарри Поттере, Рейф Файнс рассказал GQ о том, каково ему играть Ричарда III в спектакле, который можно будет увидеть в российских кинотеатрах с 6 сентября по 17 октября.

GQ
Человек из Рио Человек из Рио

Рио‑де‑Жанейро оказался мечтой не только Остапа Бендера. Канадский бизнесмен Ариф Нур влюбился в те края и построил себе там виллу с видом на океан.

AD
В ложке меда В ложке меда

Осень — время запасаться медом. Мы выяснили, как правильно выбирать этот вкусный и полезный продукт, и узнали, можно ли распознать подделку.

Добрые советы
Mercedes-Benz Vito Tourer Mercedes-Benz Vito Tourer

Минивэнов на российском рынке становится все меньше. Стоит ли рассматривать в этом качестве малые коммерческие автомобили?

АвтоМир
Открыть в приложении