Больше рыбы в меню
Президент поручил Минсельхозу продумать комплекс мер по стимулированию потребления рыбной продукции
Уровень самообеспечения рыбой в России — более 150 %. Однако бо́льшая часть добываемого и производимого объема из страны вывозится, а потребление рыбных продуктов остается невысоким. Потенциал роста внутреннего спроса на рыбу составляет не менее 200 тыс. т, но для того, чтобы люди чаще включали ее в свой рацион, нужно в первую очередь повышать их покупательную способность. Без роста доходов никакая программа стимулирования не поможет, уверены эксперты.
С потреблением рыбной продукции ситуация в России в последние годы принципиально не меняется. Объем съедаемой рыбы в стране на человека колеблется плюс-минус на 0,3–0,9 кг из года в год, следует из данных Росстата. В то же время объемы добычи рыбы и морепродуктов не уменьшаются, а производства динамично растут. Так, в 2022-м рыбопромысловыми хозяйствами было выловлено 4,9 млн т рыбы, а компаниями аквакультуры выпущено 383,5 тыс. т. Согласно оценке Минсельхоза, в целом уровень самообеспечения рыбой (объем вылова и аквакультуры по отношению к спросу) в России по итогам прошлого года составил 153,3 %, что значительно превышает показатель, установленный Доктриной продовольственной безопасности (85 %).
Однако данные цифры не отражают реальной картины. Да и из той же информации Росстата следует, что потребление рыбы, хотя и стагнирует в последние 5–7 лет, с 2013-го значительно сократилось. Ведь еще тогда средний показатель на человека в год доходил почти до 25 кг, напоминает председатель Рыбного союза Александр Панин.
Средние показатели статистики (21– 22 кг на человека в год) не учитывают расслоения по регионам, обращает внимание гендиректор НО «Союз рыбопромышленников Севера» Константин Древетняк. Между тем если на Дальнем Востоке потребление рыбы на душу населения составляет более 25 кг ежегодно, то, например, на Северном Кавказе эта цифра не превышает 17–18 кг, приводит пример он.
Результаты совместного исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) также демонстрируют, что еженедельное потребление рыбы в России за последние пять лет снизилось в 1,6 раза. Так, сейчас раз в неделю и чаще рыбу едят всего 42 % россиян (в 2018-м — 68 %). Организации сделали вывод, что на фоне вынужденного сокращения расходов массовый потребитель отдает предпочтение более дешевым видам продукции. «В этом году в связи с резким снижением курса рубля к основным мировым валютам экспорт рыбной продукции из России продолжит увеличиваться, а импорт — уменьшаться», — прогнозирует Панин. Сокращение предложения на внутреннем рынке может привести к дальнейшему росту цен и сокращению потребления, предупреждает он.
В 2023 году спрос на рыбу в России снизится на 5–7 %, оценивает Национальное рейтинговое агентство (НРА). Основанием для этого стало удорожание рыбы. По данным аналитиков, в 2022-м ее средняя стоимость выросла в среднем на 25 %. Такая же тенденция сохраняется и в текущем году. Пока ситуация не критичная, но она уже требует серьезного внимания со стороны государства — комплексной стратегии по популяризации рыбы и повышения ее доступности для массового потребления, считает представитель ВАРПЭ.
В августе с инициативой по созданию комплексной государственной программы стимулирования спроса на рыбу и рыбопродукты в ходе совещания президента страны Владимира Путина с членами правительства выступил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Глава государства идею одобрил и поручил Минсельхозу заняться организацией работы по подготовке комплекса мер для стимулирования внутреннего потребления рыбы. По мнению Солодова, программа может включать такие меры, как ограничение закупок импортной рыбы в бюджетном секторе, меры стимулирования производства готовых рыбных продуктов и социальную рекламу.
Своевременная инициатива
Участники рынка считают инициативу по стимулированию потребления очень своевременной. «В последние годы мы можем наблюдать, особенно это заметно у молодежи, смещение спроса в пользу “быстрой еды”, которая, к сожалению, в то же время оказывается и менее полезной для организма, — отмечает Константин Древетняк. — При этом рыбу многие представители молодого поколения просто не хотят и не умеют готовить, полагая, что она нетехнологичная и невкусная. Этот стереотип необходимо менять».
Руководитель компании «Фиш-Ритейл Плюс» (компания занимается оптовыми продажами свежемороженой рыбы, имеет собственное производство филе горбуши, кеты, минтая, трески и др.) Антон Камерин утверждает, что проблем с реализацией продукции у его предприятия нет, но рынок рыбы и продуктов из нее имеет очень большой потенциал. «Есть много потребителей, которые в силу малой информированности, не сформированных потребительских предпочтений, по каким-либо другим причинам редко включают рыбу в свой рацион, и здесь есть над чем работать, — говорит он. — Стимулирование потребления — реклама, просветительская работа — будет способствовать развитию отрасли в целом».
Потребление рыбы в России ограничивается множеством факторов, констатирует директор практики финансового консалтинга группы «Деловой Профиль» Анна Крысина. Это и территориальная удаленность большинства российских регионов от мест вылова рыбы, и дороговизна большинства видов такой продукции, обусловленная значительными затратами на транспортировку и хранение рыбы, и конкуренция со стороны мяса, особенно мяса птицы, которое по ценам сопоставимо и даже дешевле рыбы. Негативно влияет на спрос снижение качества замороженной рыбы из-за длительной доставки до покупателя, а также сокращение платежеспособного спроса из-за череды кризисов в экономике. «Что касается аквакультуры, ее себестоимость по-прежнему высока, и в последние годы она еще больше выросла из-за зависимости от импортных кормов», — акцентирует внимание эксперт.