«Я заново учился ходить и говорить»: как пережить 16 дней комы и в 40 лет начать жизнь с чистого листа
В прошлом успешный инвестбанкир, а сейчас владелец сети из 200 детских клубов Юрий Белонощенко прошел через множество испытаний: от конфликтов с деловыми партнерами до серьезных проблем со здоровьем. Он рассказал Forbes, как отказался от карьеры в корпорации ради своего дела, за счет чего бизнес выживает во время пандемии и какую роль в успехе играет семья.
За свои 45 лет Юрий Белонощенко успел очень много всего. Сделать блестящую карьеру на инвестиционном рынке — был директором сети филиалов «Тройки Диалог», возглавлял УК «Номос-банк», а затем и УК «Уралсиб». Добиться успехов в спорте — финишировал четыре дистанции IronMan (180 км на велосипеде, 42,2 км бегом, 4 км вплавь), шестидневный ультрамарафон Marathon Des Sables на 250 км по пустыне, пробежал десяток стандартных марафонов. Стать отцом пятерых детей. Уйти с высокого поста в семейный бизнес, а потом оказаться на грани жизни и смерти — столкнуться с тяжелым аутоиммунным заболеванием и 16 дней провести в коме. Сегодня Юрий вместе с женой Евгенией руководят франчайзинговой сетью клубов для раннего развития детей «Бэби-клуб» из почти 200 филиалов в России и СНГ, оборот сети за 2019 год составил 950 млн рублей, выручка управляющей компании — 121 млн.
Белонощенко рассказал Forbes, каково это — начинать жить с нуля, когда тебе за 40, как TikTok может спасти бизнес в пандемию и зачем он летает с женой разными самолетами.
Фотограф
Как-то раз к нам пришел папин друг, который ремонтировал цветные телевизоры. Это, можно сказать, определило мою судьбу — я подумал, что это очень интересно и перспективно, и решил поступать на факультет радиотехники. Институт выбрал по совету отца, аэрокосмический. К тому же, он был рядом с домом.
Первые деньги я заработал еще лет в 11-12, на фотографии. Любовь к ней мне привил тоже отец. Я пошел в магазин, купил «Краткий справочник фотографа, фотолюбителя», прочитал, думаю — ну, в принципе все возможно.
Отец мне давал небольшие деньги на пленку. Я снимал постеры со звездами — Сильвестром Сталлоне, Арнольдом Шварценеггером, Чаком Норрисом, Брюсом Ли — и показывал в школе друзьям распечатанные копии. Они у меня их покупали по 10 рублей, которые я тратил, опять же, на пленку.
Лет в 15 меня позвали фотографировать линейки и выпускные. Я взял у отца «Зенит-С», крутой по тем временам аппарат, начал снимать на него. Меня стали приглашать то в одну школу, то в другую, то в третью. Я накопил на собственный профессиональный Nikon. Люди видели, что получается у меня лучше, чем у конкурентов. Меня стали разрывать. Так я заполучил свою первую сеть клиентов — больше 100 школ работали только со мной. Заработанных денег хватило на покупку автомобиля.
Финансист
Мне отец когда-то сказал: «Юр, когда ты будешь что-то делать, делай всегда это так хорошо, как только можешь. И постарайся никогда не опаздывать». С тех пор я следую этим двум принципам.
Я всегда должен был быть чуть лучше остальных. Неважно, на 10% или на 1%, но чуть лучше. Когда я начинал фотографировать, то внимательно смотрел, что делают другие. В основном это были взрослые мужики. Они предлагали фотографии через неделю после съемки. А я говорил, что будет готово завтра. И выполнял обещания. Если мог сделать что-то быстрее, всегда делал быстрее. Люди были готовы платить за это на 40% больше.
Сразу после окончания университета в 1997-м я получил приглашение о работе от небольшого местного банка «Самарский кредит». Я ничего не понимал в акциях и облигациях, но решил попробовать.
Поначалу было тяжко, но я смог влиться и даже принимал нетривиальные решения — например, за три дня до обвала фондового рынка продал все подконтрольные мне облигации. Меня вызвали на ковер, отчитали, но потом оказалось, что я спас огромную часть активов банка.
А в кризисном 1998-м в Самаре открылось представительство «Тройки Диалог». Я мечтал туда попасть. В «Тройку» не брали сотрудников без английского языка и без экономического образования. У меня не было ни того, ни другого. Но когда они увидели, как я работаю, не могли не взять. Например, когда коллеги за пять минут до обеда не принимали клиентов или выходили покурить, я думал, что могу еще успеть за это время.
После кризиса клиентов было много, я начал разрываться. Например, один уехал на две недели в отпуск, вернулся, а я забыл ему позвонить. Понял, что мне нужна CRM-система. Самая простая версия такой системы QuickSales стоила около $600 — на тот момент большие деньги, я получал $250 в месяц. В центральном офисе «Тройки» на мою просьбу купить программу ответили: «С ума сошел что ли? У нас бюджета нет, денег нет». Я взял всю свою зарплату и купил эту программу, потому что понимал, что без нее будет сложно расти.
Реформатор
В марте 2001-го я возглавил самарский филиал инвестиционной компании «Атон», руководил им по апрель 2004 года. А потом «Тройка Диалог» схантила меня обратно.
Я пришел и сразу начал рассказывать, как мы будем работать — отрабатывать холодные звонки, вести CRM-систему, делать ставку на сервис. Такой подход был в новинку. После этого я прошел курсы по системно-векторной психологии, чтобы понять, как вести себя с клиентами, и обучил этим приемам сотрудников. Через три месяца убыточный филиал «Тройки Диалог» в Самаре стал прибыльным.
Руководители — [исполнительный директор «Тройки Диалог»] Жак Мегредичян и [управляющий директор] Павел Соколов — удивились, как мне это удалось. И предложили повторить опыт в еще одном филиале. Их тогда было всего пять — Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и Питер. И все убыточные, кроме самарского.
Меня отправили в Нижний Новгород. Я приезжаю. Офис «Тройка Диалог» такой же красивый, как в Самаре, все аналитические материалы есть. Но нет клиентов. Все сонные, говорят: «У нас все плохо. Клиентов нет, конкуренты не дремлют. Понимаешь, у нас просто менталитет совершенно другой».
Я встретился с клиентами, узнал, чего они хотят и чего им не хватает. Оказалось, проблема была в клиентском сервисе, в отсутствии системности. Я понял, что клиенты тут — такие же бизнесмены, как в Самаре, говорят на таком же русском языке, все хотят одного. Рассказал коллегам из Нижнего, что нужно делать: вести учет клиентов, быть с ними вежливыми, отвечать на звонки и не забывать перезванивать, интересоваться их потребностями и пожеланиями, главное — выполнять обещания. И через два месяц этот филиал тоже стал прибыльным.