Вернулся к жизни дом Наркомфина — главный шедевр эпохи конструктивизма в Москве

ADДизайн

Дом для современного человека

Летом 2020 года вернулся к жизни дом Наркомфина — главный шедевр эпохи конструктивизма в Москве. Софья Карпенко рассказывает об истории здания и уникальном примере реставрации.

Софья Карпенко

Фасадам дома Наркомфина вернули оригинальный цвет, и он наконец-то вновь стал похож на тот самый “дом‑корабль”

“Я хотел создать прецедент”, — так начинает свой рассказ о процессе реставрации дома Наркомфина Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга. Прецедент создать действительно получилось — вы вряд ли найдете реставрацию такого же уровня на территории России. Но сперва давайте углубимся в историю.

“Дом переходного типа” на Новинском бульваре появился в 1930 году как результат эксперимента архитекторов-конструктивистов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. Гинзбурга всегда волновали вопросы планировки жилых комплексов, он посвятил этому множество теоретических трудов и несколько глав своей программной книги “Жилище”. Дом Наркомфина стал идеальным воплощением всех его идей, но, к сожалению, просуществовал он в таком виде совсем недолго. Первыми жильцами “элитного” дома были сотрудники Наркомата финансов, и в том числе его глава Николай Милютин, для которого Гинзбург создал отдельный особняк на крыше — по сути, первый советский пентхаус. Квартиры-ячейки разных типов были предназначены как для больших семей (ячейки типа K на втором и третьем этажах), так и для одиночек (ячейки типа F и 2F). Одной из самых важных функций здания “переходного типа” по замыслу Гинзбурга была общественная. Поэтому там была устроена столовая, солярий на крыше, а пространство между колоннами должно было быть использовано для встреч и прогулок. По воспоминаниям жильцов дома, например Владимира Гинзбурга, отца Алексея Гинзбурга, столовой пользовались очень активно, и даже жители соседних домов приходили сюда на обед. Детский сад не был построен, но в коммунальном корпусе, прилегающем к основному зданию, организовали помещение для детских групп вместо спортивного зала. Чуть подальше, в прилегающем парке, стояло отдельное помещение самой современной прачечной. Все эти общественные пространства и коммунальные услуги были сосредоточены в доме для того, чтобы человек использовал свое свободное время для отдыха. Так видел себе Моисей Гинзбург не только дом нового типа, но и “человека нового типа” — современного и не обремененного бытовыми заботами. Именно к этой идее вернули дом новые собственники и авторы проекта реставрации.

Уже в середине 1930‑х годов колонны-опоры, которые воспевал и активно использовал в своих проектах Ле Корбюзье, были заложены — там появились дополнительные помещения и жилые площади. Часть ячеек превратилась в коммунальные квартиры, жильцы сменяли друг друга на протяжении многих лет, и практически все, что проектировали авторы, начиная от цветовых схем интерьеров и заканчивая сложнейшими инженерными системами Сергея Прохорова, к началу 2000‑х было утеряно, а здание пришло в аварийное состояние.

После многочисленных смен владельцев, эпохи креативных кластеров и йоги на крыше пришло время настоящей реставрации, которой занялись компания “Лига прав” во главе с Гарегином Барсумяном и архитектурное бюро “Гинзбург Архитектс”.

Проект сделали за четыре года, и, как говорит Алексей, ничего, кроме Наркомфина, в эти годы в его жизни практически не было. Для того чтобы провести реставрацию такого уровня и превратить дом в объект элитной недвижимости, команде архитекторов и реставраторов требовалось провести огромный объем исследований. В первую очередь занялись инженерными решениями Сергея Прохорова и полностью восстановили их по оригинальным планам. Алексей оценивает этот пласт работ как самый сложный. Прохоров был абсолютным новатором для своего времени, он придумал “блоки Прохорова” — пустоты в межквартирных и междуэтажных перекрытиях, в которых прокладывали канализационные, водосточные и вентиляционные каналы. Архитекторам также удалось настоять на том, чтобы систему кондиционирования спрятали внутри, и она не портит облик здания.

