Что такое КШМ, как он устроен и для чего предназначен
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) можно считать самым что ни на есть главным элементом поршневого мотора. В особенностях устройства важнейшего элемента автомобиля разбирался Autonews.ru
Что такое КШМ
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) — группа взаимосвязанных подвижных элементов, реализующая перевод химической энергии сгорания топлива в механическую. В более узком смысле КШМ преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Назначение КШМ
Говоря простыми словами, именно работа кривошипно-шатунного механизма приводит автомобиль в движение. Работа всех деталей создает крутящий момент, который передается на трансмиссию и далее на колеса. Подробнее взаимодействие элементов КШМ будет описано далее.
Устройство кривошипно-шатунного механизма
Кривошипно-шатунный механизм можно условно разделить на две категории деталей: подвижные и неподвижные.
Подвижная группа
Непосредственно детали, выполняющие цикличные перемещения в процессе работы ДВС. К ним относятся:
- Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и стопорными кольцами.
- Шатуны, включая вкладыши, втулки и болты.
- Коленчатый вал, включая находящиеся на нем элементы: противовесы, шестерни, шкивы и т.п.
- Маховик, включая сопутствующие детали типа венца, демпферов и т.п.
Исчерпывающее представление об устройстве и составе КШМ дает следующая иллюстрация.
Неподвижная группа
Несмотря на повсеместно встречающееся в Сети описание структуры КШМ с разделением на две категории, так называемая «неподвижная группа» не имеет к нему непосредственного отношения. Даже само определение «кривошипно-шатунный механизм» предполагает набор подвижных деталей, участвующих в цикличном движении по заданным траекториям. Что до разного рода гильз, прокладок, и уж тем более блока цилиндров с поддоном, часто приписываемых к неподвижной группе, с формально-академической точки зрения эти детали не имеют к КШМ никакого отношения.