Какие образы войны предлагают паблики и форумы о Великой Отечественной войне?

Знание – силаHi-Tech

Оперативная память. День Победы и его цифровые образы

Андрей Линченко, Оксана Головашина, Даниил Аникин

Вряд ли кто-то станет отрицать, что среди коллективных представлений о войнах, которые в прошлом вела Россия, память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов занимает совершенно особое место. Причинами этого является и незначительное по историческим меркам время, прошедшее с момента завершения этой войны, и важная роль победы в ней для государства, позволявшая в советское время говорить о торжестве модели социализма, а в постсоветское время – указывать на особую моральную роль России в мировой истории. Еще одним немаловажным обстоятельством является и то место, которая занимает ВОВ в памяти нескольких поколений россиян и жителей бывшего Советского Союза, до сих пор сохраняющих в семейной памяти трагические и героические воспоминания о войне. Однако, как известно, все течет, все изменяется. Коллективная память об исторических событиях – не исключение. Достаточно популярной среди отечественных и зарубежных ученых является теоретическая концепция немецкого египтолога Яна Ассмана, который в свое время предложил оригинальный механизм постепенного изменения коллективной памяти. Согласно его взглядам, неизбежная смена поколений – источник для перехода коммуникативной памяти в память культурную, где первая охватывает воспоминания, связанные с недавним прошлым, а вторая – результат интерпретации событий прошлого под влиянием институтов памяти (СМИ, образование, наука, искусство). Другими словами, институты перехватывают память о прошлом и создают иную конструкцию прошлого, которая, как метко подмечает Я. Ассман, оказывается «делом мнемотехники».

Отечественные ученые не устают подчеркивать тот факт, что историческая память не тождественна историческому сознанию. Это в первую очередь означает, что можно помнить о событиях, но не рефлексировать о них критически. Более того, помнить можно по-разному. По точному определению ведущего отечественного исследователя проблем исторической памяти Л. П. Репиной: «историческая память есть совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом».

Появление интернета, вне всяких сомнений, свидетельствует о выходе на авансцену коллективной памяти еще одного культурного посредника, изменяющего наши представления о прошлом. Открытость интернета, его интерактивный характер позволяют ему выступать особым пространством ее трансляции. Информация в интернете, как правило, не проходит предварительной селекции и оценки, а способность сети органично сочетать все формы записи информации (звуковые, текстовые, визуальные) порождает принципиально новое соотношение в пространстве приватного и публичного, локального и глобального.

Можно ли сказать, что память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов приобретает совершенно новые смысловые оттенки в активно развивающемся российском интернет-пространстве? Нетрудно ответить на этот вопрос положительно, ведь активное развитие интернет-пабликов и социальных сетей происходит на фоне перехода коммуникативной памяти о Великой Отечественной войне в современной России в память культурную, когда уходят в вечность последние представители поколения ветеранов и свидетелей войны. Гораздо сложнее другой вопрос – какие образы войны предлагают российские интернет-паблики и форумы посетителей новостных сообщений о Великой Отечественной войне? Ответить на этот вопрос мы постарались на основе двух ранее проведенных нами исследований. Первое исследование 2017 года представляло собой контент-анализ особенностей восприятия Дня Победы в российском интернет-пространстве в 2010— 2015 годах. Второе исследование 2021 года представляло собой изучение интернет-комментариев посетителей региональных новостных сайтов и пабликов Калининградской, Тульской и Томской областей о памятных мероприятиях по поводу Великой Отечественной войны.

Память о любой войне всегда опирается на коммеморации ее отдельных событий, которые выступают своеобразными точками притяжения и с особенной яркостью подчеркивают героические и трагические стороны конфликта. Обращаясь к памяти о Великой Отечественной войне, читатель без труда найдет множество таких больших и малых событий, однако наиболее знаковым, конечно, является День Победы – кульминация всех коммемораций вой-ны в российском обществе. Именно по этой причине, в наших исследованиях мы сконцентрировали внимание именно на коммеморациях 9 мая в российском интернете.

