Сомнительные пошлины
К чему могут привести возможные ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС
Еще зимой Еврокомиссия задумалась о повышении импортных пошлин на поставки из России зерна, масличных и их переработки. Главные цели, которые преследуют западные чиновники, — защитить фермеров Евросоюза и препятствовать получению доходов для спецоперации. Впрочем, сам рынок ЕС защищать его от российской продукции АПК не просил. И для некоторых сегментов европейского бизнеса возможное сокращение объемов ввоза товаров из России будет иметь скорее негативные последствия.
В двадцатых числах марта Еврокомиссия предложила повысить импортные пошлины на зерно, масличные культуры и продукты их переработки из России и Беларуси. Предполагалось, что тарифы будут достаточно высокими, чтобы предотвратить ввоз этой продукции в ЕС, но в то же время не повлияют на экспорт в третьи страны, говорилось на официальном сайте Европейского союза. В зависимости от конкретного товара они увеличатся либо до €95 за тонну, либо до ставки в размере 50 %. Кроме того, Россия и Беларусь больше не будут иметь доступа ни к одной из квот ЕС на зерно, предусмотренных ВТО.
Мера преследует нескольких целей, объясняют западные чиновники. Во-первых, предотвратить дестабилизацию рынка ЕС, если в будущем на него будет перенаправлено российское зерно в больших масштабах. Во-вторых, препятствовать вывозу зерна из новых регионов России. В-третьих, не позволить использовать доходы от экспорта в ЕС для финансирования СВО. «Мы предлагаем повысить пошлины на российский импорт, чтобы устранить растущий риск для наших рынков и наших фермеров, — прокомментировала президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. — И мы придерживаемся своих обязательств по обеспечению глобальной продовольственной безопасности, особенно для развивающихся стран».
По словам исполнительного заместителя председателя Еврокомиссии Валдиса Домбровскиса, отвечающего за торговлю, данное предложение является необходимым и своевременным шагом. Ввоз зерна и зерновых продуктов из России и Беларуси на рынок ЕС до сих пор облагался низкими тарифами или вообще не облагался пошлинами, а в 2023 году объем поставок из этих стран значительно увеличился, напоминал он. Предлагаемое резкое повышение тарифов сделает импорт этой продукции невыгодным, подчеркивал чиновник.
В сообщении ЕК отмечалось, что «предложение рассматривается Советом ЕС, и после его принятия повышенные тарифы будут введены немедленно». Предполагалось, что это произойдет в ближайшие дни. Правда, на момент подготовки статьи пошлины все еще не были одобрены. Еврокомиссия на запрос «Агроинвестора» не ответила.
Пока не договорились
Об ограничениях импорта сельхозпродукции из России заговорили еще в конце зимы — на встрече министров сельского хозяйства стран — членов ЕС 26 февраля (встречи проводятся раз в полгода), напоминает старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН) Владимир Оленченко. Инициировали обсуждение такие страны Евросоюза, как Литва, Латвия, Эстония, Польша и Чехия. Перед этим прибалтийские республики рассматривали данную меру совместно с профильными структурами Украины и пришли к выводу, что санкции на российские товары могут ослабить позиции России в СВО. В свою очередь, Польша таким образом намеревалась отвлечь внимание своих фермеров от импорта зерновых с Украины. А Чехия выражала неудовольствие тем, что производимое ею зерно не находит спроса в ЕС.
Впрочем, на встрече министров единого мнения по данному вопросу достигнуто не было. Тема была переадресована саммиту Евросоюза, который состоялся 21 и 22 марта в Брюсселе при председательстве Бельгии. Но и там никакого решения не приняли, знает Оленченко. «По регламенту Евросоюза председательство в ЕС по очередности исполняют страны-члены в течение шести месяцев. Страна председателя объявляет повестку на ближайшие полгода и организует проведение профильных встреч министров и саммита, — рассказывает эксперт. — С 1 июля председательство в Евросоюзе примет на себя Венгрия, которая занимает сбалансированную позицию в отношении России, и пока повестку своего председательства эта страна не обнародовала. У действующего же председательства ЕС — Бельгии — тема ограничений на импорт агропродукции из России тоже сейчас не значится».
Что касается февральского обращения пятерки стран, то, по мнению Оленченко, оно не соответствовало фактическому состоянию. Ведь основными позициями российского вывоза в ЕС являются не только зерно, но и в заметной степени жмых и кормовые компоненты, масла, напитки. Кроме того, основными получателями, например, российской пшеницы (твердых сортов) выступают не инициаторы возможных ограничений, а Испания и Италия, жмыха и кормовых компонентов — Нидерланды. «Ввоз осуществляется по запросам европейских получателей, при этом российский импорт сельхозпродукции в ЕС находится на уровне 6 % общего объема закупок сельхозпродукции Евросоюзом, а главными поставщиками все-таки являются Украина, Бразилия и Канада», — обращает внимание эксперт.
Экспорт российского зерна в страны Европейского союза вырос с 960 тыс. т в 2022 году до 1,5 млн т в 2023-м, подсчитала Еврокомиссия. Всего же в Россию из ЕС за прошлый год, по оценке представителей ЕК, было поставлено 4,2 млн т зерновых, масличных культур и продуктов их переработки на сумму €1,3 млрд. Из Беларуси было ввезено еще около 610 тыс. т данной продукции стоимостью €246 млн. С учетом всех торговых партнеров в 2023 году Евросоюз импортировал 37,2 млн т зерновых и 39,1 млн т масличных.
Политическое решение
Еврокомиссия рассчитывает, что повышение пошлин позволит сократить ввоз зерна и масличных из России и Беларуси почти на 5 млн т в год. Этот дефицит предложения будет частично восполнен за счет собственного производства Евросоюза и, следовательно, принесет пользу местным аграриям, которые смогут продавать свою продукцию на внутреннем рынке, говорится на официальном сайте Евросоюза. Кроме того, ожидается, что дефицит будет частично восполнен за счет импорта из третьих стран, которые традиционно снабжают рынок ЕС, таких как США, Бразилия, Украина, Сербия или Аргентина.
Установление пошлины размером €95 на тонну импортируемой из России пшеницы и повышение на 50 % тарифа на ввоз других видов сельхозпродукции лишило бы экспорт этих российских товаров коммерческого смысла, отмечает Владимир Оленченко. Однако для нашей страны на долю поставок в ЕС приходится лишь 3 % общего экспорта данных товаров, поэтому возможные ограничения в случае их введения не будут критичны. Более того, с 1 декабря 2023 по 1 мая 2024 года в самой России уже действует запрет на вывоз твердых сортов пшеницы (которые составляют заметную часть поставок этой зерновой культуры в европейские страны), напоминает он.