Второй важнейший пласт работ был связан с цветовыми схемами. Их разрабатывал один из мастеров школы Баухаус Хиннерк Шепер вместе с Гинзбургом. Конечно, все эти цвета — голубой, желтый, зеленый, красный — были утеряны, и перед реставраторами стояла амбициозная задача буквально докопаться до правды: стены исследовали буром и слой за слоем двигались к оригинальному цвету. Весь процесс реставрации задокументирован, и жители дома и его посетители могут изучать его прямо сейчас. Алексей Гинзбург настоял на том, чтобы на стенах остались незакрашенные куски — “культурные слои”, которые в конечном итоге привели реставраторов к первоначальному варианту, воссозданному как в общественных зонах, так и в некоторых квартирах. К счастью, девелопер проекта “Лига прав” абсолютно разделяет этот подход к реставрации. Именно на таких “кусочках истории” и строится это еле уловимое ощущение того, что обновленный дом Наркомфина — это живой памятник архитектуры, в котором бережно и с любовью восстановили все трещинки, законсервировали царапины на перилах, очистили дверные ручки квартир и воссоздали дух времени. “Я все время боялся ощущения новодела, это было для меня настоящим наваждением”, — так описывает свои эмоции Гинзбург.

Важным достижением реставраторов стала восстановленная система сдвижных окон. Архитекторы заново отлили железобетонные неподвижные рамы и отреставрировали уцелевшие подвижные деревянные, все это сложилось в аутентичную ленточную систему остекления, задуманную Гинзбургом. Удалось сохранить даже некоторые ручки, а новые отлили по их образцу на производстве.

“Мы подняли культуру реплик на новый уровень”, — с гордостью заявляет Алексей Гинзбург. В доме Наркомфина они действительно достойны отдельного упоминания. Новые чугунные радиаторы изготовлены на том же заводе в Егорьевске, что и оригинальные радиаторы в 1930 году, светильники в общих зонах и коммунальном корпусе выполнены по фотографиям того времени, а новые дверные ручки органично блестят на белых и черных полотнах дверей.

Об интерьерах квартир-ячеек тоже позаботились. Гарегин Барсумян и Алексей Гинзбург сошлись во мнении, что новые жители должны въезжать в полностью готовые интерьеры, добавляя в них только мебель и декор. Во всех квартирах есть современные кухни, санузлы с оригинальной метлахской плиткой, а также система “умный дом”. История закольцевалась, и элитный дом для современного человека Моисея Гинзбурга вновь стал таким — уже для нового поколения своих обитателей.

Фото: Ольга Мелекесцева; Fritz von der Schulenburg / архив AD; архив дома Наркомфина

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

50 м² 50 м²

Сочинская квартира для сдачи в аренду по дизайну Анастасии Комаровой

AD
«Почему человек вынужден идти на преступление, пытаясь обезболить одну маленькую девочку?». Интервью с режиссером фильма «Доктор Лиза» «Почему человек вынужден идти на преступление, пытаясь обезболить одну маленькую девочку?». Интервью с режиссером фильма «Доктор Лиза»

Режиссер Оксана Карас о женщинах и сексизме в русском кино

Forbes
Письмо редактора Письмо редактора

Этот номер вдохновлен темой искусства в интерьере

SALON-Interior
Пестрая лента Пестрая лента

Лента соцсетей сегодня стала главным источником информации о мире

GQ
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Первая победа ВВС РККА над Luftwaffe: реальное видео воздушных боев Второй мировой Первая победа ВВС РККА над Luftwaffe: реальное видео воздушных боев Второй мировой

Схватка семи против двадцати пяти в марте 1942-го в небе над Харьковом

Maxim
«Ход королевы» и еще 6 мини-сериалов для осеннего уикенда «Ход королевы» и еще 6 мини-сериалов для осеннего уикенда

Лучший рецепт для осеннего дня — сериал, не растянутый на множество сезонов

РБК
Алена Михайлова: эффектные фото актрисы с внеземной внешностью из сериала «Чики» Алена Михайлова: эффектные фото актрисы с внеземной внешностью из сериала «Чики»

