Что значат названия и обозначения гражданских самолетов
Как называют самолеты? Совсем не так, как поезда!
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью «РБК» сказал, что гражданские самолеты, которые производит Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), могут получить общий бренд, и это, скорее всего, будет «Яковлев». Это будет логичный шаг, потому что в нынешних обозначениях «Суперджет-100» и МС-21 нет общей логики. Но по каким принципам выбирают названия и обозначения гражданских самолетов?
Обычно производители используют для всех своих моделей общий бренд, так удобнее. Когда-то большинство компаний назывались по фамилии владельца, который часто был и главным конструктором: Уильям Боинг, Дональд Дуглас, Марсель Дассо (до войны носил фамилию Блох), Игорь Сикорский, Хуго Юнкерс, Антон Фоккер, Клаудиус Дорнье и многие другие дали свои фамилии самолетам.
В СССР эту традицию подхватили — правда, не сразу. Сначала гражданские самолеты называли по-разному. Андрей Николаевич Туполев использовал свои инициалы АНТ, его коллега Константин Калинин обошелся первой буквой фамилии. Потом самолеты надо называть по назначению, и все пассажирские самолеты получили обозначение «ПС».
В 1940 году Наркомат оборонной промышленности, который управлял и авиапромом, выпустил приказ, по которому самолеты надлежало обозначать двумя первыми буквами фамилии конструктора и номером.
При создании новых самолетов в Российской Федерации никаких правил уже не было. Нынешний «Суперджет» на стадии проекта назывался Russian Regional Jet, в 2006 году был переименован в Sukhoi Super Jet — сокращенно SSJ100. А в прошлом году он снова сменил имя на «Суперджет-100». МС-21 означает «магистральный самолет XXI века».
А что означают цифры в названиях других моделей? Довольно часто — ничего, их дают просто для того, чтобы отличать одну модель от других. А иногда в них есть смысл. Или был.
По порядку становись!
Когда-то авиаконструкторы не очень задумывались о том, как обозначить новую модель. Вот, например, на фирме Douglas пассажирские самолеты просто нумеровали по порядку после букв DC (Douglas Commercial). Всемирную известность компании принес DC-3, который стал довольно популярным в качестве пассажирского лайнера, но наиболее широко использовалась его транспортная версия, которая по правилам ВВС США получила обозначение С-47.
Потом компания выпускала популярные четырехмоторные поршневые DC-4, DC-6 и DC-7. Нет, они не пропустили число 5, просто DC-5 было сделано всего 12 штук, поскольку из-за начавшейся Второй мировой войны гражданским авиакомпаниям стало не до новых самолетов, а военным машина не подошла.
Ну а дальше пошли реактивные: четырехдвигательный DC-8, двухдвигательный DC-9 и широкофюзеляжный DC-10. Потом Douglas слился с McDonnell, модернизированные DC-9 переименовали в MD-80 и MD-90, а улучшенная «десятка» стала MD-11.
В СССР по упомянутому приказу Наркомата обороны нечетные числа отводились истребителям, а четные — их потенциальным жертвам, то есть всем остальным типам самолетов. Именно поэтому, например, первая разработка Олега Антонова была названа Ан-2.
Давайте сделаем это красиво
Советская система не определяла никаких правил выбора индексов, поэтому в ней были возможны повторы у разных «фирм». Так, без всяких проблем в СССР сосуществовали среднемагистральный флагман «Аэрофлота» Ил-12, грузовой Ан-12 и маленький Як-12.
Андрей Туполев, который был не только отличным конструктором, но и талантливым управленцем, после поименованного по порядку первенца пассажирской реактивной авиации СССР Ту-104 закрепил принцип формирования индекса: первая единица, последняя четверка и какая-то цифра между ними. Возможно, его натолкнул на это неуспех четырехдвигательного Ту-110. А может быть, он посмотрел на Boeing, который своему первому реактивному лайнеру дал запоминающийся индекс 707. Как бы там ни было, дальнемагистральный Ту-114 получил официальное наименование не по порядку: в документах (конечно, секретных) он сначала именовался «изделием 107». Ну а дальше пошли Ту-124, 134 и так далее.