6 очень дешевых автомобилей: самые необычные варианты
Вопрос создания максимально доступного автомобиля волновал человечество во все времена. Но иногда конструкторы находили на него весьма нетривиальные ответы
Ford T, Volkswagen Beetle, оригинальный Mini, Citroen 2CV, Dacia Logan, Tata Nano и даже Trabant — все это примеры крайне успешных доступных автомобилей, которые меняли ход истории. Но идея чего-то очень доступного, массового и с четырьмя колесами во все времена была настолько популярной, что к ней возвращались сотни раз и продолжают возвращаться до сих пор.
В только не всем начинаниям суждено повторить успех вышеупомянутых моделей: какие-то проекты доступных машин появлялись не в то время и не в том месте, каким-то банально не везло, а иные становились жертвой уж слишком радикальной или диковинной концепции.
О таких случаях мы сегодня и поговорим: перед вами автомобили, которые должны были стать выбором миллионов, но остались лишь в памяти энтузиастов.
Trojan Utility Car
«Можете ли вы позволить себе ходить?». Именно с таким слоганом британская компания Trojan рекламировала свой упрощенный до предела автомобиль, попутно приводя собственные расчеты. Согласно им на дистанции в 200 миль (320 км) расходы на ботинки и носки превышали таковые на эксплуатацию этой машины.
Экстремально низкая цена была обусловлена полным отказом от каких-либо атрибутов комфорта — например, шины были сделаны сплошными, как у велосипеда «Дружок», а пневматические покрышки предлагались лишь в качестве опции за 5 фунтов стерлингов. Но даже это было не самым интересным в конструкции Trojan.
Например, под тем, что выглядело как обычный капот, не было двигателя — только рулевой вал, радиатор и карбюратор, из которого топливо-воздушная смесь самотеком поступала в двухтактный 1,5-литровый мотор мощностью 11 л.с., расположенный вместе с трансмиссией, выхлопной системой и всем остальным… Под пассажирским отсеком! Да-да, вместо традиционной на тот момент рамы у «Трояна» было что-то вроде полого корыта, в которое горизонтально упаковывалась вся силовая установка.
А сам мотор был, пожалуй, одним из наиболее странных за всю историю автомобилестроения. Его сложно описать простыми словами: четыре поршня располагались как бы X-образно, квадратом, и при этом были разделены на две пары, каждая из которых имела общую камеру сгорания. То есть это что-то вроде рядной «двойки», только со сдвоенными цилиндрами.
При этом оба шатуна в таких «блоках» крепились к общей нижней головке, а чтобы все это работало, они были сделаны сгибаемыми! Ведь при движении поршней вверх им необходимо было расходиться врозь, а затем, после воспламенения смеси, сходиться обратно…
Как бы это еще объяснить? Вот сожмите кулаки, выпрямите указательные и средние пальцы, а потом сведите руки вместе. Поздравляем, вы изобразили шатунно-поршневую группу мотора Trojan.
Как ни удивительно, конструкция функционировала и даже отличалась надежностью — еще бы, ведь в ней было всего семь движущихся деталей. А сама машина обладала неплохой плавностью хода благодаря сверхмягкой подвеске, призванной скомпенсировать отсутствие воздуха в шинах.
Производство стартовало в 1922 году. Тогда Trojan предлагали по цене в 230 фунтов стерлингов — на сегодняшние деньги это около 14 тысяч фунтов или 1,9 миллиона рублей по текущему курсу. Но в 1925 году до Соединенного Королевства добрался Ford T, и цену пришлось снизить вдвое — чтобы получилось меньше, чем у заокеанского конкурента.
Правда, это уже не спасло: если детище Генри Форда было дешевым благодаря революционным методам производства, оставаясь полноценным автомобилем, то вариант Trojan вряд ли выходил за рамки пусть очень оригинальной, но все же неконкурентоспособной поделки.
Crosley Farm-O-Road
Американский автопроизводитель Crosley Motors заслуживает отдельной статьи — до того необычны его история и продукция. Это детище изобретателя и бизнесмена Пауэлла Кросли — пионера радиовещания, успешного производителя радиоприемников, владельца бейсбольной команды, президента самолетостроительной компании и, заодно, большого автомобильного энтузиаста.