Антикризисный план: как спасать гостиницу
Меры безопасности по защите от коронавируса стремительно уничтожают гостиничную отрасль. О том, как удержаться на плаву во время глобального кризиса, рассказывает совладелец сети апарт-отелей Travelto Никита Челноков
Еще в середине марта, когда Россия ограничила выезд за рубеж и стремительно вырос курс валют, казалось, что это на руку внутреннему туризму. Похожая динамика была пять лет назад, когда часть российских туристов переключилась с Турции и Египта на отечественные города. По данным Ростуризма, в 2015 году было совершено 50 млн туристских поездок внутри страны, что на 20% больше, чем в 2014 году.
Весь март 2020 года отрасль прожила ровно. Заполняемость отелей сети составила 83% — высокий показатель. Но когда стали ограничены передвижения внутри страны, наступил крах. Люди начали отменять брони вплоть до августа. Как следствие, в начале апреля загрузка упала до 4% — в основном это гости, которые не успели улететь, например, те, кто остался в командировках, и военные.
Важно понимать, что отели в туристических городах (Петербург, Сочи, Крым и пр.) зарабатывают основную выручку с мая по сентябрь, и есть вероятность, что осенью нас ждет каскад закрытий. Все, кто живут за счет высокого сезона, могут потерять более 50% прибыли. При этом первыми с рынка уйдут небольшие и закредитованные отели, которые смогли бы спастись только при наличии финансовых резервов.
Столкнувшись с глобальным форс-мажором, гостиничная отрасль ждала поддержки от государства. В конце марта Владимир Путин поручил правительству внести изменения в законы, которые позволили бы малым и средним предприятиям (МСП) в наиболее пострадавших от пандемии отраслях обращаться в банк и к кредиторам с требованием предоставить кредитные каникулы на срок до полугода. В число таких отраслей вошел и гостиничный бизнес. Кроме того, президент распорядился снизить до 15% страховые взносы для субъектов МСП, превышающие МРОТ.
К сожалению, перечисленные меры оказались фикцией. Например, каникулы дали тем, у кого сумма ипотеки не превышает 1,5 млн рублей, (у нас, к примеру, она составляет 18 млн рублей, и это не слишком высокий показатель). Значит, нам не предоставят никаких послаблений — и так по каждому пункту предложенных инициатив.
Есть ли выход?
Еще полгода назад мы рассчитывали совершенно на другую ситуацию — развитие туризма и сегмента апарт-отелей должно было многократно вырасти. Только в Петербурге на рынке аренды суммарное количество номеров составляло около 4000, по данным на ноябрь 2019 года. К концу 2020 года объем апарт-комплексов в городе должен был увеличиться до 7330 номеров, а к 2023 году — до 23 900, прогнозировали Colliers International. Теперь говорить о трендах нет смысла, — важнее искать инструменты, которые позволят продержаться на плаву.
Каждый отель принимает свои собственные решения по спасению бизнеса, однако в большинстве своем это меры, направленные на экстренное сокращение расходов. Участники рынка прекращают привлечение сторонней рабочей силы, выводят из эксплуатации этажи и переходят на неполную рабочую неделю, выключают рекламу и планируют «переждать».
У нас был план развития по негативному сценарию, так что сейчас мы просто действуем по нему, продолжая работать. Он предусматривал систему, которая в случае кризиса позволяет переформатировать кратковременную сдачу апартаментов в долгосрочную аренду, и для этого часть отелей была заблаговременно обустроена кухнями. Сейчас около 80% загрузки приходится именно на такие предложения. Ежемесячная стоимость проживания составляет около 10 000 — 20 000 рублей. Для сравнения, аренда апартаментов посуточно сейчас стоит от 800 рублей, а койко-место в хостеле — от 600 рублей.