«Мудрость леса. В поисках материнского древа и таинственной связи всего живого»
Зачем пихтам и березам сотрудничать друг с другом
Устойчивость лесной экосистемы во многом зависит от прочности связей между деревьями. Грибная сеть, пронизывающая почву, позволяет им общаться и обмениваться ресурсами. Подобно людям, старые растения обеспечивают молодых водой и пищей, а перед смертью передают накопленные знания. В книге «Мудрость леса. В поисках материнского древа и таинственной связи всего живого» (издательство «Бомбора»), переведенной на русский язык Евгением Поникаровым, лесной эколог Сюзанна Симард рассказывает, как устроена социальная жизнь деревьев. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным сотрудничеству берез и пихт.
Радиоактивность
Мы с Барб вытащили из багажника пикапа сорок тентов высотой по пояс.
— Боже, какая тяжесть, — вздохнула она.
Каждый весил около пяти килограммов и представлял собой конус из ткани на треноге-опоре. Желтый платок на ее рыжих кудрях облепили комары — пик их активности в середине июня. Мускулистые руки блестели от солнцезащитного крема и средства от насекомых. Барб казалась несгибаемой, но на самом деле была добросердечной. Мы приехали из Вавенби, железнодорожного городка в восьмидесяти километрах к югу от Блю-Ривер, преодолев горы, на вырубку, расположенную у северного края озера Адамс, чтобы поставить основной полевой эксперимент для моей докторской диссертации. Один из шести экспериментов, но, безусловно, самый важный.
Молодые березки уже проросли из пней, а некоторые появились из семян, осыпавшихся с соседних деревьев; они были выше и росли вдвое быстрее, чем хвойные деревья, посаженные нами год назад. Я хотела узнать, были ли эти березы чистыми конкурентами — отнимали ресурсы, необходимые пихте Дугласа для приживаемости и роста, — или помогали, способствуя процветанию всего леса. И если местные лиственные растения действительно сотрудничают со своими хвойными соседями, мне хотелось понять каким образом. Чтобы ответить на эти вопросы, я проверяла, отдает ли береза бумажная ресурсы соседям, учитывая создаваемое ею затенение, ограничивающее способность пихты получать питание путем фотосинтеза. Березы перехватывали свет для производства сахара, но компенсировали ли они уменьшение темпов фотосинтеза пихт из подлеска, делясь своими богатствами? Мое исследование было призвано выяснить, как пихта могла выживать и даже процветать несмотря на то, что жила среди соседей-берез, которых лесоводы считают сильными и нежелательными конкурентами. Если же береза действительно щедро делилась своим богатством — сахаром, который производила благодаря хорошей освещенности, то, возможно, он перемещался к оказавшейся в тени пихте по подземному пути через микоризные грибы, связывающие эти два вида. Береза, сотрудничающая с пихтой ради здоровья всего сообщества.