Из России с дизайном
Международные конкурсы, интернет и профессиональное сообщество — российские дизайнеры, успешно работающие за рубежом, рассказывают, как им удалось открыть “окно в Европу”.
Зачем российскому дизайнеру выпускать и продавать свой дизайн за границей? Это не просто вопрос престижа. “В Европе есть индустрия и все ее составляющие, — говорит победитель конкурса AD Design Award в номинации “Предметный дизайн” Андрей Будько. — Там гораздо больше точек продаж, есть кураторы выставок, профессиональная критика и люди, которые понимают дизайн и готовы за него платить”.
А еще там есть развитое производство, хотя, как показывает опыт Димы Логинова, в современном мире можно быть известным дизайнером, не имея ни одной реализованной работы. “Я не планировал заниматься предметным дизайном”, — рассказывает Логинов, который сотрудничает с итальянцами (и не только) последние десять лет. Поступив в конце нулевых в Международную школу дизайна на интерьерное отделение, он в первый же месяц обучения захотел поучаствовать в конкурсе, а поскольку техникой визуализации пространств овладеть к тому моменту не успел, сделал своими руками лампу из бетона — и выиграл. Дальше было еще несколько студенческих побед и многочисленные 3D‑проекты, которые Дима веерно рассылал в дизайнерские СМИ, а те охотно их публиковали.
Через пару лет возникла парадоксальная ситуация: Дима Логинов был по факту дизайнером с мировым именем, к нему стучались компании, желающие продавать его работы, но для производителей он по‑прежнему не существовал. “В конце концов я предложил дистрибьюторам выступить в роли посредников — и тут же обнаружилась фабрика Studio Italia Design, которая стала меня производить, — рассказывает дизайнер. — Это был 2010 год, и у меня сразу вышли три коллекции”.
Схема “сначала СМИ — потом производство” работает и спустя десятилетие: яркие компьютерные визуализации Дарьи Зиноватной сперва прошли по журналам и блогам, а уже потом она стала получать заказы от компаний уровня Adrenalina, Ceramica Bardelli и Gan. Но этот путь может оказаться не самым коротким. “Итальянские производители мало читают даже собственную дизайнерскую прессу, не говоря о международной”, — делится наблюдениями Логинов.
Зато они ходят на выставку молодого дизайна SaloneSatellite, которая каждый год проходит в рамках Миланского мебельного салона, — это испытал на своем опыте Андрей Будько, оказавшийся в Милане как победитель отборочного конкурса на Salone del Mobile.Milano Moscow. К тому времени он уже два года работал над коллекцией фетровых ковров, чувствовал дыхание надвигающегося творческого застоя и решил взбодриться, поучаствовав в выставке и не вполне понимая, какие перспективы это открывает. А когда оказался среди победителей и получил путевку в Милан, то попытался составить представление об этом событии, пообщавшись с победителями конкурса последних десяти лет. “И все равно я не понимал, что там происходит, пока туда не попал”, — признается Будько и говорит, что ему отчасти повезло. “Ты должен привезти