Речной дворец
В сентябре Северный речной вокзал открылся после масштабной реставрации. Рассказываем, почему вам стоит его увидеть.
Северный речной вокзал смело можно назвать первым общественным пространством СССР, однако его проектирование и строительство проходили совсем не “общественно”, а под грифом “секретно”. Здание вокзала возводилось в 1933‑1937 годах, параллельно со строительством стратегически важного канала Москва–Волга, над которым работали заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря, именно поэтому все материалы находились в ведении НКВД и долгие годы не были доступны для исследований.
Здание Северного речного вокзала было призвано продемонстрировать все лучшее, что было в СССР, и стать своеобразным олицетворением советского образа жизни — визитной карточкой города, как того требовала эпоха. Главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев ориентировался на дворцовую парадную архитектуру и, безусловно, вдохновлялся лучшими образцами, например венецианским Дворцом дожей — это угадывается в колоннадах Северного речного вокзала, состоящих из ста пятидесяти колонн.
На вид огромное вытянутое в плане здание, похожее на величественный корабль, внутри поделено на три смысловых блока: зал ожидания, парадный вестибюль, выходящий в парк и на набережную, и ресторан. Множеством мифов обросла комната “особого назначения”, которую окрестили “кабинетом Сталина”, хотя, судя по доступным материалам, Сталин там никогда не бывал. Эту комнату, скорее всего, использовали для встреч и ожидания своих рейсов важные члены советского правительства и иностранные делегации.
В 1960‑1970‑х годах, когда пассажиропоток упал, здание стало приходить в запустение. К Олимпиаде‑80 его решили “обновить” и сделали это небрежно, попросту закрасив оригинальную отделку. В 1990‑е оно сдавалось в аренду всевозможным предприятиям, которые относились к памятнику архитектуры без уважения, меняли отделку, заделывали окна и в итоге сильно повредили оригинальные элементы декора. В 2015 году здание вокзала перешло в собственность города, а в 2017‑м началась долгожданная реставрация, результат которой мы можем видеть сейчас.
Над проектом работало больше пятисот человек — архитекторы, реставраторы, художники и дизайнеры. Реставраторы восстановили пышные росписи в интерьерах Северного речного вокзала, двадцать четыре фарфоровых панно на фасадах, оригинальные светильники, в том числе “ландыши” на крыше, а также паркет и полы в разных помещениях, не говоря уже о знаменитом выдвижном шпиле и гигантской звезде. Как и было задумано при постройке, на крыше вокзала снова появилась терраса, с которой открывается вид на Химкинское водохранилище.
Декорированием пышных интерьеров занималась команда дизайнеров, которым нужно было выполнить амбициозную задачу в сжатые сроки. По результатам их работы в зале ожидания и по совместительству музейном пространстве появились скамьи и столики Please Wait to be Seated, ресторан “Волга-Волга” украсили предметы еще одной датской марки Gubi, а его веранду — уличная мебель B&B Italia. Для офиса туроператоров сделали на заказ мебель на итальянской фабрике Morelato. Выбор фабрик был продиктован историческим кредо здания: “все лучшее сразу”. Поэтому в нарядные интерьеры так органично встала эффектная современная мебель ведущих мировых фабрик. Дизайнеры также занимались озеленением пространств и за основу взяли архивные фотографии того времени, на которых подсмотрели, что здесь раньше было много пальм.
Приехать на Северный речной вокзал стоит в первую очередь за тем, чтобы увидеть уникальный памятник эпохи сталинского ампира, изучить восстановленные фонтаны “Юг” и “Север” с торцов здания, прогуляться по колоннадам вокзала и по набережной, на которой теперь располагается макет канала Москва–Волга. Набережная стала продолжением обновленного парка Северного речного вокзала — в нем проложили новые дорожки, оборудовали прокаты и отреставрировали все оригинальные скульптуры. В историческом зале ожидания теперь расположено поп‑ап‑пространство Музея транспорта Москвы, его экспозиция, по словам директора музея Оксаны Бондаренко, будет меняться каждые два месяца.
Фото: Сергей Ананьев / архив пресс-службы, Ольга Мелекесцева. Продюсирование: Наталья Онуфрейчук