Социологические опросы, проводимые как государственными, так и негосударственными социологическими службами и агентствами, показывают сохранение памяти о Великой Отечественной войне в качестве одного из важнейших мировоззренческих ориентиров в современном российском обществе. Можно ли сказать, что Рунет повторяет эту тенденцию?

Одним из наиболее важных параметров, позволяющих оценить общественное внимание к тому или иному феномену, является частотность упоминаний в интернете. Для анализа частотности разработан целый ряд инструментов, из которых нами был выбран ресурс Google Ngram Viewer. Он позволяет оценить количество употреблений определенного словосочетания во всех комплексах текстов в GoogleBooks1, а также это количество по годам, что делает возможным получение наглядной картинки. Задав словосочетание «День Победы» и выбрав в качестве хронологических границ годы с 1940 по 2008, мы получили следующие результаты:

Рис. 1. Частотность употребления «День Победы» 1940—2008 (по корпусу русскоязычных текстов) Источник: по данным https://books.google. com/ngrams/graph?content

1. То есть только тех текстов, что оцифрованы в рамках проекта GoogleBooks (Прим. ред.).

На графике видно, что усиление общественного внимание ко Дню Победы отчетливо связано с очередными годовщинами этого события, причем первый пик количества публикаций связан с 30‑летием Победы в 1975 году, а затем с двумя другими круглыми датами – 40‑летием и 50‑летием. Любопытны две закономерности. Во-первых, ситуация начала 1990-х годов, когда ВОВ практически выпадает из сферы общественного внимания, возвращаясь к показателям начала 1960‑х. Это легко объяснимо не только тяжелой экономической ситуацией, но и общим снижением интереса к советскому прошлому в условиях кратковременного обретения новых мировоззренческих приоритетов. Во‑вторых, еще более существенным является снижение внимания даже к юбилеям, начиная с 2000‑х годов, когда, казалось бы, этот праздник становится главным атрибутом политической культуры.

Если посмотреть на комплекс англоязычных текстов, то можно увидеть схожие закономерности – рост интереса в период юбилеев и постепенный спад в промежутки между ними (рис. 2).

Рис. 2. Частотность употребления «День Победы» 1940—2008 (по корпусу американских англоязычных текстов)

Число пользователей сети интернет растет, однако объяснить одним этим фактом рост количества упоминаний «День Победы» почти в два раза в юбилейный 2015 год нельзя. Для дальнейшего анализа был выбран более короткий промежуток времени – со 2 по 17 мая каждого года в период с 2010 по 2015‑й. Материалы отсортированы по релевантности, что позволяет отследить наиболее популярные с точки зрения пользователей Рунета посты, так или иначе связанные с Днем Победы. Подсчет велся по всем материалам, интегрированным в сервис Яндекс.Блоги за период с 1 января по 1 июня каждого года без выбора региона поиска (рис. 3). Итак, какие же темы и их оценки являются наиболее значимыми в российском интернет-пространстве?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сидеть по-русски… Сидеть по-русски…

Кресло, созданное Шутовым, — самый патриотичный предмет мебели для сидения

Дилетант
Ничего обнадеживающего: как народные сказки учат нас терпеть абьюз Ничего обнадеживающего: как народные сказки учат нас терпеть абьюз

Отрывок из книги «Архетипы в русских сказках»

Forbes
Князь, губернаторы, воевода и секретарь Князь, губернаторы, воевода и секретарь

Самые известные первые лица Нижнего Новгорода

Дилетант
Верим в добрые приметы Верим в добрые приметы

В новогоднюю ночь мы, как дети, начинаем верить в чудеса и приметы

Лиза
«Лучше всего за людей говорит то, что они делают» «Лучше всего за людей говорит то, что они делают»

Тихон Жизневский славы не ищет, а к своей популярности относится с иронией

OK!
Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова

Как крепостной крестьянин стал одним из самых богатых людей Российской империи

Maxim
Чат-бот, смерть и роботы: что такое цифровое бессмертие и кто его обещает уже сейчас Чат-бот, смерть и роботы: что такое цифровое бессмертие и кто его обещает уже сейчас

Возможно ли цифровое бессмертие на самом деле?

