Все дорожки ведут в Рим. Каким получился «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы?
В Каннах — очередной раскол. Индустриальная критика высмеивает, а светская публика превозносит «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы — многострадальный фильм, идею которого режиссер вынашивал с 1977 года, на который потратил $120 млн собственных пенсионных сбережений и который точно нельзя пропускать. Егор Москвитин объясняет почему.
Есть известная легенда, что сериал «Клан Сопрано» об итальянском мафиозном клане в современном Нью-Йорке продюсерам представили как сагу о том, как выглядела бы Римская империя сегодня. То же самое в целом можно сказать и о «Крестном отце». Но Фрэнсис Форд Коппола еще в 1977 году решил, что о сходстве США с Римской империей нужно говорить прямо и без метафор, и задумал проект, который увлек его на полвека. «Мегалополис» будет разрабатываться так мучительно и сниматься так долго, что в конце концов Коппола посвятит его своей жене Элинор, которой не станет в апреле этого года, всего за месяц до премьеры. Киноманы навсегда останутся благодарны Элинор как режиссеру документального фильма об «Апокалипсисе сегодня» и других семейных зарисовок о клане Коппола. В «Мегалополисе» супруг наконец-то отдаст супруге долг, увековечив историю их любви, — и уже поэтому критиковать этот фильм невозможно.
В основе сюжета — настоящий заговор в Древнем Риме, случившийся в I веке до нашей эры. Но Коппола переносит античные события в Америку будущего — причем это будущее выглядит таким, каким его представляли почти век назад. Город под названием Новый Рим напоминает разом и «Метрополис» Фрица Ланга, и фантазии Айн Рэнд в трилогии «Атлант расправил плечи». Архитектура в нем — апофеоз ар-деко. Народные гуляния и светская жизнь — производные от античных. Дефиле моделей по подиуму похожи на невольничий рынок, вечеринки в ночных клубах — на римские оргии, спортивные события — на представления в Колизее, рождественские каникулы — на праздник в честь Сатурна, а деловые встречи — на банные процедуры.
А за власть в этом городе-саде борются два великана — рассудительный диктатор Фрэнк Цицерон (Джанкарло Эспозито) и вспыльчивый визионер Цезарь Катилина (Адам Драйвер, третий раз за три года играющий итальянца). Первый занимает пост мэра, наизусть знает Марка Аврелия и следует горькой мудрости: правитель должен исходить из того, что люди несовершенны. Второй гениальный инженер, ученый и архитектор в одном лице, Илон Маск и Хэнк Риарден в одном теле, требующий невозможного от себя и от всех остальных. Цезарь только что изобрел новый строительный материал и научился управлять временем — и теперь мечтает привести в светлое будущее весь