Лучшие снимки звезды сериала «Чики»

Playboy
Две генетические перестройки сделали самок кротов интерсексуальными Две генетические перестройки сделали самок кротов интерсексуальными

Мутации сделали самок кротов более сильными и агрессивными

N+1
«Как квакеры спасали Россию» «Как квакеры спасали Россию»

Работа квакерской миссии, заставшей революцию 1917 года в Бузулукском уезде

N+1
Понять риски: как изменились диагностика и лечение рака груди Понять риски: как изменились диагностика и лечение рака груди

Как и когда проходить обследования, чтобы не пропустить рак груди?

Forbes
Специальная теория относительности помогла компьютеру предсказать будущее Специальная теория относительности помогла компьютеру предсказать будущее

Этот алгоритм поможет в разработке стратегий лечения в медицине

N+1
Марина Демещенко Марина Демещенко

19-летняя артхаус-поп-певица aka Polnalyubvi

Собака.ru
Малышка на миллион: 9 модных лайфхаков для невысоких девушек Малышка на миллион: 9 модных лайфхаков для невысоких девушек

Выглядеть стильно и модно хочется всем девушкам без исключения!

Cosmopolitan
Куда вложить деньги в условиях низких ставок по депозитам Куда вложить деньги в условиях низких ставок по депозитам

Как и чем заменить валютные депозиты

Forbes
Little Big Little Big

Илья Прусикин (Little Big) о сыне, современной музыке, съемках и страхах

ЖАРА Magazine
Гид по мужским курткам: как отличить разные модели и выбрать подходящую вам Гид по мужским курткам: как отличить разные модели и выбрать подходящую вам

Под словом «куртка» может скрываться с десяток разных понятий

Esquire
#ГЕОРГИЙЗАКАДРОМ #ГЕОРГИЙЗАКАДРОМ

О своей работе со знаменитостями рассказывает звездный фотограф Георгий Кардава

ЖАРА Magazine
Как прихожане добиваются открытия православных храмов в Венесуэле Как прихожане добиваются открытия православных храмов в Венесуэле

Кто построил православные церкви в стране Уго Чавеса

СНОБ
Как избавиться от навязчивых мыслей: 6 лайфхаков Как избавиться от навязчивых мыслей: 6 лайфхаков

Как устранить возникшую тревожность и не зацикливаться на этом состоянии

РБК
Найти себя Найти себя

Как найти свое призвание и поменять жизнь после 50 лет

Добрые советы
Александр Казаков: Зачем топ-менеджеры учатся играть на музыкальных инструментах Александр Казаков: Зачем топ-менеджеры учатся играть на музыкальных инструментах

Музыка — отличный инструмент для того, чтобы быть продуктивнее

СНОБ
«Жар-птица» Арктики «Жар-птица» Арктики

Самая редкая птица Арктики — розовая чайка

Наука и жизнь
Дети алкоголиков: как избавиться от комплекса неполноценности? Дети алкоголиков: как избавиться от комплекса неполноценности?

Дети алкоголиков не умеют по-настоящему ценить себя

Psychologies
Голубые сороки поделились едой с нуждающимися Голубые сороки поделились едой с нуждающимися

Распределение ресурсов между голубыми сороками зависит от пола птицы

N+1
Секс, любовь и тактильный контакт: как они связаны? Секс, любовь и тактильный контакт: как они связаны?

Прикосновения — особая форма общения

Psychologies
Китайская династия Китайская династия

Мария Брагинская оформила интерьер квартиры для ценителя китайского антиквариата

AD
Кузькины бабушки Кузькины бабушки

Новая и стильная экранизация одной из самых жутких сказок Роальда Даля

Weekend
Смотреть нельзя развидеть: как определить норму в жизни и кино Смотреть нельзя развидеть: как определить норму в жизни и кино

Как мы стали слишком чувствительными и почему искусство не должно это терпеть

РБК
Ради чего стоит ехать в Башкирию Ради чего стоит ехать в Башкирию

Республике Башкирия есть что показать

СНОБ
Открыть в приложении