Forbes
Змеи, лютичи и диадемы Змеи, лютичи и диадемы

Культуролог и фольклорист Александра Баркова про разные новогодние традиции

Seasons of life
В банде только девушки В банде только девушки

«Контрабандистки»: корейское криминальное ретро с женским характером

Weekend
Лети и смотри Лети и смотри

Кино Михаила Калатозова как история СССР, борьбы идеологий и покорения неба

Weekend
И снова здравствуйте И снова здравствуйте

Как перестать стесняться своего тела и фантазий и начать получать удовольствие

Добрые советы
В центре мира В центре мира

Как ощущается Венеция и есть ли в венецианских буднях время для праздника

Seasons of life
Траты и возвраты: 16 историй предпринимателей, меняющих Россию Траты и возвраты: 16 историй предпринимателей, меняющих Россию

16 историй предпринимателей из регионов — в фоторепортаже Forbes

Forbes
the makers the makers

Победители конкурса «Мейкеры» 2023 года

Seasons of life
Почему дети не любят писать и как это исправить? Отвечает учитель Почему дети не любят писать и как это исправить? Отвечает учитель

Как научить ребенка писать сочинение

СНОБ
Славянский клад! В Германии нашли сокровищницу с мечами и монетами бронзового века Славянский клад! В Германии нашли сокровищницу с мечами и монетами бронзового века

В Мекленбург-Передняя Померания археологи сделали ряд потрясающих находок

ТехИнсайдер
Правила безопасности для сердца Правила безопасности для сердца

Что повышает риск развития хронической сердечной недостаточности

Здоровье
Не такой уж малый Не такой уж малый

Меры поддержки кредитования МСП все еще охватывают ничтожную его часть

Монокль
7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать 7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать

Сегодня мы обращаемся к детективам не за новым, а за уютным старым

Правила жизни
Вениамин Семёнов-Тян-Шанский и причуды топонимики Вениамин Семёнов-Тян-Шанский и причуды топонимики

О жизни и вкладе выдающегося географа В. П. Семенова-Тян-Шанского

Знание – сила
Сквозные и критические: как изменилась стратегия развития технологий Сквозные и критические: как изменилась стратегия развития технологий

Сектор инноваций в России продолжает развиваться благодаря господдержке

РБК
Внешняя торговля: друзья и недруги Внешняя торговля: друзья и недруги

Страновая и товарная структура экспорта и импорта стабилизировалась

Монокль
Бизнес на орбите Бизнес на орбите

Частный сектор стремится сделать свои прибыли космическими при поддержке НАСА

Robb Report
Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях

Отрывок из книги «Фабрика счастливых граждан» об экономике счастья

Forbes
Хибины. Таинственное чудо Севера Хибины. Таинственное чудо Севера

Красоты и тайны Хибин, расположенных на Кольском полуострове

Зеркало Мира
Чем богаты, тем и рады Чем богаты, тем и рады

Что мы хотим получить на самом деле, когда раскошеливаемся на люкс

VOICE
Ферма будущего Ферма будущего

Как семейное увлечение мыловарением выросло в большой бренд

Seasons of life
Стильная импровизация Стильная импровизация

Арсений Попов — о том, почему не любит импровизировать в быту

Men Today
Великая реквизиция Великая реквизиция

Как автомобильные марки не ушли, а остались в Первую мировую

Автопилот
Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед» Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

В рождении и воспитании детей есть нечто высшее

Караван историй
Открыть в приложении