Жизнь насекомых. Большая история о том, как «Человек-паук» оказался во вселенной Marvel
В еженедельном кинообзоре журналист Татьяна Шорохова рассказывает полную летопись жизни Человека-паука и отвечает на вопрос, почему тот не прижился вне киновселенной Marvel, какие ошибки допустила студия Sony Pictures и каким образом Паук вернулся в лоно семьи.
Где-то в альтернативной вселенной Джеймс Кэмерон все-таки снял «Человека-паука» в начале 1990-х, Арнольд Шварценеггер сыграл Доктора Осьминога, как и планировалось. В нашей вселенной Кэмерон сдал свою сценарную заявку и даже согласился занять режиссерское кресло, но судьба распорядилась иначе: Питер Паркер оказался беспризорником на долгие годы. Рассказываем, почему решение о сотрудничестве с Marvel стало одним из самых удачных для студии Sony Pictures.
Купить паука
Основанная в 1993 году Marvel Films, поначалу не должна была специализироваться на съемке фильмов. Главной задачей компании было лицензирование всех возможных персонажей комиксов Marvel — от самых популярных до малоизвестных. Прибыль от продажи прав на использование образов героев в перспективе казалась куда заманчивее. Благословенное время бесконечных франшиз для киностудий еще не началось, ровно как и царствие комиксов в прокате.
В середине девяностых Marvel Entertainment приходила в себя после финансовых неудач, и ответила на предложение чиновника Sony Pictures Яира Ландау о продаже прав на экранизацию «Человека-паука». В 1998-м дружелюбный сосед «Человек-паук» обосновался на Sony — студия приобрела права на персонажа и всю его вселенную, куда входили разнообразные злодеи, друзья и родственники Питера Паркера.
Изначально Ландау хотел купить права на нескольких персонажей за $25 млн — в компании со Спайди, как нежно называют своего героя фанаты, на Sony должны были уйти Железный человек и Черная Пантера. Однако начальство Ландау посчитало, что одного супергероя достаточно. «Никому не сдались другие персонажи. Иди и покупай только Человека-паука», — услышал Яир от руководства и выложил $7 млн за права.
В итоге сделка включила в себя около 900 разношерстных персонажей, населявших комиксы про Питера Паркера. Кое-кто уже выбрался на экран соло («Веном»), кому-то еще предстоит знакомство со зрителем (вампира Морбиуса в одноименном фильме играет Джаред Лето). Согласно соглашению с Marvel, Sony должны снимать по одному фильму по вселенной комиксов раз в пять лет и девять месяцев. Если такая очередность выполняется, Sony может держать Питера Паркера в своем пользовании бесконечно.
Оживить паука
Взявшись за экранизацию, студия первым делом отбросила существовавший сценарий Кэмерона — ровно как и его самого. Режиссерами первого фильма могли стать совершенно разные авторы: от М. Найта Шьямалана и Тони Скотта до Роланда Эммериха и Дэвида Финчера. Последний почти получил пост, но наотрез отказался ставить историю становления героя — Финчеру было интересно показать совсем другую сюжетную линию, включавшую в себя смерть подружки Питера Гвен Стейси.
Выбрав Сэма Рэйми, за плечами которого была культовая трилогия «Зловещие мертвецы», Sony невольно задала тренд в привлечении к комиксам режиссеров, снимавших хорроры. Гильермо дель Торо («Хеллбой»), Джеймс Ганн («Стражи Галактики»), Скотт Дерриксон («Доктор Стрэндж»), Джеймс Ван («Аквамен»), Дэвид Ф. Сэндберг («Шазам»), Рубен Фляйшер («Веном»), даже Зак Снайдер — все они родом из ужасов.
Трилогия Рэйми о Человеке-пауке с участием Тоби Магуайра растянулась на пять лет (с 2002 по 2007) и собрала в прокате почти $2,5 млрд. Но вместе со сборами рос и бюджет: первая картина была снята за $139 млн долларов, вторая за $200 млн, ну а за третью пришлось заплатить неприличные $258 млн. Прибыль студии от фильма «Человек-паук: Враг в отражении» составила всего $159 млн — это было на 35% меньше сиквела и на 64% меньше оригинала.
Бюджет четвертой части мог устремиться в бесконечность. Этому способствовали как увеличившиеся гонорары звезд, так и стоимость визуальных эффектов. Студия подсчитала, что в лучшем случае она выйдет в ноль. Пока новостные сайты судачили, кто сыграет Стервятника (он должен был стать главным антагонистом), сценаристы раз за разом переделывали текст. Параллельно Сэм Рэйми терял энтузиазм и взял самоотвод.